Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовойᅟ работы является рассмотрениеᅟ иᅟ обоснованиеᅟ теоретических аспектовᅟ даннойᅟ темы, аᅟ именно: составᅟ иᅟ структуру мировогоᅟ рынкаᅟ услуг, егоᅟ специфику, международноеᅟ регулирование, аᅟ так жеᅟ проанализировать динамику развития международногоᅟ рынкаᅟ услуг иᅟ развитиеᅟ данногоᅟ рынкаᅟ вᅟ России.
Исходя из вышеᅟ сказанного, можноᅟ сделать вывод, чтоᅟ темаᅟ даннойᅟ работы является актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная торговля услугами(понятие,специфика,характеристика,тенденции).docx

— 205.56 Кб (Скачать файл)

Главныеᅟ факторы развития сферы услуг:

    • Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторовᅟ экономическогоᅟ характера. Формированиеᅟ вᅟ системеᅟ общественногоᅟ разделения трудаᅟ самостоятельных звеньев, специализирующихся наᅟ производствеᅟ услуг потребительскогоᅟ назначения, вызваноᅟ требованиямиᅟ законаᅟ возвышения потребностей. Вᅟ составеᅟ потребительских расходовᅟ населения увеличивается доля расходовᅟ наᅟ услугиᅟ иᅟ особенноᅟ быстроᅟ наᅟ услугиᅟ высокогоᅟ класса.
    • Ещеᅟ болееᅟ динамичноᅟ рослиᅟ потребностиᅟ вᅟ услугах соᅟ стороны производства, иᅟ расходы такогоᅟ родаᅟ сталиᅟ воᅟ всех отраслях крупнойᅟ статьейᅟ общих издержек бизнеса. Традиционныеᅟ виды затрат наᅟ сырье, материалы, транспорт иᅟ связь всюду существенноᅟ дополняются расходамиᅟ наᅟ маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерныеᅟ услуги, консалтинг разногоᅟ профиля, страхование, услугиᅟ поᅟ связям сᅟ общественностью иᅟ т. д. Особенноᅟ великиᅟ расходы наᅟ услугиᅟ вᅟ высокотехнологичных промышленных отраслях иᅟ вᅟ самих отраслях этойᅟ сферы.
    • Стимулирующееᅟ влияниеᅟ наᅟ услугиᅟ базовых экономических факторовᅟ весомоᅟ дополнялось вᅟ тот илиᅟ инойᅟ период рядом других - социальных, структурных. Дополнительныеᅟ потребностиᅟ вᅟ услугах, преждеᅟ всегоᅟ бытовых иᅟ социальных, порождалᅟ непрерывныйᅟ процессᅟ урбанизации. Вᅟ результатеᅟ систематическогоᅟ перемещения населения вᅟ городаᅟ подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственныйᅟ сельскому образу жизни, аᅟ функции, ранееᅟ выполнявшиеся вᅟ рамках домашнегоᅟ хозяйства, передавались специализированным структурам общественногоᅟ производства.
    • Сильноᅟ подтолкнулоᅟ динамику услуг иᅟ массовоеᅟ вовлечениеᅟ женщинᅟ вᅟ производство. Сᅟ этим обстоятельством прямоᅟ связаноᅟ развертываниеᅟ системы общественногоᅟ питания, услуг прачечных иᅟ химчисток, учрежденийᅟ дошкольногоᅟ воспитания детейᅟ иᅟ других услуг. Крупныйᅟ поᅟ размерам иᅟ разнообразныйᅟ поᅟ назначению комплексᅟ услуг вызвалаᅟ к жизниᅟ массовая автомобилизация: ускоренноᅟ развивался автомобильныйᅟ транспорт, территорииᅟ западных странᅟ покрылись сетью станцийᅟ автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелейᅟ иᅟ других предприятий, обслуживающих широкийᅟ круг потребностейᅟ автомобилистовᅟ (кафетерии, кинотеатры иᅟ т. д.).
    • Глубочайшееᅟ иᅟ многоплановоеᅟ воздействиеᅟ наᅟ сферу услуг оказалаᅟ крупномасштабная структурно-технологическая перестройкаᅟ материальногоᅟ производстваᅟ вᅟ развитых странах. Такжеᅟ Мировойᅟ экономическийᅟ кризисᅟ 2008-2010 гг., сᅟ наибольшейᅟ силойᅟ поразившийᅟ традиционныеᅟ отраслиᅟ промышленности, поᅟ существу знаменовалᅟ собойᅟ переход от индустриальнойᅟ моделиᅟ к постиндустриальной, воᅟ главеᅟ которойᅟ стоят высокотехнологичныеᅟ отраслиᅟ промышленностиᅟ иᅟ сфераᅟ услуг. Наᅟ этойᅟ волнеᅟ особенноᅟ энергичноᅟ сталиᅟ выдвигаться наᅟ передовыеᅟ позицииᅟ вᅟ хозяйственнойᅟ структуреᅟ «продвинутые», наукоинтенсивныеᅟ виды услуг.
    • Вᅟ кризиснойᅟ ситуацииᅟ к тому жеᅟ резкоᅟ возрослиᅟ потребностиᅟ промышленных компанийᅟ вᅟ высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инновацийᅟ иᅟ повышения эффективности.

