Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:01, доклад
Международная торговля: ее сущность, роль и показатели
Динамика развития международной торговли
Теории международной торговли
Типы внешнеторговой политики
Тарифные инструменты регулирования торговой политики государства
Нетарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой политики
При распределении лицензий страны используют различные методы, которые весьма разнообразны:
Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.
Виды скрытого протекционизма.
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
К финансовым методам регулирования относятся различные валютные ограничения, в том числе авансовые депозиты, ограничения на обмен валюты, валютный курс, валютный контроль.
Государство осуществляет страхование, кредитование, гарантирование внешней торговли.
Широко применяются, несмотря на запрет, экспортные субсидии, которые носят скрытный характер и предоставляются в виде прямых платежей или налоговых льгот; в форме субсидированных займов экспортерам; выдачи экспортных кредитов иностранцам под низкий процент.
Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.
Субсидия (subsidy) — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
•прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
•косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.
Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.
Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.
Демпинг (dumping) — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
•Спорадический демпинг (sporadic dumping) — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.
•Преднамеренный демпинг (predatory dumping) — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
•Постоянный демпинг (persistent dumping) — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
•Обратный демпинг (reverse dumping) — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
• Взаимный демпинг (reciprocal
dumping) — встречная торговля двух
стран одним и тем же товаром
по заниженным ценам. Встречается также
редко в условиях высокой монополизации
внутреннего рынка определенног
Государственное
регулирование импорта
Экспортная политика и средства ее осуществления. Главные задачи в области экспортной политики - это увеличение валютных доходов посредством увеличения объема экспорта и стабилизации цен, диверсификации его товарной структуры, освоения новых рынков.
Стимулирование экспорта осуществляется во многих странах уже на стадии производства в рамках экспорториентированной экономической стратегии. Специальным экспортным зонам и отдельным экспорториентированным предприятиям предоставляются льготы при закупке иностранных технологий, оборудования, сырья, привлечении иностранных специалистов. Такие предприятия или зоны пользуются таможенными, валютными льготами, получают освобождение от налогов или налоговые каникулы, снижение выплат в социальные фонды, льготные платежи за энергию, воду, ассигнования на модернизацию и т.п.
На стадии экспорта осуществляется отмена пошлин и других сборов, выдаются премии, возвращаются налоги, предоставляются субсидии. Государство осуществляет страхование, кредитование экспортера или импортера, обеспечивает выгодный валютный курс; предоставляет информационные, консалтинговые, образовательные услуги экспортерам; оказывает помощь молодому, малому, инновационному бизнесу.
Тем не менее применяются и ограничения в виде запрета экспорта того или иного товара по политическим и иным мотивам, по причинам безопасности (контроль над технологиями военными и двойного назначения), в целях охраны национального достояния. Возможен запрет или ограничение вывоза сырья под предлогом истощения сырьевых ресурсов или удовлетворения национальных нужд. Возможны ограничения на вывоз субсидированных дефицитных товаров путем введения квот, пошлин, лицензий, налогов на экспорт.
Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.