Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 10:28, реферат
Торговля является традиционной и древнейшей формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей.
Партнеры по международной торговле, в роли которых могут выступать государства, фирмы или отдельные индивидуумы, должны быть резидентами разных стран, что принципиально важно для разграничения внутренних и внешних сделок.
Международную торговлю образуют два встречных потока товаров и услуг - импорт и экспорт. В соответствии с принятыми нормами ключевым моментом в осуществлении международной торговли является факт пересечения товаром таможенной границы государства и регистрация этого пересечения в таможенной службе.
Введение.
1. Международная торговая политика.
2. Характеристика торговли услугами.
3. Место торговли услугами в международных отношениях.
Заключение.
Литература.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ – ПЕТЕРБУРШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕОРИИ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Реферат по дисциплине
«Экономика России»
на тему:
Международная торговля услугами
Выполнил: Кичаев А.С
Группа 421
Научный руководитель: д.э.н., профессор
Миэринь Лариса Александровна
Санкт – Петербург 2014
ПЛАН
Введение.
2. Характеристика торговли
3. Место торговли услугами в международных отношениях.
Заключение.
Литература.
Торговля является традиционной и древнейшей формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей.
Партнеры по международной торговле, в роли которых могут выступать государства, фирмы или отдельные индивидуумы, должны быть резидентами разных стран, что принципиально важно для разграничения внутренних и внешних сделок.
Международную торговлю образуют два встречных потока товаров и услуг - импорт и экспорт. В соответствии с принятыми нормами ключевым моментом в осуществлении международной торговли является факт пересечения товаром таможенной границы государства и регистрация этого пересечения в таможенной службе.
Международная торговля может осуществляться в разном режиме. Свободная торговля предполагает, что на пути товарных потоков не встречается никаких барьеров. Антиподом свободной торговли является протекционизм. При чрезмерно высоком уровне торговых ограничений они могут приобрести запретительный характер. В таком случае торговые взаимоотношения прекращаются, на смену им приходит автаркия.
Сумма экспорта и импорта дает торговый оборот, а их разность - торговое сальдо. Превышение экспорта товаров над импортом обеспечивает стране активное торговое сальдо, а при обратном соотношении - пассивное.
Поставки товаров и услуг по линии международной торговли обычно оплачиваются в соответствующей валюте. Однако когда фирмы испытывают затруднения с валютой для оплаты приобретаемых товаров и услуг, они прибегают к встречной торговле. Встречная торговля предполагает взаимный обмен товарами и услугами на двусторонней или многосторонней основе. Если же обмен одних товаров на другие происходит без какой-либо денежной оплаты, то такую форму торговли принято называть бартером.
Политика свободной торговли в наибольшей степени отвечает интересам торговых партнеров. Однако на практике страны прибегают к регулирования внешнеторговых операций, так как торговля затрагивает экономические интересы отдельных слоев населения и целых стран.
Таможенный тариф является старейшим и традиционным видом торговых ограничений, осуществляемых государством. Он представляет собой сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.
Импортный тариф, изменяя благосостояние отдельных категорий экономических агентов, снижает общий уровень благосостояния страны, вводящей такой тариф: потери потребителей превышают выигрыш, получаемый производителями и государством, в чей бюджет идет таможенная пошлина.
Наука сформировала стойкое негативное отношение к тарифу, которое разделяет большинство экономистов. Тем не менее, в пользу тарифа приводятся многочисленные аргументы. Большая часть из них явно ошибочна и основана на непонимании принципа сравнительного преимущества, что, однако, не мешает успешно их использовать, манипулируя общественным мнением. Другая часть аргументов имеет дискуссионный характер. В любом случае всякое предложение о введении импортного тарифа должно подвергаться тщательному анализу на предмет изыскания альтернативных методов достижения поставленной цели, и такие метода в большинстве случае находятся.
В последние десятилетия во внешнеторговой практике мирового сообщества широкое распространение получили нетарифные ограничения, которые сегодня и создают главную угрозу торговой системе. Нетарифные ограничения весьма многочисленны и проводятся в жизнь с помощью административных, финансовых, кредитных и иных мер. В их числе наиболее важную роль играют импортные квоты, экспортные субсидии и компенсационные пошлины, добровольное ограничение экспорта, демпинг, технические, административные и прочие скрытые виды торговых ограничений.
2. Характеристика торговли услугами
Обмен услугами занимает важное и растущее место в международной торговле. В конце 90-х годов XX в. экспорт услуг оценивался суммой в 1,8 трлн долл., в то время как мировой экспорт товаров приблизился к цифре 6,5 трлн долл. Термин "услуги" охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как "услуга". В число услуг входят все виды транспортной деятельности, служба передачи информации, туризм, строительство, образование, медицина, финансовая и банковская деятельность и многое другое. Отличием международной торговли услугами от международной торговли товарами является разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг; сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Сказанное выше стало одной из главных причин того, что торговля услугами не охватывалась общим многосторонним межгосударственным соглашением, подобным Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Вместе с тем отдельные виды услуг регулировались отраслевыми межгосударственными многосторонними соглашениями. И только к середине 90-х годов в результате Уругвайского раунда многосторонних переговоров было создано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), содержащее общие правовые нормы для всех видов услуг.
Переговоры по созданию ГАТС привели
к появлению новых теоретических и практических
подходов к пониманию характера международного
обмена услугами. Долгое время не было
ясности по такому важному вопросу: как
может осуществляться торговля услугами,
и в частности международная торговля?
