Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение нынешнего уровня интеграции России в мировую экономику, а так же анализ взаимоотношения России с соседними странами и экономическими объединениями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность интеграции и различные подходы к её определению;
- выявить современное положение России в многополярном мире;
- показать роль России в мире, перспективы её развития, а также развитие мира в целом, в условиях интеграции и многополярного мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..2
1. Сущность международной экономической интеграции……….…………4
Причины и формы развития международной экономической
Интеграции…………………………………………………….……………….4
Предпосылки интеграции……………………………………………….…8
Факторы интеграции……………………………………………………....13
Этапы развития международной экономической интеграции…..….…..15
2. Нормативно-законодательное регулирование………………...…….……17
3. Россия и экономическая интеграция…………………..…………..………23
3.1 Взаимоотношения России и ВТО………………………….……..……….23
3.2 Дальнейшее развитие экономических отношений…..……….……...…..30
3.3Взаимодействие России и Азербайджана...….……………...……………34
Заключение………………………………….…….……….………………..…38
Список литературы……………………….……….…………….….…………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации  в таможенной сфере развивается  по трем основным направлениям:

1) взаимодействие  со странами СНГ;

2) сотрудничество  со странами "дальнего зарубежья";

3) участие в  работе международных организаций  (Всемирной таможенной организации  и др.).

В части 3 статьи 2 Таможенного кодекса РФ закреплено: "Российская Федерация стремится  к активному участию в международном  сотрудничестве в области таможенного  дела. Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении  гармонизации и унификации с общепринятыми  международными нормами и практикой".

Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может регулировать таможенные вопросы односторонним  путем с помощью внутреннего  законодательства. В то же время  очевидным является международное  значение таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом  договорного регулирования. Если государство  при решении таможенных вопросов не принимает во внимание интересы других стран или проводит таможенную политику, наносящую им ущерб, могут возникнуть "таможенные войны", осложняющие внешнеэкономические связи и международные отношения в целом. Необходимость международно-правового сотрудничества в таможенной области продиктована также сложностью современных таможенных тарифов, существованием многочисленных обременительных таможенных формальностей, препятствующих развитию международной торговли.

Развитие внешнеторгового  оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость  проведения работ по унификации таможенного  законодательства, предполагающей координацию  основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных  актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного  режима, который базировался бы на принципах международного права  и достигнутых межправительственных договоренностях. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

Основными инструментами  унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных  организаций.

Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере  в первую очередь затрагивает  процедуру досмотра международных  почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении  и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим  багажа, следующего отдельно от пассажиров.

В статье 6 Таможенного  кодекса РФ закреплен принцип  приоритета международного договора перед  внутренним таможенным законодательством: "Если международным договором  Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора".

Положения статьи 4 Таможенного кодекса РФ о создании таможенных союзов и зон свободной  торговли с участием Российской Федерации  нашли свое развитие в части 2 статьи 5 Федерального закона "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности": "В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами".

Особо следует  остановиться на определении таможенного  союза, который является международно-правовым инструментом согласования таможенной политики группой стран, заключивших  соответствующий договор. В статье XXIV Генерального соглашения о тарифах  и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией  двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей (единой) таможенной территории, на которой осуществляется свободное  обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя  граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами-нечленами таможенного союза (внешний аспект).

Как уже отмечалось (при цитировании ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности"), таможенный союз представляет собой более высокий  уровень экономического сближения  по сравнению с зоной свободной  торговли, в которой устраняются  таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при  сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании внешней торговли с третьими странами. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран-членов союза.

В подписанном  в ходе Московской встречи глав государств и правительств стран-участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о создании Экономического союза обозначены основные этапы развития интеграционных процессов в рамках СНГ (ст. 4): "Договаривающиеся Стороны согласились, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз".

В настоящее время  происходит формирование многостороннего  таможенного союза с участием России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Государства-участники  Таможенного союза исходят из того, что основополагающим принципом  такого экономического объединения  является наличие единой таможенной территории. В Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года (ст. 1) устанавливается, что формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

- отмены во  взаимной торговле товарами, происходящими  с их территорий, таможенных пошлин, иных налогов и сборов, имеющих  эквивалентное действие, а также  количественных ограничений;

- установления  и применения в отношениях  с третьими странами одинакового  торгового режима, общих таможенных  тарифов и мер нетарифного  регулирования внешней торговли;

- формирования  механизма взаимоотношений Таможенного  союза с третьими странами  и международными организациями  на основе положений Соглашения  между Правительством РФ и  Правительством РБ о едином  порядке регулирования внешнеэкономической  деятельности от 12 апреля 1994 года.

В решении "О  толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года" (принято в г. Минске 15 сентября 1997 года) указывается, что  Соглашением о Таможенном союзе  от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым  образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при  перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством государств-участников режим единой таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих с территорий государств-участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих стран, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.

