Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 00:13, курсовая работа
Цель курсовойᅟ работы является рассмотрениеᅟ иᅟ обоснованиеᅟ теоретических аспектовᅟ даннойᅟ темы, аᅟ именно: составᅟ иᅟ структуру мировогоᅟ рынкаᅟ услуг, егоᅟ специфику, международноеᅟ регулирование, аᅟ так жеᅟ проанализировать динамику развития международногоᅟ рынкаᅟ услуг иᅟ развитиеᅟ данногоᅟ рынкаᅟ вᅟ России.
Исходя из вышеᅟ сказанного, можноᅟ сделать вывод, чтоᅟ темаᅟ даннойᅟ работы является актуальной.
Несмотря наᅟ значительныйᅟ арсеналᅟ иᅟ дискриминационныйᅟ характерᅟ мер, предпринимаемых для защиты внутреннегоᅟ рынкаᅟ услуг наᅟ международном уровнеᅟ , ранееᅟ наᅟ двустороннейᅟ основе, наᅟ современном этапеᅟ большеᅟ вᅟ рамках ГАТТ/ВТО, предпринимаются шагиᅟ поᅟ либерализацииᅟ сферы услуг.
ГАТСᅟ содержит :
Спецификаᅟ данногоᅟ соглашения заключается вᅟ том, чтоᅟ оноᅟ касается неᅟ толькоᅟ традиционных торговых барьеров, ноᅟ иᅟ инвестицийᅟ вᅟ сферу услуг. Вᅟ дополнениеᅟ к нему 13 декабря 1997 г. вᅟ Женевеᅟ страны-члены ВТОᅟ подписалиᅟ соглашениеᅟ оᅟ либерализацииᅟ рынкаᅟ финансовых услуг.
Регулированием международнойᅟ торговлиᅟ услугамиᅟ вᅟ рамках отдельных отраслейᅟ занимаются специализированныеᅟ межправительственныеᅟ организации, действующиеᅟ под эгидойᅟ Организацииᅟ Объединенных Нацийᅟ (ООН), — это, например:
ГАТСᅟ предусматривает дваᅟ видаᅟ обязательств:
ГАТСᅟ признает возможность исключенийᅟ из режимаᅟ набольшегоᅟ благоприятствования, несмотря наᅟ егоᅟ безусловныйᅟ характер. Исключения могут быть связаны сᅟ региональнойᅟ интеграцией, особымиᅟ обязательствамиᅟ страны вᅟ отношенииᅟ партнеровᅟ поᅟ зонеᅟ свободнойᅟ торговлиᅟ илиᅟ таможенному союзу.
К специфическим обязательствам относятся, преждеᅟ всего, обязательстваᅟ поᅟ предоставлению иностранным поставщикам услуг свободногоᅟ доступаᅟ илиᅟ национальногоᅟ режимаᅟ наᅟ рынкеᅟ даннойᅟ страны. Различныеᅟ виды услуг либерализированы вᅟ разнойᅟ степени, иᅟ различныеᅟ группы странᅟ по-разному заинтересованы вᅟ открытостиᅟ рынкаᅟ услуг. Ноᅟ фактическиᅟ вᅟ большинствеᅟ странᅟ - членовᅟ ВТОᅟ изъятия из национальногоᅟ режимаᅟ илиᅟ дажеᅟ РНБ сохраняются [15.].
Географическоеᅟ распределениеᅟ торговлиᅟ услугами, предоставляемых отдельнымиᅟ странами, отличается крайнейᅟ неравномерностью вᅟ пользу развитых государств.
Наᅟ мировом рынкеᅟ услуг вᅟ настоящееᅟ время доминируют восемь ведущих стран, наᅟ которыеᅟ приходится болееᅟ 50% экспортаᅟ иᅟ импортаᅟ услуг. Доля первойᅟ пятеркиᅟ составляет околоᅟ 40% экспорта. Вᅟ сфереᅟ поставок коммерческих услуг лидеры такжеᅟ неᅟ изменились: первыеᅟ позицииᅟ вновь занялиᅟ СШАᅟ (662 млрд долл., доля вᅟ глобальном экспортеᅟ 14,3%), аᅟ такжеᅟ Великобритания (290 млрд, 6,3%) иᅟ Германия (287 млрд, 6,2% соответственно).(см.Таблицаᅟ 4)
Глобальныйᅟ экспорт коммерческих услуг вᅟ 2013 г. выросᅟ вᅟ номинальном выраженииᅟ наᅟ 6% (приᅟ среднегодовом ростеᅟ вᅟ 8% вᅟ 2005–2013 гг.) иᅟ составилᅟ 4,6 млрд долл. Таким образом, доля поставок услуг вᅟ мировойᅟ торговлеᅟ достиглаᅟ 20%. Наибольшимиᅟ темпамиᅟ – 8% – увеличивался экспорт страховых иᅟ компьютерных услуг, аᅟ наименьшимиᅟ – 2% – транспортных услуг иᅟ услуг вᅟ областиᅟ связи.[22.]
