Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть международный рынок труда и Республики Беларусь, изучить последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие и общая характеристика миграционных процессов рабочей силы, рассмотреть особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы;
- дать анализ Республики Беларусь и международного рынок труда;
-рассмотреть последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
5
1 Особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы……………………………………………….

7
1.1 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды……..
7
1.2 Международная организация по миграции (МОМ)………………….
11
1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны….
13
2 Республика Беларусь и международный рынок труда………………….….
18
2.1 Рынок труда Республики Беларусь……………………………………
18
2.2 Государственное регулирование миграционных процессов………...
26
3Последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы……………………………...…………………………
28
3.1 Последствия миграции рабочей силы
28
3.2 Государственное регулирование миграционных процессов
34
Заключение……………………………………………………………………...
38
Список использованных источников………………………………………….
39

Вложенные файлы: 1 файл

Миграция.docx

— 108.96 Кб (Скачать файл)

Нелегальных трудовых мигрантов не останавливает даже то, что за границей они лишены социальных гарантий, предусмотренных в соглашениях по линии MOM и МОТ, а также в двусторонних межгосударственных соглашениях. Их труд зачастую оплачивается ниже, чем труд местных работников, у них возникают проблемы с консульской защитой своих прав, иногда с получением и вывозом на родину заработанных денег. Смягчить негативные последствия внешней трудовой миграции призвано целенаправленное регулирование государством данного процесса. Оно осуществляется посредством использования взаимосвязанных систем законодательного, экономического и оперативного (организационно-хозяйственного) регулирования. При этом законодательные методы обеспечивают формирование соответствующей правовой основы миграции и опираются на основной закон страны - Конституцию Республики Беларусь.

Экономическое и оперативное воздействие на процессы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь.

В сложившейся социально-экономической и демографической ситуации все более важную роль начинает играть экономический механизм регулирования внешней трудовой миграции.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, включая выбор регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта.

Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий). Беларусь также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах.

В деле привлечения в республику необходимых ей кадров большую роль играет тесная увязка регулирования миграционных процессов с мерами, направленными на социально-экономическую и экологическую стабилизацию. Изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ.

Основной источник финансирования таких программ - государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия и на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегалов). В то же время его возможности в Республике Беларусь ограничены.

К примеру, мощным фактором возврата на родину белорусских ученых и высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий могло бы быть повышение уровня зарплаты. По оценке российских экспертов, для активизации "интеллектуальной компоненты" инновационного развития необходимо, чтобы средняя зарплата составляла в этой сфере не менее 500 дол. США в месяц для начинающих и не менее 1000 дол. США в месяц для научных работников. Для нашей экономики такие цифры в самой ближайшей перспективе недостижимы. А поскольку ценовую конкурентную борьбу за возвращение "умов" республика пока в полной мере выиграть не в состоянии, можно задействовать иные рычаги: повышение социального престижа высококвалифицированных научных работников; создание комфортного для работы психологического климата; содействие внедрению в практику воздаваемых учеными научно-технических разработок через льготное налогообложение использующих их субъектов хозяйствования (при условии их спонсорской поддержки науки); льготное таможенное обложение ввозимого научными работниками оборудования, книг и других атрибутов исследовательской деятельности; налаживание деловых и гуманитарных контактов с выехавшими за границу работниками.

Также и в сфере экспорта белорусской рабочей силы государство лишь ограничивается регламентацией деятельности трудовых мигрантов, выдавая частным фирмам, занимающимся трудоустройством за границей лицензии на 5 лет и контролем за заключением мигрантами с работодателями контрактов, в которых оговариваются условия оплаты, жилья, сверхурочные работы, социальное страхование на случай болезни и пр. В материальном же плане оно мало чем может помочь белорусским эмигрантам.

Ограниченность государственных финансовых ресурсов диктует необходимость, с одной стороны, создания соответствующих условий по использованию на родине накопленных за границей денежных средств мигрантов для открытия собственного дела в рамках само занятости малого и среднего бизнеса, с другой - усиления взаимодействия с международными организациями.

Департаментом по миграции проводится целенаправленная работа по защите внутреннего рынка труда и государственному регулированию использования в стране труда иностранцев. В этих целях в соответствии с Государственной миграционной программой Республики Беларусь ежегодно проводятся республиканские проверки законности привлечения и использования иностранной рабочей силы. К нарушителям миграционного законодательства применяются оперативные меры воздействия.

Таким образом, проблемы внешней трудовой миграции решаются Республикой Беларусь в строгом соответствии с национальным законодательством, концепцией государственной миграционной политики, международными документами.

 

 

3.2 Государственное регулирование миграционных процессов

 

 

Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из неё. Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, включая выбор регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта.

Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистри-рованных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий). Беларусь также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах.

Изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ. Основной источник финансирования таких программ - государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия и на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегалов). В то же время его возможности в Республике Беларусь ограничены.

К примеру, мощным фактором возврата на родину белорусских ученых и высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий могло бы быть повышение уровня зарплаты, социального престижа высококвали-фицированных научных работников; создание комфортного для работы психологического климата; содействие внедрению в практику воздаваемых учеными научно-технических разработок через льготное налогообложение использующих их субъектов хозяйствования (при условии их спонсорской поддержки науки); льготное таможенное обложение ввозимого научными работниками оборудования, книг и других атрибутов исследовательской деятельности; налаживание деловых и гуманитарных контактов с выехавшими за границу работниками. Также и в сфере экспорта белорусской рабочей силы государство лишь ограничивается регламентацией деятельности трудовых мигрантов, выдавая частным фирмам, занимающимся трудоустройством за границей лицензии на 5 лет и контролем за заключением мигрантами с работодателями контрактов, в которых оговариваются условия оплаты, жилья, сверхурочные работы, социальное страхование на случай болезни и пр. В материальном же плане оно мало чем может помочь белорусским эмигрантам.

Ограниченность государственных финансовых ресурсов диктует необходимость, с одной стороны, создания соответствующих условий по использованию на родине накопленных за границей денежных средств мигрантов для открытия собственного дела в рамках само занятости малого и среднего бизнеса, с другой - усиления взаимодействия с международными организациями. В настоящее время отмечается определенная динамика в развитии сотрудничества с представительством MOM в Республике Беларусь. В мае 1999 г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Международной организацией по миграции. Соглашение предусматривает осуществление деятельности MOM в Республике Беларусь в соответствии с решением руководящих органов Организации и с учетом имеющихся в ее распоряжении средств по выполнению следующих миграционных программ: укрепление потенциала национальных структур в сфере миграции; оказание консультативных услуг; техническое сотрудничество по миграционным вопросам; информирование по вопросам миграции; оказание помощи в миграции гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам, лицам, нуждающимся в подобной помощи, а также в возвращении квалифицированной рабочей силы и в выборочной миграции.

Вступление Республики Беларусь в MOM придало бы новый импульс взаимоотношениям обеих сторон, способствовало бы успешной реализации Соглашения о сотрудничестве, а также целевых программ в области миграции.

Для более успешного продвижения белорусской рабочей силы на международный рынок труда, сбалансированности экспортно-импортных потоков экономической миграции населения ведется работа по активизации усилий белорусских загранучреждений в изучении конъюнктуры рынка труда стран аккредитации, поиске партнеров по экспорту излишков рабочей силы из Беларуси. Решение этих задач настоятельно требует учреждения в ряде дипломатических представительств нашей страны за рубежом должности региональных уполномоченных по вопросам миграции. Департаментом по миграции проводится целенаправленная работа по защите внутреннего рынка труда и государственному регулированию использования в стране труда иностранцев. В этих целях в соответствии с Государственной миграционной программой Республики Беларусь ежегодно проводятся республиканские проверки законности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В последние годы осуществлен ряд мер по усилению контроля за незаконно работающими иностранцами, прибывшими из республик бывшего СССР. Постановлением Совета Министров от 14 февраля 2000 г. № 198 "Об освобождении отдельных организаций от платы за выдачу специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы" в Брестской области был урегулирован статус граждан Украины из приграничных Волынской и Ровенской областей, работавших на предприятиях г. Бреста на постоянной основе более 10 лет. В соответствии с требованиями Закона "Об иммиграции" по предложению Министерства труда правительством принято постановление о легализации положения на терри-тории страны граждан государств - участников СНГ, въехавших в разные годы на территорию Республики Беларусь и принятых на работу субъектами хозяйствования сельскохозяйственной отрасли в силу нехватки кадров. В настоящее время упорядочен правовой статус свыше 3 тыс. таких граждан. Таким образом, проблемы внешней трудовой миграции решаются Республикой Беларусь в строгом соответствии с национальным законодательством, концепцией государственной миграционной политики, международными документами.

Таким образом, наблюдается тенденция снижения количества выезжающих граждан Республики Беларусь в целях осуществления трудовой деятельности на основании подписанных трудовых договоров и контрактов за рубежом, что обусловлено, прежде всего, складывающейся кризисной ситуацией в мировой экономике и предпринимаемыми на национальном уровне мерами по регулированию процессов внешней трудовой миграции. Увеличение масштабов въехавших иностранцев для работы на основании подписанных трудовых договоров и контрактов на территории Республики Беларусь является следствием либерализации бизнес-климата в стране, проведения политики совершенствования инвестиционных проектов и регулирования привлечения иностранной рабочей силы.

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия