Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:25, реферат

Краткое описание

Новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука радикально изменили структуру ресурсов, необходимую для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства. По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии.
Целью данной реферативной работы является изучение вопросов международного движения товаров и услуг.

Содержание

Введение 2
1 Теории международной торговли 4
2 Свободная торговля и протекционизм как вариант внешней торговой политики. 13
3 Внешнеторговая политика России и проблема вступления в ВТО 27
Заключение 31
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

международная торговля.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

–              обязательство увязывать закупку или использование импортных товаров с объемом или стоимостью экспорта местной продукции (требование в отношении сбалансированной торговли);

–              обязательство об ограничении импорта товаров для нужд производства путем увязывания его с объемом экспорта предприятием местной продукции или с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия (требование в отношении баланса расходования иностранной валюты);

–              требование увязывать стоимость экспорта с фиксированным объемом или долей производимой предприятием продукции (требование в отношении экспортного компонента), что можно понимать как требование увеличения экспорта (валютной выручки) или ограничения в интересах обеспечения потребностей внутреннего рынка.

Этот перечень представлен как «иллюстративный», т. е. не являющийся исчерпывающим. Применение перечисленных мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием создания предприятий с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для получения последними каких-либо льгот, например, в виде субсидий или временного освобождения от налогов (от этого обязательства частично освобождаются развивающиеся страны).

В то же время ст. 3 соглашения не препятствует членам ВТО использовать связанные с торговлей инвестиционные меры, относящиеся к категории разрешенных исключений и изложенные в ст. ХХ «Общие исключения» (для предотвращения истощения природных ресурсов, в целях охраны жизни и здоровья человека, животных и растений, в целях защиты общественной морали, национальных сокровищ, художественных, исторических и археологических ценностей и т. д.) и в ст. ХХI «Исключения по соображениям национальной безопасности». Не рассматриваются как искажающие условия торговли требования к инвесторам в отношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие.

В соглашении предусмотрена определенная процедура исполнения требований, дифференцированная по группам стран. В частности, развитые страны должны известить в течение 90 дней секретариат ВТО обо всех применяемых ими связанных с торговлей инвестиционных мерах, которые не подпадают под исключения, и устранить применяемые меры в течение двух лет с момента подписания соглашения ТРИМС. Развивающиеся страны могут отменять такие запрещенные меры в течение пяти лет, а наименее развитые из них - в течение восьми лет (для стран с переходной экономикой льготы не предусмотрены).

Большое значение в соглашении (ст. 6) придается гласности и «прозрачности» всех связанных с торговлей инвестиционных мер. С этой целью предусматривается обязательная публикация информации о мероприятиях в области инвестиционной политики на национальном, региональном и местном уровне и уведомление об этом совета по торговле товарами. Контроль за выполнением требований соглашения возложен на комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам.

К недостаткам соглашения можно отнести отсутствие четкого определения ключевого понятия «связанных с торговлей инвестиционных мер» и определения объективных критериев для решения вопроса о совместимости или несовместимости таких мер с указанными статьями ГАТТ. Все это оставлено на усмотрение стран - членов ВТО, позволяя им по-разному интерпретировать свои инвестиционные меры и меры торговых партнеров.

Оговорена возможность дальнейшего совершенствования ТРИМС в течение пяти лет после вступления его в силу. Однако это не было осуществлено в намеченный срок, поскольку конференция министров стран - членов ВТО в г. Сиэтл фактически не состоялась.

Роль Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) в регулировании международного движения капитала обусловлена спецификой производства, поставки и потребления многих видов услуг, что невозможно без наличия на территории других стран соответствующей материальной инфраструктуры, создание которой требует иностранных инвестиций (например, в банковском или страховом деле, в гостиничном хозяйстве или в общественном питании и др.). Поэтому регулирование торговли в таких секторах сферы услуг осуществляется путем ограничения, разрешения или стимулирования вложений иностранного капитала.

О важном значении регулирования мировой торговли услугами путем воздействия на иностранные инвестиции можно судить по следующему показателю. Коммерческие операции с услугами состоят из двух частей: из трансграничных поставок (в мировом масштабе - сумма свыше 1 трлн. долл.) и поставок услуг иностранными предприятиями, находящимися на территории других стран (по некоторым оценкам, на сумму, в три раза большую).

