Международная конкуренция на товарных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги любой страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Конкурентное преимущество фирм в глобальных масштабах
1.1 Конкурентная стратегия
1.2 Национальные условия – залог успеха в конкуренции
2. Условия для конкурентного преимущества страны
2.1 Условия спроса
2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм
2.3 Роль правительства
2.4 Детерминанты в будущем
3. Россия на Мировом рынке
3.1 Внешнеэкономическая деятельность России
3.2 Структура внешней торговли России
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России
3.4 Перспективы развития внешней торговли России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Мир.эк-ка Международная конкуренция на товарных рынках.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, детерминанты тоже могут влиять на правительство. Например, распределение капиталовложений на нужды образования производится в зависимости, от числа местных  конкурентов. Высокий уровень внутреннего спроса на тот или иной товар может привести к быстрому вводу правительственных норм техники безопасности. 
Очевидно, что влияние правительства на основные факторы, определяющие уровень национальной конкурентоспособности, может быть или положительным, или отрицательным. Однако если правительственные регулирование или закупки ведут к чрезмерному или слишком рано возникающему внутреннему спросу, отвлекающему местные фирмы от международных рынков, то в таком случае правительство играет негативную роль. Положительное или отрицательное влияние правительства на уровень конкурентоспособности становится ясным, если рассматривать правительство как институт, способный оказывать воздействие на национальную экономику. Вполне возможно существование гораздо более сложных вариантов государственной политики и ее результатов, чем это принято считать. Теория детерминантов, определяющих национальные преимущества, предлагает такую правительственную политику, которая в некоторых случаях резко отличается от вариантов, предлагаемых менее целостными концепциями. Например, кажется разумным сдерживать рост стоимости национальной валюты, если цены на ресурсы рассматриваются как основа в экономике с неизменным уровнем развития технологий и навыков.

Однако давление рынка и проистекающие отсюда научно-технические усовершенствования могут преодолеть ценовой фактор, так что слишком низкая оценка национальной валюты может препятствовать росту конкурентоспособности и ориентировать фирмы на наименее стабильные, чувствительные к колебаниям цен сегменты рынка. Результатом является долговременное падение уровня конкурентоспособности.

Правительственная "помощь" фирмам, устраняющая необходимость  совершенствования производственных процессов, является по сути своей контрпродуктивной.

Правительство оказывает  значительное влияние на уровень  национальной конкурентоспособности, хотя это влияние неизбежно оказывается  частичным.

Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ. Политика действует успешно в тех областях, где имеются основные детерминанты, определяющие национальные преимущества, а правительство может только усилить их действие.

2.4 Детерминанты в будущем

 

В этой части своей  курсовой работы я попытался рассмотреть детерминанты национального преимущества в отрасли, а также влияние правительства на их развитие. Эти детерминанты оценивают экономическую среду исходя из того, является ли она благоприятной для конкуренции в этой отрасли. Отдельные детерминанты, определяющие экономическую среду в стране, взаимозависимы, так как часто действие одного из них зависит от состояния других. Опытные покупатели не будут переключаться на новые товары, если, например, качество трудовых ресурсов пока недостаточно для производства этого товара на уровне, способном удовлетворить покупательские запросы. Неравные условия, в которых находятся компании, будут стимулировать инновации, только если между компаниями существует здоровая конкуренция, а их целям соответствует постоянное инвестирование. В самом широком смысле слабые места каждого детерминанта будут задерживать развитие и возвышение потенциала отрасли.

В перспективе социальные и политические детерминанты, а также  система ценностей будут оказывать  большее влияние на достижение успеха в конкуренции. Например, социальные нормы и ценности уже сегодня сказывают влияние на структуру спроса на внутреннем рынке, равно как и на цели менеджеров, и на то, каким образом фирмы организуются. Социальные и политические факторы определяют те навыки, которые были накоплены нацией, и институциональные структуры, через которые конкуренция оказывает свое воздействие. То есть национальные особенности, которые принято называть культурными, не могут быть отделены от экономических. Культурные факторы также при ближайшем рассмотрении часто оказываются тесно переплетенными с экономическими. Их роль в перспективе будет также очень велика потому, что они формируют ту среду, в которой существуют фирмы. Эти факторы осуществляют свое воздействие через главные детерминанты, а не в отрыве от них. Такое влияние является очень важным для уровня конкурентоспособности, так как изменяется он медленно, и аутсайдерам бывает трудно его достичь.

