Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:25, реферат
Новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука радикально изменили структуру ресурсов, необходимую для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства. По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии.
Целью данной реферативной работы является изучение вопросов международного движения товаров и услуг.
Введение 2
1 Теории международной торговли 4
2 Свободная торговля и протекционизм как вариант внешней торговой политики. 13
3 Внешнеторговая политика России и проблема вступления в ВТО 27
Заключение 31
Список литературы 35
Поскольку вступление в ВТО не означает для страны расширение списка торговых партнеров, то Роуз делает вывод о том, что "данных, свидетельствующих о том, что ГАТТ/ВТО стимулирует торговлю, не существует".
Используя более 60 индикаторов степени либерализации торговой политики (например, соотношение объема импорта к ВВП, уровни тарифной и нетарифной защиты), Роуз исследует данные о торговле 168 стран за период с 1950 по 1998 годы и не находит существенной зависимости между степенью свободы торговой политики и членством в ВТО. Типичная страна, вступающая в ВТО, за пять лет до вступления имеет индекс открытости экономики в 73,1%, тогда как этот показатель для членов ВТО составляет 64,7%. Однако через пять лет после вступления индекс открытости новых членов падает до 70,4%. Ввозные пошлины, аналогично, возрастают через пять лет членства в ВТО с 12,5 до 13,1%.[6, 89]
В качестве примера стран, где тарифы возросли через пять лет после вступления в ВТО, Роуз называет Мексику, Колумбию и Венесуэлу, тогда как в Индии - государстве, которое стояло у истоков формирования ГАТТ - тарифы являются одними из самых высоких в мире.
Отсутствие каких-либо существенных изменений в торговом режиме является еще одним доказательством того, что членство или нечленство в ВТО не влияют на торговую политику стран. Используя данные, полученные в 1994 году (еще до появления ВТО), Роуз доказывает, что ГАТТ неоднократно принимала в свои ряды страны с закрытой экономикой, при этом они оставались закрытыми еще 8-9 лет после вступления.
Впрочем, сам профессор не находит свои выводы особо удивительными. В конце концов, ГАТТ/ВТО не принуждала своих членов к снижению торговых барьеров, а развивающиеся страны часто получали в ней особый статус.
По мнению Роуза, в соглашениях ГАТТ есть много положений, позволяющих странам проводить свою собственную торговую политику.
Например, статья ХУШ разрешает развивающимся странам занимать протекционистские позиции в торговле.
Статьи с ХIХ по ХХI позволяют не выполнять прочие статьи из-за соображений общественной морали, здоровья и безопасности. К тому же члены ВТО в одностороннем порядке распространили режим
наибольшего благоприятствования на страны, не являющиеся членами ВТО. Например, США предоставили такой статус России и Саудовской Аравии.
"Так какую же функцию выполняет ГАТТ/ВТО? Вероятно, существование этой организации служит общественному благу, поощряя более либеральную торговлю между странами вне зависимости от членства в этой организации".[4, 51]
3 Внешнеторговая политика России и проблема вступления в ВТО
Реализация таможенно-тарифной политики в 2011 году и в прогнозный период 2012 - 2013 гг. будет осуществляться в качественно новых мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях.
В 2010 году начал действовать Единый таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (далее - Таможенный союз), введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, предусматривающий единство правил применения и контроля всеми государствами Таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. С введением Единого таможенного союза введен также новый механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.
Исходя из прогнозируемой динамики и структуры импорта средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа с учетом льгот и преференций в 2010 году оценивается на уровне 10,2%, в 2011 г. - 10,1%, в 2012 г. - 9,9%, в 2013 г. - в диапазоне 9,8 - 10 процентов. При оценке сумм платежей в федеральный бюджет в плановый период необходимо принять во внимание возможные риски недополучения поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины, рассчитанных исходя из представленного выше прогнозируемого уровня средневзвешенной ставки единого таможенного тарифа и прогнозируемого объема российского импорта. Это обусловлено прежде всего зависимостью поступлений от ввозных таможенных пошлин в российский бюджет, от совокупных объемов импорта России, Белоруссии и Казахстана, из стран дальнего зарубежья и объективных трудностей их достоверного прогнозирования в настоящее время.
В 2010 году в сфере таможенно-тарифного регулирования импорта промышленных товаров Комиссией таможенного союза принимались решения, направленные на поддержку отечественных производителей, в том числе на защиту отечественных производителей поликарбонатов оптического назначения, на стимулирование производства солнечных модулей российскими предприятиями путем снижения ставок ввозных таможенных пошлин на материалы, используемые в их изготовлении.
В прошедший период текущего года особое внимание уделялось реализации государственной внешнеэкономической политики в области таможенно-тарифного регулирования внешнеторгового оборота российских товаров агропромышленного комплекса. Принятые меры направлены на сохранение существующих и создание новых рабочих мест в полиграфической промышленности, недопущение недостоверного декларирования мягких и полумягких сыров, поддержку и повышение конкурентоспособности отечественной свеклосахарной отрасли, защиту интересов отечественных производителей молочных и растительных жиров и мыловаренной продукции, повышение конкурентоспособности российской мебели на внутреннем рынке, усиление таможенного контроля за ввозом отдельных видов виноматериалов, а также на сохранение уровня тарифной защиты отдельных видов молочной продукции.
Постановления Правительства Российской Федерации по корректировке ставок вывозных таможенных пошлин направлены на поддержку отечественных сельхозтоваропроизводителей, привлечение инвестиций в отрасль и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
С начала года Правительством Российской Федерации принято семь постановлений "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации и территорий государств - участников соглашений о Таможенном союзе".