Первая часть ГАТС, озаглавленная «Сфера применения и определения», содержит одну единственную, но имеющую ключевое значение статью. В ней дается определение четырех способов поставки услуг, на которые распространяется соглашение, и одним из них является коммерческое присутствие юридического лица - поставщика услуг одной страны на территории другой (с точки зрения экономического значения, этот способ поставки услуг является доминирующим).

Вторая часть ГАТС - «Общие обязательства и правила» - подтверждает некоторые принципиально важные обязательства стран - членов ВТО, подлежащие безоговорочному принятию, но с некоторыми оговорками (в порядке исключения). Основное обязательство, сформулированное в ст. II, состоит в немедленном и безусловном взаимном предоставлении странами - членами ВТО в торговле услугами режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Вместе с тем в соглашении предусмотрена возможность временных исключений из обязательства предоставить РНБ, обусловленных прежними договоренностями и другими обстоятельствами (подробнее об этом говорится в приложении об изъятиях; они ограничены первоначальным сроком в 5 лет, но затем этот срок может быть продлен еще на 5 лет).[10, 82]

Третья часть ГАТС – «Специфические обязательства» - устанавливает первоначальный уровень либерализации торговли услугами. Его исходной точкой является составление каждой страной списка обязательств, касающихся доступа на рынок и предоставления национального режима в конкретных секторах сферы услуг и облегчающих их поставки или функционирование поставщиков услуг. Если речь идет об обязательстве в отношении либерализации коммерческого присутствия, то оно распространяется на соответствующее трансграничное движение капитала. В обязательствах предоставления национального режима оговорено, что такой режим может предусматривать иные, т. е. более льготные, условия для иностранных поставщиков по сравнению с отечественными (в этом случае иные условия должны быть одинаковыми для всех иностранных поставщиков).

Нельзя не отметить, что ст. ХVII ГАТС, ориентирующая принимающие страны на предоставление преференциальных условий для иностранных инвесторов, идет дальше, чем ранее принятые документы ОЭСР и Всемирного банка, в которых речь идет лишь о традиционном национальном режиме, т. е. о равных условиях для всех инвесторов.

В четвертой части ГАТС - «Постепенная либерализация» - говорится, что через каждые 5 лет страны - члены ВТО будут вести переговоры с целью постепенного расширения списков специфических обязательств и частичного отзыва ранее сделанных изъятий из этих обязательств.

Таким образом, ГАТС, устанавливая принципы и правила коммерческого присутствия иностранных предприятий сферы услуг на территории других стран, направлено на либерализацию трансграничного движения капитала в этой важной и быстро расширяющейся сфере современных международных экономических отношений. Наибольшие выгоды от соглашения получают американские ТНК, как самые многочисленные и крупные в мире.

Наконец, необходимо упомянуть еще об одном документе ВТО - Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах, некоторые положения которого имеют отношение к международному движению капитала. Общая цель соглашения состоит в том, чтобы упорядочить применение субсидий и внести элементы дисциплины и предсказуемости в практику применения государственной поддержки предпринимателей, влияющей на конкурентоспособность товаров. Вместе с тем в нем просматривается и другая цель: поощрить использование определенных видов субсидий, в которых могут быть заинтересованы и иностранные инвесторы.

В соглашении рассматриваются субсидии, предоставляемые отдельным предприятиям или отраслям производства, и выделяются три их группы: запрещенные, не запрещенные (которые могут служить поводом для жалобы торговых партнеров, если такие субсидии наносят им ущерб), и наконец, разрешенные, представляющие в данном случае наибольший интерес. К последним отнесены субсидии, используемые для содействия проведению НИОКР, установлению более совершенного оборудования, отвечающего возрастающим экологическим требованиям к производственным предприятиям, и ускорению развития экономически отсталых районов.

Деятельность ВТО после уругвайского раунда переговоров направлена на расширение участия в регулировании международного движения капитала, видимо, с целью утвердить себя в глазах мировой общественности в качестве главного разработчика универсальных правил заграничной инвестиционной деятельности.

Еще в итоговый документ первой конференции министров стран - членов ВТО в Сингапуре (1996 г.) был включен вопрос о разработке и реализации многосторонних правил в области инвестиций и конкуренции. Но тогда, вскоре после завершения уругвайского раунда переговоров, многие страны еще не были готовы к обсуждению и принятию новых документов. В результате инициатором этого предложения удалось добиться лишь решения о создании рабочей группы по вопросам взаимодействия торговли и инвестиций.

