Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение нынешнего уровня интеграции России в мировую экономику, а так же анализ взаимоотношения России с соседними странами и экономическими объединениями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность интеграции и различные подходы к её определению;
- выявить современное положение России в многополярном мире;
- показать роль России в мире, перспективы её развития, а также развитие мира в целом, в условиях интеграции и многополярного мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..2
1. Сущность международной экономической интеграции……….…………4
Причины и формы развития международной экономической
Интеграции…………………………………………………….……………….4
Предпосылки интеграции……………………………………………….…8
Факторы интеграции……………………………………………………....13
Этапы развития международной экономической интеграции…..….…..15
2. Нормативно-законодательное регулирование………………...…….……17
3. Россия и экономическая интеграция…………………..…………..………23
3.1 Взаимоотношения России и ВТО………………………….……..……….23
3.2 Дальнейшее развитие экономических отношений…..……….……...…..30
3.3Взаимодействие России и Азербайджана...….……………...……………34
Заключение………………………………….…….……….………………..…38
Список литературы……………………….……….…………….….…………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

 Подобную интеграцию  можно также рассматривать как  совместный проект, направленный  на защиту от конкуренции со  стороны стран дальнего зарубежья.  Реализация таких проектов является  примером институциональных изменений.  Фундаментальные реформы рынка  и изменение «правил игры»  являются очень сложно планируемыми  и реализуемыми. В то же время,  управляемая либерализация торговли  в рамках четко ограниченного и изученного пространства позволит подготовить почву и развернуть институциональную базу стран — участников в сторону дальнейшей оптимизации и улучшения, придаст новый импульс экономическим процессам и стимул к развитию производства. Учитывая необходимость снятия тарифных ограничений, это так же даст стимул развитию нетарифных методов защиты рынка и поиску нового баланса между протекционизмом и углублением интеграции.

3.3Взаимодействие России  и Азербайджана

 Помимо Таможенного  Союза, следует искать и другие  перспективные интеграционные проекты,  обладающие интересным потенциалом,  но несущие минимум рисков  для внутреннего рынка. Прежде  всего, необходимо обратить внимание  на пространство СНГ, которое  обладает определенными исторически  сформированными социально-экономическими  связями. В качестве важного  партнера здесь нужно выделить  Азербайджан, демонстрирующий в  последние годы мощный экономический  рост и обладающий хорошим  потенциалом для развития. Экономика  страны выстроена на основе  углеводородов, с мощным доминированием  добычи нефти и газа над  другими отраслями. Тем не менее,  страна нацелена на диверсификацию  своей экономики. Наличие большого  количества иностранных инвесторов  создало хорошую базу и опыт  для международных проектов. В  то же время западные компании  не спешат вкладывать деньги  куда-либо помимо нефтегазовой  отрасли. Их интерес к Азербайджану  ограничивается энергоносителями  и их транспортировкой в Европу.

 Азербайджан до сих  пор сохраняет мощный производственный  потенциал в сфере энергетики. Наличие инфраструктуры и опыта  в тяжелом машиностроении, а также  желание руководителей придать  новый импульс индустриальному  развитию страны, делают Азербайджан  интересным партнером для российских  машиностроителей, имеющих давние  связи с регионом. Речь здесь  может идти о производственной  кооперации и специализации для создания технологических комплексов полного цикла. В данном случае важным представляется и политический момент — подобная интеграция привела бы к более равноправным отношениям, а в результате более эффективным и выгодным для обеих стран.

 В качестве конкретного  примера промышленно–инвестиционного  сотрудничества между Азербайджаном  и Россией можно привести совместное  участие стран в реализации  транспортного проекта Север  — Юг. Это проект строительства железнодорожной линии совместно также с Ираном по пути Казвин — Решт — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан), небольшой связки, но обеспечивающей прямое соединение стран от Индии до России через западный берег Каспия. Помимо этого, обсуждается попутная электрификация железнодорожной линии Тегеран — Бафк. Одним из условий подобных проектов может быть использование внутренних ресурсов стран участниц — от инжиниринга до поставки строительных материалов. Такой шаг, часто используемый, кстати, в мире (хотя иногда и негласно), может являться серьезным подспорьем для национальных экономик и логичной формой защиты своего рынка. Учитывая некоторые институциональные особенности наших стран, а также прямое участие государства в этих проектах, реализация подобного посыла может быть даже не явной и не вызовет недовольства (во всяком случае официального) иностранных заинтересованных лиц. Основываясь на подобных инфраструктурных проектах можно перейти к совместной промышленной кооперации и разработки единой промышленной стратегии с учетом возможностей и связей производительных сил стран СНГ.

 Помимо этого, важным  фактором развития сотрудничества  России и Азербайджана представляется  гармонизация таможенного законодательства, технических норм, установка ясных  правил взаимодействия и усиление  сотрудничества в области сельского  хозяйства. Россия заинтересована  в поставках азербайджанской  сельхозпродукции, производители которой  имеют не просто серьезные преимущества перед российскими фермерами, но зачастую обеспечивают страну продукцией, которая в принципе не производится в России. В то же время для Азербайджана сельское хозяйство является стратегической отраслью с точки зрения большого объема вовлеченности трудовых ресурсов и социальной значимости отрасли. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией, порой подталкиваемой демпингом, со стороны Турции и Ирана, Азербайджан вынужден искать новые рынки. В то же время Европа не стремится к равноправным отношениям, нацелена на защиту своего рынка, завоевание новых и не даст Азербайджану возможностей активно входить на рынки стран ЕС. Понимая это, а также учитывая неготовность конкурировать с компаниями ЕС, прежде всего, в маркетинге и эффективности бизнес моделей на микроуровне, Баку не спешит вступать в ВТО и открывать себя для новых конкурентов. Сотрудничество в сфере сельского хозяйства является важной основой стратегических взаимоотношений двух стран и может быть интенсифицировано.

