Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:44, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть международный рынок труда и Республики Беларусь, изучить последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие и общая характеристика миграционных процессов рабочей силы, рассмотреть особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы;
- дать анализ Республики Беларусь и международного рынок труда;
-рассмотреть последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Введение………………………………………………………………………...
5
1 Особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы……………………………………………….
7
1.1 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды……..
7
1.2 Международная организация по миграции (МОМ)………………….
11
1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны….
13
2 Республика Беларусь и международный рынок труда………………….….
18
2.1 Рынок труда Республики Беларусь……………………………………
18
2.2 Государственное регулирование миграционных процессов………...
26
3Последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы……………………………...…………………………
28
3.1 Последствия миграции рабочей силы
28
3.2 Государственное регулирование миграционных процессов
34
Заключение……………………………………………………………………...
38
Список использованных источников………………………………………….
39
В Министерстве архитектуры и строительства констатируют, что кадровая ситуация в отрасли стабилизировалась, отток рабочих строительных специальностей за рубеж прекратился. Существует разница в уровне оплаты труда строителей в Беларуси и России и для ее нивелирования необходимо оказывать экспорт услуг. Уехавшие белорусские специалисты начинают возвращаться. Они хотят работать на зарубежных рынках, но под эгидой белорусских организаций.
По данным Белстата, численность принятых на работу в строительные организации республики в 2012 году составила почти в 7,8 тыс., в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 3,2 тыс., а уволены 116,3 тыс. человек. Соотношение принятых работников и уволенных составило 84 % и остается самым низким среди видов деятельности. Для сравнения: транспорт и связь - 91,1 %, обрабатывающая промышленность - 91,3 %, промышленность - 91,7 %, образование - 93,5 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 94,4 %. В сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования этот показатель составил 110,9 %, здравоохранении и предоставлении социальных услуг -104,5%, финансовой деятельности - 104,1 %, гостиницах и ресторанах -102,2 %, а в целом по Беларуси - 95,2 % (приняты на работу 875,8 тыс. человек, в том числе на созданные рабочие места - 51,8 тыс., уволены 919,8 тыс. работников). В экономике республики в прошлом году было занято 4 млн. 571,1 тыс. человек - на 1,8 % меньше по сравнению с 2011 годом.
В Министерстве труда и социальной защиты отметили, что спрос на работников на конец 2012 года формировался в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (22,5 % их числа), строительство (17,1 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (11,8 %), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (10 %), транспорт и связь (9,8 %), здравоохранение и предоставление социальных услуг (7,1 %) [15, c. 37].
Как известно, миграция является резервом восполнения потерь человеческих ресурсов. Для стабилизации демографической ситуации необходимо, с одной стороны, проведение масштабной компенсирующей иммиграции на основе дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов с учетом национальных интересов, а с другой - сохранение и приумножение собственного интеллектуального и творческого потенциала.
2.2 Регулирование международной миграции рабочей силы
Беларусь ориентирована на создание цивилизованных условий для экспорта и импорта рабочей силы.
В частности, на привлечение мигрантов в Беларусь Национальной программой демографической безопасности на 2011- 2015 годы предусмотрено финансирование в объеме 2,8 млрд. рублей в год. Следует отметить, что географические соседи Беларуси уже привлекают иностранцев для работы в целях возмещения естественной убыли населения и пополнения трудовых ресурсов. Показатель миграционного прироста, предусмотренный нац- программой дембезопасности, - 60 тыс. человек за пятилетие.
Государство заинтересовано в том, чтобы в Беларусь приезжали люди в трудоспособном возрасте, с определенным уровнем образования. Потенциал белорусского сельского хозяйства, а также наличие благоустроенного жилья в сельской местности позволяют рационально расселить мигрантов в регионах, имеющих дефицит трудовых ресурсов. Прибывшие иностранные граждане в Беларуси преимущественно заняты в качестве строителей, сельхозрабочих, тренеров, поваров.
Одной из задач Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год является регулирование процессов внешней трудовой миграции в целях обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы. Для этого необходимо организовать мониторинг миграционных процессов в сфере трудовых ресурсов. В планах - совершенствование учета миграционных потоков, прежде всего между странами, входящими в ЕЭП. Предусматривается актуализировать перечень профессий рабочих и должностей служащих, потребность в которых в республике не удовлетворяется.
