Межбанковский кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Межбанковское кредитование - это привлечение и размещение на договорных началах банками между собой свободных денежных ресурсов в форме вкладов (депозитов) и кредитов.
Система межбанковского кредитования имеет два уровня: первый отражает движение средств между Банком России и коммерческими банками, второй - между различными коммерческими банками.

Вложенные файлы: 1 файл

Межбанковский кредит его значение.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

     ФРС и Банк Англии с мая 2008 г. поддерживали ключевые процентные ставки без изменения (ЕЦБ в июле 2008 г. повысил ставку рефинансирования до 4,25%). В первой половине 2008 г. процентные ставки были повышены в Швеции, Норвегии, Польше, Венгрии, Чехии, Индии, Индонезии. Центральные банки Турции и Филиппин в начале года снижали процентные ставки, однако во II квартале перешли к их повышению. Ставки LIBOR по депозитам в долларах США на сроки от 1 месяца до 1 года в первом полугодии 2008 г. (июнь к декабрю 2007 г.) снизились на 1-2,5 процентного пункта, по депозитам в евро изменились незначительно. Ставки LIBOR по депозитам в долларах США были ниже соответствующих по срокам ставок LIBOR по депозитам[23].

     Таким образом, межбанковские отношения  в различных зарубежных странах  обладают существенными отличиями. Каждая страна проводит соответствующую  своим законам и целям денежно  – кредитную политику, но общие  принципы проведения тех или иных межбанковских операций одинаковы. В связи с увеличением значения международных межбанковских кредитов и расчетов создаются и используются специальные стандарты банковской документации.

 

       Глава 2 Межбанковские кредиты в современных условиях

      2.1. Роль и место Центрального банка РФ в кредитовании коммерческих банков

     Активным  участником рынка межбанковских  кредитов выступает Центральный  Банк РФ (ЦБ РФ) как кредитор "в  последней инстанции" – банк банков.

     Кредиты ЦБ РФ – одна из форм рефинансирования банков в процессе осуществления денежно-кредитного регулирования.

     Под рефинансированием центральным  банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда  банки исчерпали свои ресурсы  или не имеют возможности пополнить  их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

     Кредитно-банковские институты, испытывающие временные  финансовые трудности, получили возможность  обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых ресурсов. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.

     Официальная ставка рефинансирования - это проценты по ссудам, используемым Центральным банком РФ при кредитовании коммерческих банков. Ставка рефинансирования ЦБ РФ, наряду с обязательными резервами и операциями на открытом рынке, является одним из главных инструментов денежно- кредитного регулирования, осуществляемого Банком России. Понижая официальную ставку рефинансирования, он проводит политику "дешевых денег": делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения кредитов на рынке со стороны коммерческих банков, что влечет за собой удешевление кредитов. Такая политика ставит целью оживить инвестиции и стимулировать экономический рост. Повышение ставки рефинансирования ведет к сжатию денежно- кредитной массы, замедлению темпов инфляции, и одновременно - к уменьшению инвестиционных ресурсов[11,с.55]

     Центральный банк в своей процентной политике ориентируется, прежде всего, на темпы инфляции. Процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ не является директивной для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Тем не менее, уровень официальной ставки рефинансирования служит для коммерческих банков индикатором проводимой Банком России денежно- кредитной политики и определенным ориентиром при проведении кредитных операций, в том числе на рынке МБК.

     Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, в соответствии со статьями 4 и 40 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный Банк России выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

     Центральный банк России обеспечивает "организационную" сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно на нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБ РФ.

     При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

     Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса [12, с.216].

     Процентные  ставки Банка России представляют собой  минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

     Банк  России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых  осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

     Например, в 2007 году для рефинансирования банки  могли использовать как внутридневные  кредиты, кредиты "овернайт", ломбардные кредиты под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, так и кредиты под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций. Наиболее востребованными были внутридневные кредиты, объем которых составил 13 500 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом почти на 20%. Объем предоставленных Банком России кредитов "овернайт" увеличился по сравнению с 2006 годом в 2,8 раза и составил 133,3 млрд. рублей. Кредиты "овернайт" предоставлялись по процентной ставке, равной ставке рефинансирования. Объем предоставленных ломбардных кредитов в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом почти в 4 раза и составил 24,2 млрд. рублей [24]. В 2007 году началось заключение сделок ломбардного кредитования (по фиксированной процентной ставке и на аукционной основе) с использованием Системы электронных торгов ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа". Этот механизм позволяет кредитным организациям с одного рабочего места осуществлять весь спектр операций, проводимых Банком России в рамках реализации денежно-кредитной политики (кредиты, депозиты).

     С 28.11.2007 г. Банк России ввел новый инструмент рефинансирования кредитных организаций  — ломбардный кредит Банка России по фиксированной процентной ставке на срок 1 календарный день (процентная ставка была установлена на уровне 8,0% годовых). Совет директоров Банка России также принял решение о снижении с 11.10.2007 фиксированной процентной ставки, которая устанавливается по ломбардным кредитам на срок 7 дней (в случае, если два ломбардных аукциона были признаны несостоявшимися). Средневзвешенная процентная ставка по ломбардным кредитам в 2007 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 0,18 процентного пункта и составила 7,0% годовых [24].