Для развивающихся странᅟ характерноᅟ наличиеᅟ отрицательногоᅟ сальдоᅟ воᅟ внешнейᅟ торговлеᅟ услугами, вᅟ тоᅟ время как некоторыеᅟ из них являются крупнымиᅟ экспортерамиᅟ услуг. Так, например, Республикаᅟ Корея специализируется наᅟ инженерноᅟ - консультационных иᅟ строительных услугах, Мексикаᅟ наᅟ туристических, Сингапурᅟ является крупным финансовым центром. Многиеᅟ мелкиеᅟ островныеᅟ государстваᅟ основную часть экспортных доходовᅟ получают заᅟ счет туризма.
Чтоᅟ касается России, других государствᅟ СНГ иᅟ странᅟ Балтии, тоᅟ хотя ониᅟ иᅟ обладают потенциальнымиᅟ резервамиᅟ для развития туризма, транспортных услуг (организуют морскиеᅟ перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материальная базаᅟ так же, как иᅟ недостаткиᅟ хозяйственногоᅟ механизма. Соᅟ своейᅟ стороны западноевропейскиеᅟ страны высокоеᅟ качествоᅟ своих услуг дополняют применением широкогоᅟ спектраᅟ ограниченийᅟ наᅟ использованиеᅟ иностранных услуг, вᅟ том числеᅟ иᅟ из странᅟ СНГ.[23]
Поᅟ темпам ростаᅟ воᅟ всех странах устойчивоᅟ лидирует комплексᅟ деловых иᅟ профессиональных услуг, представленныйᅟ службамиᅟ маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, аᅟ такжеᅟ информационно-компьютерными, консультационнымиᅟ услугамиᅟ иᅟ т. д. Вᅟ функцииᅟ этих услуг входят диффузия вᅟ хозяйствеᅟ новых технологий, разработкаᅟ иᅟ распространениеᅟ организационно-управленческих моделей, методовᅟ повышения эффективностиᅟ использования ресурсовᅟ иᅟ т. д. Быстрееᅟ всегоᅟ растут объемы информационно-компьютерных услуг, использованиеᅟ которых ускоряет процессы информатизацииᅟ иᅟ компьютеризацииᅟ хозяйства. Стремительноᅟ прогрессируют иᅟ консультационныеᅟ услугиᅟ поᅟ разработкеᅟ иᅟ предоставлению фирмам научных решенийᅟ вᅟ видеᅟ информации, экспертизы, рекомендацийᅟ поᅟ самым разным аспектам бизнесаᅟ - производственным, финансовым, управленческим. Вᅟ последниеᅟ годы консультанты всеᅟ чащеᅟ непосредственноᅟ участвуют поᅟ контрактам вᅟ управленииᅟ фирмамиᅟ илиᅟ их подразделениями, вᅟ маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. Вᅟ числоᅟ лидеровᅟ поᅟ динамическим показателям входит иᅟ ряд очень популярных вᅟ предпринимательскойᅟ средеᅟ нетехнических видовᅟ бизнесᅟ услуг - ноᅟ подбору персонала, связям сᅟ общественностью, поддержанию наᅟ фирмах нормальногоᅟ психологическогоᅟ иᅟ социальногоᅟ климата.
К быстрорастущему ядру рассматриваемойᅟ сферы относятся такжеᅟ услугиᅟ телекоммуникацийᅟ иᅟ кредитно-финансовых учреждений. Опираясь наᅟ новыеᅟ технологииᅟ иᅟ результаты либерализацииᅟ рынков, этиᅟ отраслиᅟ вышлиᅟ вᅟ последниеᅟ десятилетия наᅟ новыйᅟ виток развития иᅟ нынеᅟ играют решающую роль вᅟ технологическом прогрессеᅟ обществаᅟ иᅟ глобализацииᅟ экономики.
Сравнительноᅟ высокиеᅟ темпы ростаᅟ отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживаниеᅟ категорийᅟ населения, нуждающихся вᅟ постороннейᅟ поддержкеᅟ иᅟ помощиᅟ (инвалиды, престарелые, неблагополучныеᅟ семьи), ноᅟ поᅟ объемам услуг этаᅟ отрасль серьезноᅟ уступает другим.
Высокиеᅟ позицииᅟ занимает иᅟ сфераᅟ образования. К услугам этойᅟ отраслиᅟ постиндустриальноеᅟ обществоᅟ предъявляет всеᅟ болееᅟ высокиеᅟ требования, диктуемыеᅟ переходом к системеᅟ непрерывногоᅟ образования, общим повышением местаᅟ иᅟ ролиᅟ образования вᅟ системеᅟ жизненных ценностейᅟ современногоᅟ человека. Высокиеᅟ темпы ростаᅟ вᅟ течениеᅟ длительногоᅟ времениᅟ неизменноᅟ сохраняют иᅟ различныеᅟ виды деятельностиᅟ поᅟ обслуживанию свободногоᅟ времениᅟ населения, егоᅟ культурных иᅟ социальных запросов. Устойчивоᅟ увеличиваются масштабы туризма, вᅟ том числеᅟ международного, как иᅟ множестваᅟ других форм активногоᅟ отдыха, аᅟ такжеᅟ услуг киноиндустрии, видео- иᅟ аудиоᅟ бизнеса, вᅟ клубнойᅟ деятельностиᅟ самогоᅟ разногоᅟ профиля.
Ряд других услуг развивается болееᅟ умереннымиᅟ темпами, наᅟ уровне, средних показателейᅟ поᅟ сфереᅟ услуг илиᅟ поᅟ хозяйству вᅟ целом. Под влиянием противодействующих факторовᅟ складывается динамикаᅟ торговлиᅟ иᅟ транспорта. Относительноеᅟ сужениеᅟ позицийᅟ вещнойᅟ продукцииᅟ вᅟ структуреᅟ хозяйства, транспортировкойᅟ иᅟ реализациейᅟ которойᅟ полностью илиᅟ частичноᅟ заняты этиᅟ отрасли, сдерживает рост потребностейᅟ вᅟ их функциях. Ноᅟ такиеᅟ черты современногоᅟ производства, как углублениеᅟ специализации, деконцентрация, дифференциация спроса, значительноᅟ усложняют составᅟ товарнойᅟ массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарногоᅟ обращения вᅟ процессеᅟ воспроизводства. Долгоеᅟ время услуги, согласноᅟ Международнойᅟ стандартнойᅟ классификации, принятойᅟ ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которыеᅟ потребляются вᅟ тойᅟ жеᅟ стране, гдеᅟ ониᅟ иᅟ производятся. Поᅟ мереᅟ развития НТП, интернационализацииᅟ хозяйственнойᅟ жизниᅟ часть услуг былаᅟ вовлеченаᅟ вᅟ мирохозяйственныйᅟ оборот иᅟ появился терминᅟ «торгуемыеᅟ услуги», которыеᅟ поᅟ рекомендацииᅟ МВФ отражаются вᅟ платежном балансеᅟ страны.
Основныеᅟ тенденцииᅟ измененийᅟ вᅟ географическойᅟ структуреᅟ :
Вᅟ перспективеᅟ вᅟ международнойᅟ торговлеᅟ должнаᅟ заметноᅟ вырастиᅟ роль Китая (вместеᅟ сᅟ Гонконгом иᅟ Тайванем). Основойᅟ экспортаᅟ служит промышленная продукция, наᅟ нееᅟ приходится 87% . К числу других перспективных лидеровᅟ мировойᅟ торговлиᅟ следует отнестиᅟ ряд странᅟ ЮВАᅟ иᅟ преждеᅟ всегоᅟ Республику Корею, Таиланд, Малайзию, Филиппины, Индию. Между Китаем иᅟ этимиᅟ странамиᅟ разгорится серьезная конкуренция, поскольку иᅟ КНР, иᅟ страны ЮВАᅟ экспортируют товары сходнойᅟ номенклатуры — электроника, текстиль, ткани, игрушки, обувь, иᅟ притом наᅟ одниᅟ иᅟ теᅟ жеᅟ рынкиᅟ (США, ЕС, Япония).
Средиᅟ других кандидатовᅟ наᅟ ведущиеᅟ позицииᅟ вᅟ мировойᅟ торговлеᅟ претендуют страны, объединенныеᅟ под общим названием "большиеᅟ новыеᅟ рынки". Этоᅟ Аргентина, Бразилия, Мексика, страны Югаᅟ Африки, Турция, Польша, аᅟ такжеᅟ Россия. Экономикаᅟ этих странᅟ имеет достаточноᅟ высокую степень открытости, иᅟ их экономическийᅟ рост будет оказывать большоеᅟ влияниеᅟ наᅟ развитиеᅟ мировойᅟ торговли.
Заᅟ прошедшиеᅟ стоᅟ лет самаᅟ сфераᅟ услуг кардинальноᅟ преобразилась. Вᅟ началеᅟ XX векаᅟ круг предоставляемых услуг былᅟ ограничен, аᅟ вᅟ общейᅟ структуреᅟ преобладалиᅟ торговля, транспорт, бытовыеᅟ услугиᅟ иᅟ крупныйᅟ массивᅟ домашнейᅟ прислуги. Нынеᅟ насчитывается болееᅟ 160 видовᅟ услуг (поᅟ классификацииᅟ ВТО) - от научных исследованийᅟ доᅟ ремонтных услуг, от образования доᅟ обслуживания престарелых иᅟ инвалидов, иᅟ наᅟ первыйᅟ планᅟ выдвинулись отрасли, основанныеᅟ наᅟ использованииᅟ сложного, интеллектуальногоᅟ труда.
Важнейшая закономерность
эволюцииᅟ сферы услуг заключается
вᅟ том, чтоᅟ онаᅟ развивается неᅟ вᅟ изоляцииᅟ от материальногоᅟ производстваᅟ вᅟ интеграцииᅟ этих видовᅟ деятельности, иᅟ от глубины интеграцииᅟ многом зависит эффективность
современногоᅟ хозяйства. Рост взаимодействия
иᅟ взаимопроникновения вещнойᅟ продукцииᅟ иᅟ услуг идет нескольким направлениям.
Вᅟ промышленностиᅟ умножаются трудо-функции,
выраженныеᅟ вᅟ формеᅟ услуги, неуклонноᅟ увеличивается численность
инженерно-технического, административногоᅟ иᅟ другогоᅟ персоналаᅟ иᅟ степень егоᅟ участия вᅟ производствеᅟ вещногоᅟ продукта. мереᅟ ростаᅟ производстваᅟ товаровᅟ иᅟ услуг многократноᅟ разветвляются усложняются
межотраслевыеᅟ связиᅟ этих секторов: вᅟ услугах повышаются уровень
иᅟ качествоᅟ материальногоᅟ оснащения иᅟ обеспечения, вещном производствеᅟ расходы наᅟ услугиᅟ становятся всеᅟ болееᅟ крупойᅟ статьейᅟ общих производственных
издержек. Вᅟ последниеᅟ десятилетия XX в. взаимосвязь
двух типовᅟ хозяйственнойᅟ деятельностиᅟ поднимается наᅟ новую ступень: вᅟ новых технологиях универсальногоᅟ применения услугиᅟ иᅟ вещныйᅟ продукт практическиᅟ неразделимы, сливаются воедино.
Наиболееᅟ рельефноᅟ этоᅟ взаимопроникновениеᅟ выраженоᅟ вᅟ отраслях услуг информационно-
Трансформацию производстваᅟ иᅟ обществаᅟ вᅟ направленииᅟ услуг исследователиᅟ частоᅟ определяют как «тихую революцию», подчеркивая тем самым неᅟ толькоᅟ фундаментальныйᅟ характерᅟ иᅟ общественную значимость этогоᅟ сдвига, ноᅟ иᅟ постепенныйᅟ ход изменений, аᅟ такжеᅟ отсутствиеᅟ каких-либоᅟ катаклизмов, разрушительных форм иᅟ последствийᅟ «врастания» нематериальных видовᅟ деятельностиᅟ вᅟ общую хозяйственную систему.