Теоретики и практики делили услуги на
торгуемые (способные к обмену) и не торгуемые
(не могущие быть в силу своего характера
предметом обмена). Водораздел пролегал
по возможности так называемого трансграничного
обмена услугами, т.е. случаев, когда потребитель
и производитель услуги находились по
разные стороны таможенной границы, а
обмениваемая услуга ее пересекала (например,
деятельность телекоммуникационных или
почтовых служб), подобно тому как во внешнеторговой
сделке товар физически перемещается
от экспортера к импортеру, пересекая
таможенную границу. Услуги, которые не
были способны к трансграничному обмену,
считались не торгуемыми. Однако более
глубокое исследование международного
обмена услугами показало, что услуги
могут быть проданы несколькими путями.
Случай, когда проданная услуга (так же,
как товар) пересекает границу, следуя
от продавца (производителя) услуги в одной
стране к ее покупателю в другой, - это
лишь один из возможных методов торговли
услугами. Другой путь - это перемещение
иностранного производителя услуги на
территорию страны, где расположен потребитель
услуги. Еще один путь - это перемещение
иностранного потребителя услуги на территорию
страны, где производится услуга. Наконец,
перемещаться могут физические лица -
резиденты одного государства, производящие
услуги, находясь в другой стране, или
потребляющие их в иностранном государстве.
Таким образом, услуги могут продаваться четырьмя способами. Подобный подход к торговле услугами перевел большинство видов производимых услуг в категорию торгуемых. Этот новый взгляд на содержание и методы международной торговли услугами родился в ходе многосторонних переговоров, а Уругвайский раунд стал первым шагом на пути разработки Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Попутно можно отметить, что этот методологический подход оказал влияние и на содержание терминов "экспорт" и "импорт" товаров.
В рамках ГАТС понятия "экспорт" и "импорт" приобретают новое значение. Например, экспорт товаров на отфрахтованном иностранном судне означает экспорт товаров, но импорт транспортных услуг; туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за рубеж, занимается импортом туристических услуг в то время, как фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует услуги; российский ученый, работающий за рубежом и переводящий часть своего дохода в Россию, - экспортер услуг, а иностранная транспортная фирма, действующая на железных дорогах России, - импортер услуг.
Другой концептуальный прорыв в ходе Уругвайского раунда был связан с новым подходом к определению того, что может быть названо не просто торговлей, а международной торговлей услугами. В опубликованном в 1999 г. исследовании, подготовленном Международным торговым центром ЮНКТАД-ВТО, подчеркивается, что услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и покупатель ее - это физические или юридические лица - резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними. Этот подход был также заложен в Генеральное соглашение по торговле услугами.
Еще одно важное концептуальное направление - это определение понятия "услуга". В зарубежной литературе существует большое число определений этого термина, как правило, построенных на противопоставлении понятий "товар" и "услуга". В этих определениях подчеркивается, что "услуги" по сравнению с "товарами" нематериальны, недолговечны, не могут складироваться и храниться, неосязаемы. Может быть, лучше других эти качества выразил в шутливой формулировке английский журнал "Экономист": "услуга - это все, чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу". Однако, большинство определений, верно отмечая отдельные свойства услуг, не давали обобщенного определения этого термина, которое могло быть использовано в практических целях, в частности для принятия конкретных торгово-политических решений. В ходе переговоров о создании ГАТС постепенно стал вырисовываться наиболее общий качественный признак услуг, связанный с тем, что их производство - это вид деятельности, результат (или продукт) которой направлен на удовлетворение конкретной потребности потребителя услуг. Такой подход позволил создать перечень - Классификатор услуг, пригодный для ведения конкретных переговоров о либерализации торговли услугами, создания перечня барьеров в торговле услугами, развития государственного регулирования торговли услугами и принятия обязательств в сфере международного обмена услугами. Этот Классификатор используется сегодня для практических целей.
Международный обмен услугами развивается высокими темпами. По оценке Секретариата ВТО, емкость мирового рынка услуг в 1998 г. составляла более 3 трлн. долл. Однако статистика международной торговли услугами зарегистрировала стоимость мирового экспорта услуг в 1,8 трлн. долл. Это связано с несовершенством систем статистического учета всех четырех способов продажи услуг. По имеющимся оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров.
Опережающие темпы роста международной торговли услугами и расширение их позиций в экономике всех стран - характерная особенность развития современной мировой экономики.
Динамику отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития.
Научно-технический прогресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. Само понятие "услуга" определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение, образование. В середине 90-х годов в сферу услуг США направлялось 80% информационной техники, Великобритании и Японии - около 75%.
В сфере услуг усилилось формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций. Вот характерные цифры, иллюстрирующие этот процесс. В 1997 г. из числа 100 крупнейших ТНК мира, по оценке журнала "Форчун", 48 находилось в сфере услуг, а 52 - в промышленности.
В 80-е и 90-е годы сфера услуг (их производство
и международный обмен) превратилась в
крупный сектор деловых операций. Доля
производства услуг составляет 55-68% во
внутреннем валовом продукте большинства
стран мира. В производстве услуг занято
55-70% работающих в хозяйстве. Доля услуг
в международной торговле товарами и услугами
превысила 20% их общей стоимости.
Развитие структуры сферы услуг происходит
по нескольким направлениям.
Прежде всего это возникновение абсолютно
новых видов услуг, таких, как компьютерные
услуги, информационные сети, электронная
торговля, логистика (или управление товарными
потоками), глобальные транспортные системы,
использующие многие виды транспорта,
объединенные в непрерывные транспортные
цепочки и др.
Далее, это активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Это относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту, бухгалтерским и юридическим услугам и многим другим видам услуг, которые стали самостоятельными сферами бизнеса.