Социальные и политические факторы и система ценностей  создают устойчивые различия между странами, играющие определенную роль в установлении уровня конкурентоспособности различных отраслей. 
Еще один фактор, который будет иметь существенное значение в будущем - это лидерство. Лидеры сталкиваются с проблемами, задачами и благоприятными ситуациями, которые продуцируются национальной средой. В разных странах лидеры имеют различные цели, что определяется совокупностью детерминантов.

В самом деле, одно из определений может быть таким: лидер - это человек, который больше, чем кто-либо другой, сознает важность роли детерминантов.

Лидеры верят в динамичное развитие и процесс постоянных изменений. Они не приемлют никаких принуждений  и знают, что от них зависит  исход многих начинаний. Они способны в большей мере, чем кто-либо другой, понимать окружающую их реальность и обладают мужеством, чтобы действовать. Часто именно лидерство определяет, какая конкретная фирма той или иной страны, обладающей преимуществами, будет преуспевать или потерпит поражение.

Все вышеперечисленные  факторы уже сегодня непосредственно влияют на конкурентоспособность фирмы на мировом рынке, но в ближайшие несколько десятилетий их влияние резко возрастёт.

3. Россия на Мировом  рынке

3.1 Внешнеэкономическая  деятельность России

 

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в середине 90-х годов составила лишь около 1,5%, а в импорте — менее 1%. 
На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами — членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в  мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составила в 1996 г. 13%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 4:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

3.2 Структура внешней  торговли России

 

Структура российской внешней  торговли и ранее была отнюдь не характерна для промышленно развитой страны. В настоящее время это  в основном топливно-сырьевые товары, черные и цветные металлы, оружие. Сокращение в структуре экспорта, особенно в страны дальнего зарубежья, доли машин и оборудования вызвано потерей для России традиционных для нее рынков стран — бывших членов СЭВ, благоприятно для нее расположенных и соответствующих ей по техническому уровню развития. В то же время мировые рынки оборудования в тех областях, где Россия имеет технические заделы, остаются для нее закрытыми и весьма эффективно охраняются сложной системой явных и неявных протекционистских ограничений. Поставки российских машинотехнических изделий в страны ближнего зарубежья сдерживаются низкой платежеспособностью последних.

Существенные изменения  произошли в товарной структуре  российского импорта.

В российском импорте  сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских  товаров существенно возросла, составив к концу

90-х годов около  40% всего объема импорта.

3.3 Конкурентные преимущества  и недостатки России

 

Перспективы развития внешней  торговли России в значительной степени  зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов.

Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК. 
Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности

3.4 Перспективы развития внешней торговли России

 

С учетом конкурентных преимуществ  и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы  развития ее внешней торговли.

Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще  длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).

Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы  для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано  с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия). 
По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре  экспорта и импорта не соответствует  экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях перехода к  рынку и плюрализму форм собственности, предоставление всем предприятиям независимо от их форм права заниматься внешнеэкономической  деятельностью Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую  деятельность. Теперь главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство. Мировой опыт использования внешнеэкономической стратегии для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии: первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны — западноевропейские страны, Япония, а за ними — новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии России, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

Наиболее действенной  и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала.

Основные средства достижения этой цели — общее улучшение инвестиционного  климата, привлечение инвестиций в  соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, использование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экспортных производств. 
Опираясь на мировой опыт и собственный потенциал Россия сможет превратиться в одну из самых конкурентоспособных держав в мире.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Основы внешнеэкономических знаний отв. ред. И.П. Фаминский М: 
    “Международные отношения” 1994.- 316 с.
  2. Майкл Портер. Международная конкуренция. – М.: Междунар. отношения,1993.-896 с.
  3. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997.-816 с.
  4. Экономика и жизнь. 1996. № 46. С. 19 (VII)
  5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс М.: Республика, 1992.
  6. Макарычев А. «Мягкие» факторы жесткой конкуренции // МЭ и МО. 1993. №8
  7. Эльянов А Россия на мировом рынке: некоторые проблемы // МЭи МО. 1995. №11.



Информация о работе Международная конкуренция на товарных рынках