Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:18, реферат
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Цели, поставленные в реферате, следующие:
рассмотреть теоретические основы международной миграции кадров, а именно виды и причины трудовой миграции, основные центры притяжения мигрантов, количественные показатели и последствия трудовой миграции для стран принимающих и стран-доноров;
рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования международной трудовой миграции в странах-донорах и принимающих странах;
Введение 3
РАЗДЕЛ 1 Теоретические Аспекты Исследования Механизма
Международной Миграции Рабочей Силы 5
1.1 Понятие и сущность международной миграции рабочей силы 5
1.2. Исторический экскурс в развитие миграции рабочей силы 7
1.3. Место миграции в международных проблемах мировой
экономики 10
РАЗДЕЛ 2 Анализ Современного Процесса Миграции Рабочей Силы 12
2.1. Характеристика количественных показателей
международной миграции 12
2.2. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда 14
2.3. Современные регионы притяжения рабочей силы 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
2.3. Современные регионы притяжения рабочей силы.
Международная миграция трудовых ресурсов стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства.
На современном этапе развития можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы: миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; миграция рабочей силы в рамках промышленно развитых стран; миграция рабочей силы между развивающимися странами; миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые; миграция научных работников, специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила уже давно стала непременным условием нормального процесса производства. Иностранная рабочая сила в промышленно развитых странах означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь.
В последнее годы растёт миграция рабочей силы между развивающмися странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских эмиратов, странами – челнов ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами – с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах-импортёрах рабочей силы.
Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны.
Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе, где иностранную рабочую силу стали использовать на постоянной основе. По оценке международной организации труда на этот центр приходится более четверти иностранной рабочей силы. Здесь только в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Притоки иммигрантов в Западую Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год.
Второй центр современной иммиграции рабочей силы находится в США, трудовые ресурсы которых исторически сложились именно за счёт иммигрантов. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Иностранцы и сейчас составляют около 5%
рабочей силы страны. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс.
Третий международный регион миграции сформировался в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. После гигантского скачка цен на нефть в 70-е годы в нефтедобывающие страны этого региона хлынул поток из десятков и сотен миллиардов нефтедолларов. Нужно учесть, что экономики этих государств (особенно таких, как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Оман и Бахрейн) оказались совершенно не готовы к такому повороту событий. Это проявилось, в частности, в том, что неожиданно возник острый дефицит как квалифицированной, так и неквалифицированной рабочей силы.
Четвёртый центр иностранной рабочей силы сложился в Латинской Америке, где в основном Аргентина и Венесуэла принимают рабочих из соседних стран. В больших количествах импортируют рабочую силу также Бразилия, Мексика, Чили. Наиболее распространённой формой является сельская сезонная миграция, имеющая давние традиции. Однако существует миграция и более продолжительная по времени. Она характерна для работников промышленности и сферы услуг. Общее количество используемой иностранной рабочей силы в регионе составляет, по разным оценкам, от 4 до 10 и более млн. человек в год.
Пятый центр международной миграции трудовых ресурсов сформировался в Азиатско- Тихоокеанском регионе (АТР) - Япония, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Макао, Таиланд Тайвань, Филиппины, Индонезия, Вьетнам и др. Среди этой группы стран важнейшими импортёрами рабочей силы являются Макао, Сингапур, Малайзия, Тайланд, Индонезия, в значительной степени экспортирующая свою рабочую силу, в то же время привлекает и иностранную, особенно в быстроразвивающиеся в стране свободные экономические зоны. Япония начинает ввозить рабочую силу.
Шестой международный регион миграции рабочей силы сложился в Австралии. В этой стране трудятся 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. При решении вопросов связанных с иммиграцией, официально провозглашается равенство всех рас и наций, хотя и по сей день предпочтение отдаётся англичанам и шотландцам. Например, из каждых 10 заявлений о разрешении на въезд в Австралию от европейцев удовлетворяется девять, а от выходцев из стран Азии - лишь половина.
Существует и африканский центр притяжения рабочей силы. По приблизительным оценкам межстрановая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. Основная сфера использования иностранного труда -горнорудная промышленность (добыча золота, алмазов, угля, урановой руды и т.д.), где его доля составляла 80%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль миграции в развитии производительных сил страны, особенно в районах нового освоения, чрезвычайно велика. Проблема терпимости состоит в снижении толерантности коренного населения к переселенцам, имея человеческий фактор, и не является как таковой идеологической проблемой. 12.06.2006 году вышло новое постановление Совета министров РТ сокращении приема населения с других регионов в связи с национальной нестабильностью (например с республики Чечня и т.д.).
Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.
Для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
Обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов: экономическое неравенство между богатыми и бедными странами; демографический дисбаланс; разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием; связи между странами выезда и странами въезда; глобальная информационная и транспортная сеть; семейные стратегии; миграционные сети; институты посредников.
Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.
Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую, силу заключается в следующем: повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономическая теоря (Политическая экономия): Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Дмитриченко Л.И. – Донецк: Каштан, 2009. – 296 с.
2. Зовнішні трудові міграції населення України / НАН України: Рада по вивченню продуктивнх сил України; За ред.. Е.М. Лібанової, О.В. Позняка. – К.: РВПС НАН України, 2002. – 206 с.
3. Міграційні процеси в сучасному світі: світовий, регіональний та національний виміри; Понятійний апарат, концептуальні підходи, теорія і практика: Енциклопедія / НАН України; Інститут держави і права ім.. В.М. Корецького; Уклад.: Ю.І. Римаренко. –К.:Довіра, 2004. – 910 с.
4. Романюк М. Миграции населения Украины: национальные приоритеты и региональная дифференциация механизма регулирования / М. Романюк // Экономика Украины. – 1999. - №9. – с. 38-44.
5. Судоплатов П.А. Новые тенденции миграции и миграционной политики в странах Европейского союза / П. А. Судоплатов // Народонаселение. – 2006. - №4. – с. 145-156.
6. Украина в мировой экономике/Макогон Ю.В. и др./Под общей редакцией Ю.В. Макагона. – Донецк.:1999. – 496 с.
7. Виноградова Е. Международная трудовая миграция// МЭМО. – 2002. - №12. – с. 110-117.
8. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.2: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. – XV, 528 с.
9. Ушкалов И.Г., Малаха И. А. «Утечка умов» - масштабы, причины, последствия. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. -176 с.
10. Молодикова И.Н. Основные этапы и методы регулирования трудовой миграции в западноевропейских странах // Демографический еженедельник Демоскоп Weekly. – с. 234-245.
Информация о работе Международная миграция рабочей силы в системе МЭО