В среднесрочной перспективе механизм функционирования Единого таможенного союза будет совершенствоваться. Задачи таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011 году и последующие годы будут реализовываться через решения органов управления Таможенным союзом на основе анализа опыта функционирования системы регулирования в 2010 году.
Будут также последовательно сниматься протекционистские меры, что будет способствовать снижению эффективной ставки таможенного тарифа. Актуальность данной политики будет возрастать после достижения договоренности о вступлении России в ВТО.
Кроме факторов, носящих внутренний характер, на формирование внешнеторговых потоков в 2011 - 2013 гг. будут также оказывать влияние внешние факторы, связанные с глобализацией и усилением интеграционных процессов. В частности, в основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов отражены следующие факторы воздействия:
- посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости таможенно-тарифной политики;
- ускорятся технологические и структурные изменения в мировой экономике, расширится и усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность новых центров силы из числа развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;
- определятся основные параметры единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, начнет создаваться многосторонняя зона свободной торговли СНГ. Это позволит регламентировать и унифицировать все значимые вопросы применения мер торговой политики, в том числе таможенно-тарифного регулирования, на базе норм и правил многосторонней системы регулирования торговли, повысит предсказуемость и прозрачность торговых режимов стран СНГ;
- повышение согласованности мер таможенно-торговой политики с другими инструментами экономической политики в целях усиления их совокупного стимулирующего эффекта, - например, усиление институтов поддержки экспорта должно сопровождаться упрощением таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной продукции (как в части экспорта, так и импорта);
- произойдет интенсификация инновационных процессов в российской экономике, что потребует более активного включения России в международную научно-техническую и производственно-
В 2011 году возрастет роль таможенно-тарифного регулирования как фактора посткризисного восстановления и качественных преобразований в экономике России. Во всех сценариях развития прогнозируется опережающий рост импорта. В этих условиях повышается роль регулирующего воздействия таможенно-тарифной политики со снижением влияния протекционистских мер. Это требует уже с 2011 года перехода к определению мер тарифного и нетарифного регулирования с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики, направлений развития тех секторов промышленности и АПК, которые позволят в перспективе повысить качество экономического роста.
Заключение
Всемирная торговая организация - это институт, организующий правила игры на мировом рынке. Она стала "наследницей" Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое в 1994 году официально трансформировалось в ВТО по результатам многостороннего уругвайского раунда. Основной задачей ВТО декларируется выработка универсальных правил международной торговли, снижение ограничений на передвижение товаров и услуг, выравнивание условий конкуренции.
Но содержание ВТО существенно отличается от заявленных целей. С одной стороны, эта организация служит для формирования таких институтов (правил игры) глобальной экономики, которые максимально отвечают торговым интересам развитых стран в реализации их конкурентных преимуществ (прежде всего монополии на воспроизводство высокотехнологичных товаров). С другой стороны, ВТО является инструментом в руках лидеров мировой экономики для "взлома" национальных рынков стран периферии и установления контроля над ресурсами.
Операторы мировой экономики (транснациональные корпорации и финансовые структуры), используя механизмы ВТО и опираясь на мощь "своих" государств, захватывают ниши на рынках товаров высокой степени переработки. Слабые игроки, утрачивая эти рынки, одновременно теряют и соответствующие отрасли перерабатывающей промышленности. Происходит закрепление сложившегося в мире разделения труда, при котором одни страны держат "контрольный пакет" высокотехнологичных и иных перерабатывающих производств, а на долю других остается только роль сырьевого обеспечения. Захватывая рынки готовых изделий, операторы мировой экономики ставят под контроль и важнейшие источники сырья. Закрепление монопродуктовой структуры национальных экономик стран второго эшелона ведет к необходимости вкладывания всех имеющихся ресурсов в поддержание сырьевого экспорта. Если учесть, что контроль над товаропотоками дополняется финансовым контролем, управлением внешним долгом, то налицо система прочной зависимости экономической "периферии" от "центра".
Таким образом, ВТО наряду с международными финансовыми институтами - один из ключевых элементов той системы миропорядка, которая закрепляет на одном полюсе высокотехнологичные производства, финансовые ресурсы и высокие стандарты потребления, на другом - архаичные экономические и социальные структуры, хронический недостаток капиталов и бедность.
Действительно, формально существуют общие для всех стран обязательства: - выполнять требования нормативной базы ВТО на всей территории страны-участницы; - обеспечивать прозрачность (транспарентность) торгового режима; - гарантировать равенство условий деятельности для всех экономических агентов ("предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования"); - гарантировать право нерезидентов обжаловать спорные вопросы в независимых трибуналах. Однако на практике сложившийся в ВТО механизм принятия решений позволяет крупнейшим развитым странам - в первую очередь США и Европейскому союзу - полностью контролировать деятельность организации.
Де-факто общие обязательства не являются таковыми для ведущих стран. Так, например, требование привести внутреннее законодательство в соответствие с правилами ВТО не затрагивает США. В законодательстве США действует обратная норма. Раздел 102 (а) Акта по соглашениям уругвайского раунда определяет, что "любое из положений соглашений уругвайского раунда, если оно не соответствует любому закону США, не должно иметь силу". Поистине - "что позволено Юпитеру...". Прикрываясь антидемпинговыми процедурами, предусмотренными нормами ВТО, развитые страны фактически осуществляют протекционистскую защиту недостаточно конкурентоспособных отраслей своей экономики.