Целесообразно вплотную заняться проблемой денежных переводов трудящихся-мигрантов. Необходимо совершенствовать механизмы учета средств, создавать условия, которые бы привлекали мигрантов к банковской системе. Пока же большинство трудовых мигрантов используют неформальные каналы переправки: передают заработанные за границей деньги через своих знакомых или привозят на родину сами. Такая ситуация характерна для ближайших стран - России, Польши, Украины. К сожалению, многие белорусы-мигранты не осведомлены о соглашениях по взаимозачетам подоходного налога, не знают, как правильно регулируются эти вопросы, а некоторые просто избегают афишировать свои заграничные заработки.
По сведениям Национального банка и Министерства финансов, объем денежных переводов трудящихся-мигрантов в Беларусь не превышает 1 % ВВП в год. Объем денежных переводов мизерный, если сравнивать с другими странами СНГ. Так, в Таджикистане денежные переводы трудящихся- мигрантов из-за границы на родину оцениваются в 47-50 % ВВП. Объем денежных переволов в Молдову (одного из крупных игроков на поле трудовой эмиграции) в пользу физических пип через коммерческие банки за2012 год возрос на 50 млн. долларов и достиг 1,5 млрд. долларов. При этом около 1,3 млрд. долларов поступило в страну посредством различных систем быстрых денежных переводов.
Решение проблемы переводов имеет несколько преимуществ: это и безопаснее для соотечественников, работающих за рубежом, и поддерживало бы экономику государства - поставщика рабочей силы. В перспективе белорусы могли были использовать эти средства для инвестиций в новый бизнес или для долгосрочных сбережений в виде банковских вкладов.
Трудовая миграция оказывает неоднозначное влияние на социальную политику Беларуси. С одной стороны, жители страны получают определенный эффект от дополнительных доходов в виде трансфертов от трудовых мигрантов. Причем они зарабатывают валюту, что способствует увеличению ее поступлений из-за рубежа. Трудовые мигранты в процессе работы за границей приобретают новый опыт, знания, осваивают современные технологии, повышают свою конкурентоспособность. Те, кто вернется на родину, приедут сюда с этим полезным багажом. Опосредованным позитивным результатом трудовой миграции является снижение давления на национальный рынок труда, сокращение потенциальной базы роста безработицы. Но при этом зависают немалые бюджетные средства, потраченные на обучение работников, укрепляющих своих трудом потенциал другой страны. Кроме того, трудовая миграция создает дополнительную нагрузку на Фонд социальной защиты населения, поскольку не поступают предусмотренные законодательством платежи. Теряется и значительная часть налоговых поступлений, которые бы поддерживали в том числе бюджетный сектор [13, c. 176].
Таким образом, трудовая миграция несет как минусы, так и плюсы. И задача-максимум состоит в том, чтобы уменьшить ее отрицательный и увеличить положительный эффект.
ГЛАВА 3
ПОСЛЕДСТВИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.
Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.
Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:
Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики. Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов.
Выход России
на международный рынок труда ограничивается
рядом обстоятельств. Более высокий уровень
жизни в промышленно развитых странах
и более высокая оплата труда постоянно
увеличивают количество желающих выехать
на работу. Но возникают противодействующие
факторы: языковой барьер, непризнание
большинством стран мира отечественных
дипломов о высшем образовании, в целом
невысокая квалификация рабочих и служащих.
Социально-экономические
аспекты международной трудовой миграции
можно рассматривать с трех точек зрения:
мигранта, страны выбытия и страны прибытия.
Общеизвестно, что экономический интерес
мигрантов состоит в повышении своего
жизненного уровня в стране прибытия.
Страны в зависимости от разных факторов
могут быть заинтересованы как в иммиграции,
так и в эмиграции. Эмиграционный интерес,
как правило, имеют развивающиеся страны,
где весьма сложная демографическая ситуация
и относительно низкий уровень жизни.
Интересы всех трех субъектов могут совпадать
или противоречить друг другу.
Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек – природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты [11, c. 178].