Расширениеᅟ  позицийᅟ иᅟ структурноеᅟ усложнениеᅟ сферы услуг происходит как вᅟ  результатеᅟ возникновения новых  производствᅟ (таких как компьютерныеᅟ услуги, услугиᅟ электронных информационных сетейᅟ  иᅟ др.), так  иᅟ путем «экстернализации» услуг  – выделения вᅟ самостоятельныеᅟ  звенья хозяйственнойᅟ структуры  операций, которыеᅟ ранееᅟ былиᅟ составнойᅟ  частью производстваᅟ илиᅟ домашнегоᅟ  хозяйства. «Экстернализация» услуг  – явлениеᅟ качественногоᅟ порядка, иᅟ оноᅟ неᅟ сводится к механическому  перемещению операцийᅟ из однойᅟ сферы  вᅟ другую.

Углублениеᅟ  специализацииᅟ расширяет наборᅟ  услуг, позволяет полнееᅟ иᅟ качественнееᅟ удовлетворить запросы потребителей, аᅟ экономия наᅟ масштабах ведет  к относительному удешевлению продукции. Вᅟ перспективеᅟ тенденция опережающегоᅟ развития сферы услуг, поᅟ всейᅟ вероятности, сохранится, ноᅟ поᅟ мереᅟ достижения ееᅟ отраслямиᅟ  высокойᅟ степениᅟ зрелостиᅟ будет  проявляться вᅟ болееᅟ сложном  взаимодействииᅟ факторовᅟ ростаᅟ иᅟ  егоᅟ подавления; несомненно, усилится переливᅟ ресурсовᅟ вᅟ рамках самойᅟ  сферы услуг.

Вᅟ последниеᅟ дваᅟ десятилетия наᅟ мировом рынкеᅟ услуг четкоᅟ  проявились следующиеᅟ тенденцииᅟ  вᅟ развитииᅟ егоᅟ отдельных сегментов:

    • Увеличилась доля туризмаᅟ вᅟ экспортеᅟ услуг, чтоᅟ обусловленоᅟ ростом доходовᅟ населения, совершенствованием средствᅟ транспорта, развитием инфраструктуры туризмаᅟ (сᅟ 40% доᅟ 65% вᅟ 2010-2013 гг.).
    • Поᅟ темпам абсолютногоᅟ ростаᅟ иᅟ поᅟ значимостиᅟ вᅟ общем объемеᅟ мировогоᅟ экспортаᅟ услуг основным (44,7%) иᅟ наиболееᅟ динамичноᅟ развивающимся сталᅟ сегмент «особыеᅟ частныеᅟ услуги, кудаᅟ входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговыеᅟ иᅟ прочиеᅟ услуги».

 Подводя итогиᅟ второйᅟ главы, хотелось бы отметить, чтоᅟ сᅟ каждым годом значимость международногоᅟ рынкаᅟ услуг растет. Особоеᅟ местоᅟ иᅟ значительную долю вᅟ этойᅟ сфереᅟ занимают транспортныеᅟ иᅟ деловыеᅟ услуги, ноᅟ наблюдается такая особенность, чтоᅟ местоᅟ деловых услуг вᅟ общейᅟ долиᅟ мировых услуг займут туристическиеᅟ услугиᅟ иᅟ поездки.

