Международная торговля товарами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:01, доклад

Краткое описание

Международная торговля: ее сущность, роль и показатели
Динамика развития международной торговли
Теории международной торговли
Типы внешнеторговой политики
Тарифные инструменты регулирования торговой политики государства
Нетарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой политики

Вложенные файлы: 1 файл

междунар торговля товарами.doc

— 681.50 Кб (Скачать файл)

При распределении лицензий страны используют различные методы, которые весьма разнообразны:

  • аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе Государство предоставляет лицензию компании, предложившей за неё наивысшую цену. Считается самым экономически эффективным и более дешёвым методом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар;
  • система явных предпочтений- без каких-либо предварительных заявок и переговоров правительство предоставляет импортные лицензии наиболее авторитетным фирмам, причём в объёме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот;
  • "затратный метод": выдача лицензий фирмам, имеющим большее количество производственных мощностей и других ресурсов, что ведёт к их неэффективному использованию в виде избыточных инвестиций в неиспользуемое оборудование в расчёте на получение большого количества лицензий.

Страны используют при  распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего  развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Количественное ограничение  импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства  по введению импортного тарифа или  импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение  экспорта - количественное ограничение  экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

Виды скрытого протекционизма.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов  скрытого протекционизма, с помощью  которого страны могут в одностороннем  порядке ограничивать импорт или  экспорт. В их числе:

  • технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.
  • внутренние налоги и сбор - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и  сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
  • политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.
  • требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать  перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой  рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

К финансовым методам  регулирования относятся различные валютные ограничения, в том числе авансовые депозиты, ограничения на обмен валюты, валютный курс, валютный контроль.

Государство осуществляет страхование, кредитование, гарантирование внешней торговли.

Широко применяются, несмотря на запрет, экспортные субсидии, которые носят скрытный характер и предоставляются в виде прямых платежей или налоговых льгот; в форме субсидированных займов экспортерам; выдачи экспортных кредитов иностранцам под низкий процент.

Если правительство  считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия (subsidy) — денежная выплата, направленная на поддержку  национальных производителей и косвенную  дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

•прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы  его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю  при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

•косвенные — скрытое  дотирование экспортеров через  предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных  пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в  условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.

Демпинг (dumping) — метод  финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении  товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального  уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним  рынком своей продукции, так и  за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг  может приобретать одну из следующих форм:

•Спорадический демпинг (sporadic dumping) — эпизодическая продажа  излишних запасов товаров на внешний  рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего  рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

•Преднамеренный демпинг (predatory dumping) — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

•Постоянный демпинг (persistent dumping) — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

•Обратный демпинг (reverse dumping) — завышение цен на экспорт  по сравнению с ценами продажи  тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в  результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

• Взаимный демпинг (reciprocal dumping) — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром  по заниженным ценам. Встречается также  редко в условиях высокой монополизации  внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

 

 

Государственное регулирование импорта осуществляется в соответствии с краткосрочными и стратегическими национальными  задачами. Главная цель регулирования  импорта - это защита национального  производства. Вместе с тем осуществляется ограничение импорта для поддержания активного торгового баланса или снижения его дефицита. Импортное регулирование проводится также с целью получения необходимых товаров для развития производства и удовлетворения потребностей населения с целью поощрения импортозамещающего производства в рамках экономической стратегии импортозамещения, в том числе и в специальных промышленных зонах. Импортозамещающее производство - это производство товаров, направленное на вытеснение импорта.

Экспортная политика и средства ее осуществления. Главные задачи в области экспортной политики - это увеличение валютных доходов посредством увеличения объема экспорта и стабилизации цен, диверсификации его товарной структуры, освоения новых рынков.

Стимулирование экспорта осуществляется во многих странах уже на стадии производства в рамках экспорториентированной экономической стратегии. Специальным экспортным зонам и отдельным экспорториентированным предприятиям предоставляются льготы при закупке иностранных технологий, оборудования, сырья, привлечении иностранных специалистов. Такие предприятия или зоны пользуются таможенными, валютными льготами, получают освобождение от налогов или налоговые каникулы, снижение выплат в социальные фонды, льготные платежи за энергию, воду, ассигнования на модернизацию и т.п.

На стадии экспорта осуществляется отмена пошлин и других сборов, выдаются премии, возвращаются налоги, предоставляются субсидии. Государство осуществляет страхование, кредитование экспортера или импортера, обеспечивает выгодный валютный курс; предоставляет информационные, консалтинговые, образовательные услуги экспортерам; оказывает помощь молодому, малому, инновационному бизнесу.

Тем не менее применяются  и ограничения в виде запрета  экспорта того или иного товара по политическим и иным мотивам, по причинам безопасности (контроль над технологиями военными и двойного назначения), в целях охраны национального достояния. Возможен запрет или ограничение вывоза сырья под предлогом истощения сырьевых ресурсов или удовлетворения национальных нужд. Возможны ограничения на вывоз субсидированных дефицитных товаров путем введения квот, пошлин, лицензий, налогов на экспорт.

Основная задача государства в  области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

 

 


Информация о работе Международная торговля товарами