На IV конференции министров, проходившей в г. Доха (Катар) с 9 по 14 ноября 2001 г., принята декларация, которая содержит рабочую программу деятельности на предстоящие три года (до 1 января 2005 г.). В эту программу среди других включены два раздела - «Взаимосвязь торговли и инвестиций» и «Торговля, долг и финансы», где конкретизированы многие направления совершенствования регулирования международного движения капитала.[9, 38]

 

В декларации говорится о намерении «сохранить “прозрачные”, стабильные и предсказуемые условия для долгосрочных инвестиций, особенно прямых иностранных инвестиций...»,[9, 124] о согласии провести переговоры после V конференции министров, а также о том, что рабочей группе следует уже сейчас приступить к подготовке материалов для этих переговоров.

Кроме того, в декларации определены основные аспекты деятельности рабочей группы:

           установление области применения и определений;

           обеспечение «прозрачности» и недискриминации;

           формулирование условий предварительных обязательств по образцу ГАТС;

           определение исключений и гарантий баланса платежей;

           уточнение процедуры консультаций и урегулирования споров между членами ВТО.

Согласованные ориентиры деятельности изложены в общей форме, однако даже из приведенных позиций следует, что речь пойдет о новых обязательствах стран - членов ВТО, об исключениях из обязательств и улучшении механизма разрешения конфликтов.

Особо подчеркнуто, что будущие материалы должны «отражать равным способом интересы стран, получающих инвестиции, и стран-инвесторов, а также должным образом учитывать политику и цели развития правительств стран, получающих инвестиции, наряду с их правом регулирования в интересах общества».

Акцент в рабочей программе на указанных аспектах косвенно свидетельствует о том, что практика заграничного инвестирования недостаточно учитывает потребности сторон, особенно стран, принимающих иностранный

капитал. Упомянуто также право принимающих стран на регулирование иностранных инвестиций исходя из национальных интересов.

Наконец, отмечено, что «следует при необходимости учитывать существующие двусторонние и региональные соглашения об инвестициях». Таким образом, новые документы будут дополнять и развивать ранее разработанные на двустороннем и региональном уровне (но не заменять их).

В разделе декларации «Торговля, долг и финансы» сформулирована позиция ВТО в отношении некоторых приоритетных проблем, осложняющих развитие современного международного движения капитала. В частности, говорится о целесообразности изучения и подготовки рекомендаций с целью «долгосрочного решения проблемы внешней задолженности развивающихся стран», а также «для защиты системы многосторонней торговли от влияния финансовой и денежной нестабильности».

Итоги последней конференции министров стран - членов ВТО свидетельствуют о том, что ее стремление стать центром разработки общих принципов и правил международного движения капитала основано на сбалансированной оценке, при которой приняты во внимание приоритеты национальной экономической политики экспортирующих и импортирующих стран. Это открывает ВТО возможность получить широкую поддержку в мире и потеснить других претендентов на ту же роль, в частности, ОЭСР, работа которой над проектом многостороннего соглашения об инвестициях была в 1998 г. приостановлена на неопределенное время в связи с противоречиями между странами-членами (преимущественно экспортерами капитала) и ЮНКТАД, традиционно представляющей в первую очередь интересы развивающихся стран (импортеров капитала).

В специальном исследовании, проведенном профессором школы бизнеса Хаас Калифорнийского университета Эндрю Роузом, преследовалась цель собрать и обобщить данные о позитивной роли ГАТТ/ВТО в международной торговле, однако результаты оказались достаточно сенсационными. Государства, являющиеся членами этой организации, имеют практически такие же режимы внешнеторговой деятельности, что и страны, в нее не входящие, а роль ВТО в развитии торговли оказалась весьма скромной. Вместе с тем не все многосторонние торговые соглашения оказались неэффективными: торговые преференции, предоставленные развитыми странами развивающимся государствам, практически удвоили объемы товарооборота между ними.

В своем исследовании Роуз использовал стандартную "гравитационную" модель двусторонней торговли, которая основана на том, что объемы товарооборота обратно пропорциональны расстоянию между партнерами и прямо пропорциональны росту их ВВП. На основе статистических данных за период 1948-1999 годов для 178 стран, он приходит к выводу, что эффект от членства в ГАТТ/ВТО "экономически несущественен, часто негативен и находится в пределах статистической ошибки".[7, 29]

Информация о работе Международная торговля