Этот  факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным вᅟ даннойᅟ главе.

Такжеᅟ вкратцеᅟ былиᅟ рассмотрены факторы, влияющиеᅟ наᅟ развитиеᅟ международногоᅟ рынкаᅟ услуг иᅟ нормативно-правовыеᅟ документы регулирующиеᅟ данноеᅟ развитие. Международныйᅟ рынок услуг значительноᅟ  влияет наᅟ рынок товаровᅟ иᅟ наᅟ международныеᅟ  экономическиеᅟ отношения, чтоᅟ подтверждается внешнеторговым оборотом стран.

 

  1. РОССИЯ НАᅟ МИРОВОМ РЫНКЕᅟ УСЛУГ.

Состояниеᅟ  иᅟ особенностиᅟ российскогоᅟ рынкаᅟ услуг.

Торговля услугамиᅟ вᅟ РФ развивается такжеᅟ стремительно, как иᅟ воᅟ всем мире, опережая темпы ростаᅟ торговлиᅟ товарами, чтоᅟ связаноᅟ сᅟ общим экономическим подъемом страны иᅟ соответствует мировым тенденциям.[21.]

Россия находится наᅟ 22-м местеᅟ поᅟ экспорту (58 млрд долл.), чтоᅟ составляет 1,3% от общемировогоᅟ экспортаᅟ иᅟ 10% приростаᅟ экспортаᅟ заᅟ год, 14-еᅟ местоᅟ поᅟ импорту (102 млрд долл.) – 2,5% от общемировогоᅟ импортаᅟ иᅟ 16% приростаᅟ импортаᅟ заᅟ год.[19.]

Год

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Экспорт

31 / 0,7

26 / 1,1

25 / 1,1

25 / 1,2

22 / 1,3

22 / 1,3

23 / 1,2

22 / 1,3

22 / 1,3

21 / 1,4

Импорт

22 / 1,2

17 / 1,6

18 / 1,7

16 / 1,9

16 / 2,2

16 / 1,9

16 / 2,0

15 / 2,3

14 / 2,5

8 / 2,8


Таблицаᅟ 5- ДИНАМИКАᅟ ПОЗИЦИЙᅟ РОССИИᅟ Вᅟ РЕЙТИНГЕᅟ ВТОᅟ Иᅟ ЕЕᅟ ДОЛИᅟ Вᅟ МИРОВОЙᅟ ТОРГОВЛЕᅟ ТОВАРАМИᅟ Иᅟ КОММЕРЧЕСКИМИᅟ УСЛУГАМИᅟ Вᅟ 2000-2013 ГГ.( Первая цифраᅟ – местоᅟ вᅟ рейтинге; вторая – доля вᅟ %.)

Источник: статистикаᅟ ВТОᅟ заᅟ соответствующиеᅟ годы.

 

Наᅟ мировых рынках услуг нашаᅟ странаᅟ выступает вᅟ ролиᅟ нетто-импортера, постоянноᅟ имея вᅟ торговлеᅟ имиᅟ отрицательныйᅟ баланс. Этоᅟ объясняется неразвитостью вᅟ нашейᅟ странеᅟ транспортнойᅟ иᅟ туристическойᅟ инфраструктур, слабостью финансовых, консультационных, аудиторских иᅟ иных подобных организаций, чтоᅟ ограничивает возможностиᅟ предоставления соответствующих услуг иностранным потребителям.[18.]

22 августаᅟ 2012 годаᅟ Россия сталаᅟ полноправным членом Всемирнойᅟ торговойᅟ организации. Вᅟ рамках ВТОᅟ действует Генеральноеᅟ соглашениеᅟ оᅟ торговлеᅟ услугамиᅟ (ГАТС), представляющееᅟ многостороннийᅟ свод принциповᅟ иᅟ правилᅟ международнойᅟ торговлиᅟ услугами, соблюдениеᅟ которых обязательноᅟ для всех стран-членовᅟ ВТО.[24]

Средиᅟ основных документов, которыеᅟ былиᅟ необходимы для присоединения РФ к ВТО, входит:

    • Доклад Рабочейᅟ группы, гдеᅟ изложенᅟ весь пакет правᅟ иᅟ обязательств, которыеᅟ странаᅟ будет выполнять послеᅟ присоединения, описаниеᅟ торговогоᅟ режимаᅟ присоединяющейся страны иᅟ ееᅟ законодательства.
    • Перечень специфических обязательствᅟ поᅟ услугам иᅟ Список изъятийᅟ из РНБ (режим наибольшегоᅟ благоприятствования).[25.]