 Помимо этого, Азербайджан,  обладая финансовой устойчивостью  и инвестиционными ресурсами,  активно ищет способы диверсификации  экономики и заинтересован в  работе за рубежом. Определенный  интерес для него могут вызывать  проекты на юге России в  сфере туризма и строительства  (достаточно сильных отраслях  Азербайджана). Работа в этом направлении  должна основываться на расширении  информационного обмена и знакомстве  бизнеса двух стран, стимулировании  увеличения контактов компаний.

 Подобная управляемая  интеграция и кооперация могли  бы дать хороший стимул к  дальнейшему развитию национальных  экономик стран СНГ. Развитие  различных вариантов взаимных  инвестиций, расширение промышленного  и технологического сотрудничества  компаний, координация внешнеэкономической  политики и протекционистских  мер имели бы существенный  эффект для роста экономик  всех участников. Несмотря на  необходимость защиты своего рынка сегодня, взвешенная интеграция может служить мощным инструментом экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В завершение хотелось  бы еще раз отметить наличие  особенностей и противоречивость  влияния процессов масштабной  либерализации в целом на национальную  экономику и на благосостояние  граждан. В условиях, когда интересы  широких слоев населения могут  пострадать, вопросы интеграции  в мировую экономику переходят  из экономической плоскости в социально-политическую. Подтверждение данного тезиса мы находим в действиях многих государств сегодня, которые в условиях кризиса и турбулентности на мировых рынках ищут варианты защиты национальных производителей и увеличивают масштабы протекционизма. Это ведет к появлению новых инструментов и способов внутренней поддержки, формированию новых институциональных условий функционирования национальных экономических систем. Поэтому, постепенная интеграция в мировую экономику и осторожное вступление постсоветских стран в ВТО является обоснованной и правильной стратегией. Несмотря на сложность реализации, необходимость учета огромного количества параметров и возможных последствий, государство должно проводить последовательную политику либерализации в долгосрочном плане. Однако, с учетом нынешнего состояния мировой экономики, наличия широкого спектра политических и финансовых рынков, важно выбрать правильный момент и, возможно, взять паузу. Не забывая о разумном использовании и постоянном повышении эффективности защитных мер в экономике, большее внимание уделять менее масштабным, но предсказуемым конкретным и управляемым проектам в области международного сотрудничества и интеграции страны в систему глобальных экономических связей. Важно обратить внимание на наших ближайших соседей и сконцентрировать усилия на точечных проектах, которые позволят наладить новые мосты между постсоветскими странами. Координация промышленной политики и развитие единого рынка могут быть теми направлениями, которые принесут максимум выгод всем партнерам при минимальных рисках. Таким образом, поэтапное углубление интеграционных процессов и либерализация торговли должны совмещаться с адаптацией мер поддержки внутреннего рынка и формированием новых инструментов государственной поддержки и стимулирования конкурентоспособности национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бауман З. Интеграция. Последствия для человека и общества – М., Весь мир.2007. с.214
  2. Бек У. Что такое интеграция? – М.: Прогресс – традиция. 2006 с.286
  3. Тимофеев Т.В. Дилеммы интеграции. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски. - М.: 2007.с.316
  4. Кессиди Ф. Х. Глобализация и культурная идентичность. // Вопросы философии. – 2007. -  №1. - С. 76-79.
  5. Колесов В.П., Осьмова М.Н., Мировая экономика. Экономика зарубежных стран.- М.: Флинта, 2008.с.388
  6. Московский юридический форум «Интеграция, государство, право, 21 век»: По материалам выступлений. – М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005.с.64
  7. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. – М.: Издательский дом «Новый век», 2007.с.256
  8. Производство продуктов животноводства и поголовье скота и птицы. Сводные показатели сельского хозяйства 2011 / Росстат. - М., 2011.
  9. Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 27.11.2010)
  10. Шахрай С.М. Интеграция в современном мире: политико-правовые аспекты. – Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности/Под общей редакцией В.П. Сальникова. – СПб.:Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2006.с454
  11. . Шелевкнова Н.Б. Европейская интеграция: политика и право – М.: Изд-во «НИМП», 2005.с327
  12. Шупер В.А. Единство цивилизаций или единственный путь развития//Вопросы философии. – 2008. - № 5. – С. 26-33.
  13. Charnovitz S. 2009 Resist us Protectionism: The top trade priority for the G20 Rebuilding Global Trade: proposals for a fairer, more sustainable future. Collected articles jointly published by International Centre for Trade and Sustainable Development (ICTSD) and The Global Economic Governance Programme (GEG)
  14. Dadush U. 2009 Resurgent Protectionism: Risk and Possible Remedies. Rebuilding Global Trade: proposals for a fairer, more sustainable future. Collected articles jointly published by International Centre for Trade and Sustainable Development (ICTSD) and The Global Economic Governance Programme (GEG)
  15. . Krugman, P. and Obstfeld M., 2006 International Economics, seventh edition, Addison-Wesley, Boston
  16. Lynn J. 2009 Doha deal could boost world GDP $300-700 billion: study. Reuters
  17. OECD 2008: Multifunctionality in Agriculture: Evaluating the degree of jointness, policy implications.
  18. Rodriguez F., Rodric D. 2001 Trade Policy and Economic Growth: A skeptic’s Guide to the Cross-National Evidence. University of Maryland and Harvard University
  19. www.asean-russia.ru
  20. www.consultant.ru
  21. www.NAFTA Secretariat website
  22. www.globalstatistic.com
  23. www.uralvtk.ru
  24. www.wto.com

 

 


Информация о работе Международная экономическая интеграция