Высший Совет  Союза Беларуси и России в своем  решении N 2 от 28 апреля 1999 года "О  завершении формирования единого таможенного  пространства Союза Беларуси и России" установил, что таможенная территория Республики Беларусь и таможенная территория Российской Федерации образуют таможенное пространство Союза Беларуси и России, на котором не применяются таможенный контроль и таможенное оформление, взимание пошлин, другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров гражданского назначения, происходящих из этих территорий, а также приняты идентичные меры по регулированию каждым государством-участником Союза взаимной торговли и торговли товарами, происходящими с территории третьих стран.

В регулировании международной  торговли особую роль играют Всемирная  торговая организация (ВТО), Международный  валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, а на европейском уровне – Европейский союз. Уставы и  правила этих организаций рекомендуется  соблюдать всем странам, участвующим  в них. Статья XVI Устава ВТО предусматривает, что страны – участники ВТО  должны обеспечивать соответствие своих  законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к  ВТО.

В основу деятельности ВТО, сменившей  в 1995 г. Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ), положены принципы свободной торговли и национального  режима (предоставление иностранным  товарам и услугам на территории импортирующего государства того же режима, что и для национальных товаров и услуг). Целью деятельности ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров.

 

 

 

 

 

 

 

3. Россия и экономическая интеграция

 

 

3.1 Взаимоотношения России и ВТО

Присоединение России к Всемирной  Торговой Организации (ВТО), ставшее  реальностью после долгожданного  завершения всех переговоров в декабре 2011 г. и официального приглашения  РФ к вступлению в ВТО, очередной  раз возвращает нас к вопросу  о свободе торговли, интеграции в  международные экономические процессы и либерализации внешнеэкономических  связей, влияние этих процессов на страну и возможности их использования  для стимулирования развития национальной экономики. Современные экономические исследования в большей части рассматривают последствия либерализации международной торговли как сугубо позитивное влияние на экономику страны. Либерализация рынков, под которой, прежде всего, подразумевают снижение различных барьеров в области торговли товарами и услугами, призвана стимулировать экономический рост и развитие, увеличивать благосостояние людей и т.д. Современный уровень международной глобализации вывел вопросы либерализации экономической деятельности на первый план, однако, так ли однозначны последствия этого процесса с точки зрения как национальных экономик, так и всего мира в целом? Как в условиях сегодняшней экономической турбулентности можно оптимально можно использовать интеграционные процессы, исходя, прежде всего, из принципа «не навреди»?

 Для начала необходимо  дать общую теоретическую оценку  глобальным интеграционным процессам  и их влиянию на либерализацию  внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день проведено  достаточно много исследований  по моделированию мировой экономики  в условиях полной или частичной  либерализации торговли. Чаще всего, одной из точек отсчета (базовый сценарий) выбирают осуществление основных идей Дохийского раунда переговоров ВТО, претендующего на относительно высокий уровень открытости экономик, но до сих пор не претворенного в жизнь. [18,С.48] В условиях использования разных сценариев, различных математических моделей с различными вводными данными (многие из которых основываются не на статистических материалах, а на экспертных оценках), основная цель подобных работ едина — выявить масштабы влияния дальнейшей либерализации мировой экономики на страны и некоторые регионы в отдельности, а также на общее благосостояние мира в целом.

 Четко прослеживается  тенденция снижения ожиданий  роста вследствие проведения  политики либерализации. Еще раз  отметив различия используемых  моделей, выделим, что общий  тренд понижения оценки возможных  последствий для мировой экономики  в целом стабилен и свидетельствует  о постепенном охлаждении научного  сообщества к либерализации как  к самому привлекательному и безусловно необходимому варианту дальнейшего развития. Можно также выделить ряд объективных причин, влияющих на подобного рода ожидания — увеличение количества двух и многосторонних соглашений между странами, минующих ВТО в целом, установление специальных режимов торговли, что усиливает интеграцию и снижает эффект всеобщих действий. Кроме этого, заметную роль играет постоянное улучшение качества и доступности статистической информации, которое с определенным временным лагом свидетельствует о уже достаточно глубокой экономической интеграции национальных экономик на сегодняшний день. Разумеется, особенности моделирования, различия в экономических составляющих моделей, используемых коэффицентов и прочих исследовательских установок так же важны.

 Несмотря на это,  все результаты исследований  остаются в позитивной зоне, что  свидетельствует о возможном  положительном вкладе либерализации  в рост мировой экономики. По  данным того же Боуэта полная либерализация, удаление тарифов, внутренних субсидий и дотаций приведет к росту мирового благосостояния (общего дохода) на 100 млрд. долларов или 0,33% мирового ВВП. При этом, 73,8% дохода придется на развитые страны, 24,1% на развивающиеся и 2,2% на категорию слабо развитых . По данным руководителя ВТО Паскаля Лами, общий позитивный эффект будет равняться 130 млрд. долларов. [16,С.45] Существует также ряд более оптимистичных исследований, приводящих еще более высокие цифры с совершенно другими пропорциями разделения конечного результата между странами (более высокой долей развивающихся и слабо развитых стран). Соответственно, все они сходятся на том, что общий эффект для мира будет быть может незначительным, но исключительно положительным, однако всегда имеются определенные допущения и условия.

Информация о работе Международная экономическая интеграция