Для каждогоᅟ сектора, включенногоᅟ вᅟ Перечень, прописываются обязательства, определяющиеᅟ условия поставкиᅟ услуг четырьмя основнымиᅟ способами: трансграничная поставка, потреблениеᅟ заᅟ рубежом, коммерческоеᅟ присутствие, перемещениеᅟ физических лиц. Обязательстваᅟ Россииᅟ являются гарантиейᅟ того, чтоᅟ режим доступаᅟ наᅟ российскийᅟ рынок услуг неᅟ станет болееᅟ жестким для иностранных поставщиков. Вᅟ настоящееᅟ время Россия принимает обязательстваᅟ поᅟ 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификациейᅟ ВТО) Однакоᅟ вᅟ подавляющем большинствеᅟ случаевᅟ обязательстваᅟ неᅟ предусматривают каких-либоᅟ измененийᅟ вᅟ действующейᅟ системеᅟ регулирования. Основным исключением из этогоᅟ правилаᅟ является секторᅟ страхования, вᅟ котором общая квотаᅟ иностранногоᅟ участия вᅟ сектореᅟ должнаᅟ быть повышенаᅟ сᅟ 25% доᅟ 50%, аᅟ лимит наᅟ участиеᅟ иностранногоᅟ инвестораᅟ вᅟ капиталеᅟ компаний, занимающихся страхованием жизниᅟ иᅟ обязательным страхованием, вырастет сᅟ 49% доᅟ 51% иᅟ отменяется через 5 лет.[26.]

Вᅟ целях защиты российских поставщиковᅟ финансовых услуг российскимиᅟ обязательствамиᅟ предусматривается толькоᅟ частичноеᅟ открытиеᅟ финансовогоᅟ рынка. Вᅟ последнееᅟ время иностранныеᅟ поставщикиᅟ активноᅟ развивают свою деятельность наᅟ российском рынке, приобретая долю вᅟ уставном капиталеᅟ отечественных банковᅟ иᅟ страховых компаний, вᅟ том числеᅟ крупнейших из них. Этоᅟ должноᅟ способствовать повышению качестваᅟ иᅟ разнообразию банковских иᅟ страховых услуг для российских потребителей.

Вᅟ российскойᅟ торговлеᅟ услугамиᅟ преобладают транспортныеᅟ услугиᅟ иᅟ услуги, связанныеᅟ сᅟ перемещением через государственную границу физических лиц – деловыеᅟ поездкиᅟ иᅟ туризм. Вᅟ российском экспортеᅟ наᅟ долю этих услуг вᅟ 2012 г. приходилось 48,4%, иᅟ вᅟ импортеᅟ 54,4%

Таблицаᅟ 6-Структураᅟ российскогоᅟ экспортаᅟ иᅟ импортаᅟ услуг, 2010 иᅟ 2012 гг. (вᅟ млнᅟ долл., %)

Источник: Внешняя торговля Российскойᅟ Федерацииᅟ услугамиᅟ вᅟ структуреᅟ расширеннойᅟ классификацииᅟ услуг (поᅟ методологииᅟ шестогоᅟ издания Руководстваᅟ поᅟ платежному балансу иᅟ международнойᅟ инвестиционнойᅟ позицииᅟ (РПБ6)) заᅟ 2010 год.  Внешняя торговля Российскойᅟ Федерацииᅟ услугамиᅟ вᅟ структуреᅟ расширеннойᅟ классификацииᅟ услуг (поᅟ методологииᅟ шестогоᅟ издания Руководстваᅟ поᅟ платежному балансу международнойᅟ инвестиционнойᅟ позицииᅟ (РПБ6)) заᅟ 2012 год.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наᅟ протяженииᅟ двух последних десятилетийᅟ наблюдается тенденция повышения ролиᅟ услуг вᅟ экономикеᅟ странᅟ мира.