     В условиях усиления инфляционного давления на экономику Банк России во II квартале 2008 г. дважды повышал ставку рефинансирования и ставки по своим операциям (всего на 0,5 процентного пункта). Ставка по кредиту "овернайт" , определяющая верхнюю границу коридора процентных ставок по операциям Банка России, была повышена с 29.04.08 до 10,5% годовых, а с 10.06.08 – до 10,75% годовых. Ставка по депозитным операциям на стандартных условиях " том-некст ", определяющая нижнюю границу коридора, была увеличена с 29.04.08 до 3,25% годовых, а с 10.06.08 – до 3,5% годовых. В I квартале 2008 г. ставки, определяющие границы коридора процентных ставок по операциям Банка России, были повышены на 0,25 процентного пункта.

     В сентябре 2008 г. Банк России предоставил  ломбардные кредиты в сумме 28,8 млрд. руб., кредиты овернайт — в объеме 23,7 млрд. руб. (в августе — 4,1 и 15,6 млрд. руб. соответственно). В целях бесперебойного осуществления платежей на протяжении всего месяца Банк России предоставлял также внутридневные кредиты, общий объем которых составил 1447,5 млрд. руб. (в августе — 1351,6 млрд. рублей). В сентябре в структуре ценных бумаг, переданных кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России, преобладали государственные облигации [24].

     Банк  России в сентябре предоставил кредиты  под залог нерыночных активов  или поручительства кредитных организаций в объеме 14,5 млрд. руб. (в августе — 7,7 млрд. руб.). Задолженность кредитных организаций по указанным кредитам возросла с 47,4 млрд. руб. на 1.09.2008 до 61,7 млрд. руб. на 1.10.2008.

     В течение рассматриваемого месяца аукционы по размещению временно свободных средств федерального бюджета Российской Федерации играли важную роль в обеспечении банков рублевой ликвидностью. Схема проведения аукционов в сентябре изменилась: вместо аукционов на срок 4 недели стали проводиться аукционы на срок 5 недель, а также на срок 1 неделя. Объем размещенных средств на срок 5 недель за месяц составил 321,8 млрд. руб. при средневзвешенных ставках от 8,04 до 8,43% годовых, на срок 1 неделя — 154,6 млрд. руб. при средневзвешенных ставках 7,84—7,85% годовых. С 15.09.2008 лимиты размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты были увеличены с 625 до 1232 млрд. рублей. А 22.09.2008 был проведен аукцион по размещению средств на срок 3 месяца, по результатам которого 22 банкам было предоставлено 330,3 млрд. рублей. Вместе с тем в сентябре кредитные организации возвратили в федеральный бюджет ранее размещенные депозиты в сумме 338,3 млрд. рублей. В результате задолженность кредитных организаций по депозитам федерального бюджета возросла со 166,3 млрд. руб. на 1.09.2008 до 634,6 млрд. руб. на 1.10.2008 [24].

     Сложная ситуация в мировой финансовой системе, постепенно распространившаяся и на российский рынок, требует нестандартных  подходов, которые при этом должны сопровождаться взвешенными решениями. Разработка механизмов стимулирования внутренних сбережений населения и создание условий для развития малого и среднего бизнеса, средства, которых станут противовесом внешним заимствованиям кредитных организаций, будут способствовать стабильности российской банковской системы в долгосрочной перспективе. Формирование гибкой эффективной системы рефинансирования призвано компенсировать короткие "провалы" ликвидности, и Банк России со своей стороны активно на постоянной основе совершенствует механизм рефинансирования исходя из требований времени. Только совместные усилия Банка России и банковского сообщества по преодолению кризисных явлений и выработке стратегии длительного и устойчивого роста будут иметь успех.

     Для Банка России события последних  недель обозначили кардинальный разворот в проведении денежно-кредитной политики. Если раньше основной задачей было ограничение избыточной ликвидности, вызванной высокими экспортными ценами и притоком капитала, то теперь – необходимость предоставления ликвидности ввиду исчезновения ее традиционных источников. Кроме того, паника на мировых фондовых рынках обострила вопросы доверия к финансовой системе в целом и сделала актуальными задачи предоставления дополнительных гарантий.

     В этой ситуации Правительство Российской Федерации и Банк России предприняли комплексные усилия, направленные на минимизацию негативных последствий глобального кризиса. Принятые меры условно можно разделить на две основные категории – меры по предоставлению ликвидности и меры по предоставлению гарантий.

     Меры  по предоставлению ликвидности:

     • принято решение увеличить лимит  размещения временно свободных бюджетных  средств на депозитах в коммерческих банках с 668 млрд. руб. до 1,514 трлн. руб.;

     • расширен до 28 список банков, для которых  доступны временно свободные бюджетные средства;

     • принят закон о рассрочке уплаты НДС, согласно которому суммы НДС  будут уплачиваться в бюджет в  течение трех месяцев после соответствующего налогового периода;

     • принято решение о снижении с 15 октября 2008 г. Нормативов обязательных резервов по каждой категории резервируемых обязательств до 0,5%;

Информация о работе Межбанковский кредит