Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:19, курсовая работа
Часть населения мира в силу различных причин находится в движении, меняя место жительства и работы. Перемещение людей с географического места происхождения (зона выхода) к месту назначения (зона входа) называется миграцией. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Миграцию подразделяют на внешнюю – международную и внутреннюю – перемещение внутри страны.
Введение………………………………………………………………. 3
Сущность международной миграции……………………………. 5
1.1.Определение, классификация, причины миграции…………......5
1.2.Основные направления международной миграции…………….7
1.3.Количественные показатели миграции ………………………….9
1.4.Последствия трудовой миграции для стран-
доноров и принимающих стран………………………………………11
Анализ современных миграционных процессов ……………………14
Масштабы миграции в современном мире. …………………….14
Миграционные процессы в России. ……………………………...17
Государственное регулирование трудовой миграции. ……………..21
3.1. Иммиграционные процессы. ……………………………………..21
3.2. Эмиграционные процессы. ………………………………………23
Регулирование внешней миграции в России ……………………24
Заключение ……………………………………………………………….. 26
Список использованной литературы …………………………………….28
Средний возраст мигрантов — 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.
Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России.
Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная часть, которая в предыдущие годы оценивалась в 10-15 млн. человек, за 2007 г. составила 5-7 млн. Это резкое уменьшение теневого рынка связано в первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для граждан СНГ.
Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны эмиграции и иммиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.
Государственная миграционная политика – это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.
Во всех промышленно
развитых странах созданы
В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения.
Миграционная политика подразделяется на имиграционную и эмиграционную.
В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:
Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции. По окончании срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:
- работники, готовые
за минимальную плату
- специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
- представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
- специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:
Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.
Двойственное воздействие на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.
Можно выделить следующие
направления эмиграционной
- стимулирование трудовой миграции;
- ограничение трудовой миграции;
- создание условий для реэмиграции;
- создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
3.3. Регулирование миграции в России
Границы СССР для миграционных потоков практически были закрыты. 20 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступающий в силу с 1993 г., который предоставлял гражданам страны возможность выезжать, жить и работать за границей. Он стал правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом. Принципиально новым моментом в законе стала отмена выездной визы – внутреннего разрешения на выезд российских граждан. Всем гражданам дано право на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь некоторые категории лиц.
В дальнейшем в целях регулирования миграционных потоков в Россию и регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти указы имели целью установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России.
Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы".
15 января 2007 года значительно
изменилось миграционное
Заключение :
Процесс в области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что
Анализ современных миграционных процессов выявил, что
Изучение методов
целей, задач и методов
Итогом является определение международной миграции рабочей силы как основы функционирования мирового рынка труда и одного из наиболее сложных элементов международных экономических отношений.
Список литературы :