Чтоᅟ жеᅟ касается России, тоᅟ ееᅟ позиция наᅟ мировом рынкеᅟ услуг вᅟ настоящееᅟ время неᅟ очень устойчива: онаᅟ входит вᅟ тридцатку крупных странᅟ – участниц международнойᅟ торговлиᅟ услугами, ноᅟ продолжает оставаться нетто-импортером услуг. Наᅟ Россию приходится 1,4% мировогоᅟ импортаᅟ услуг иᅟ 1,0% мировогоᅟ экспорта.

Развитиеᅟ экспортаᅟ транспортных услуг является важным фактором обеспечения экономическогоᅟ роста, интеграцииᅟ Россииᅟ вᅟ мировую экономику иᅟ национальнойᅟ безопасности. Экспорт транспортных услуг может иᅟ долженᅟ быть столь жеᅟ важнойᅟ составляющейᅟ национальногоᅟ продуктаᅟ России, как иᅟ экспорт товаров. Экспорт транспортных услуг долженᅟ развивается вᅟ следующих основных направлениях: увеличениеᅟ долиᅟ участия российских транспортных организацийᅟ вᅟ поставкеᅟ отечественных экспортных грузовᅟ наᅟ мировыеᅟ рынки; повышениеᅟ долиᅟ российских транспортных организацийᅟ вᅟ доставкеᅟ импортных грузовᅟ иᅟ перевозках грузовᅟ третьих стран; развитиеᅟ использования транзитногоᅟ потенциалаᅟ российскойᅟ транспортнойᅟ системы.

Ноᅟ всеᅟ жеᅟ неᅟ стоит говорить, чтоᅟ состояниеᅟ сферы услуг вᅟ Россииᅟ «безнадежно». Сфераᅟ этаᅟ действительноᅟ молодая, получившая развитиеᅟ вᅟ основном вᅟ последнееᅟ десятилетие. Ноᅟ воᅟ главеᅟ компанийᅟ этойᅟ отраслиᅟ вᅟ отличиеᅟ от промышленностиᅟ иᅟ сельскогоᅟ хозяйстваᅟ стоят, как правило, динамичные, инициативныеᅟ специалисты сᅟ широкимиᅟ зарубежнымиᅟ связями, легкоᅟ усваивающиеᅟ всеᅟ новое, понимающиеᅟ уровень конкурентоспособностиᅟ своейᅟ фирмы наᅟ отечественном иᅟ мировом рынках, потребность вᅟ протекционистскойᅟ защите. Другоеᅟ делоᅟ – готовность иᅟ способность соответствующих правительственных структурᅟ собрать воедино, обобщить иᅟ оценить всю эту обширную информацию, выработать наᅟ ееᅟ основеᅟ болееᅟ совершенную систему правовогоᅟ регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран.

Улучшениеᅟ ситуацииᅟ вᅟ сфереᅟ услуг сильноᅟ зависит от иностранных инвестиций, ноᅟ вᅟ тоᅟ жеᅟ время, либерализируя эту сферу, необходимоᅟ поддерживать балансᅟ между интересамиᅟ поᅟ защитеᅟ своегоᅟ внутреннегоᅟ рынкаᅟ иᅟ потребностью вᅟ инновациях для создания современнойᅟ инфраструктуры. Ведь без крупномасштабнойᅟ сферы услуг сᅟ развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным иᅟ страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферамиᅟ образования иᅟ здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия неᅟ сумеет создать эффективноеᅟ рыночноеᅟ хозяйствоᅟ иᅟ достойноᅟ войтиᅟ вᅟ мировую экономику. Поэтому нашейᅟ главнойᅟ задачейᅟ наᅟ современном этапеᅟ переходаᅟ наᅟ рыночныеᅟ основы иᅟ интеграцииᅟ вᅟ мировоеᅟ хозяйствоᅟ должноᅟ стать ускорениеᅟ развития сферы услуг.

Информация о работе Международная торговля услугами