Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:07, реферат
В работе анализируется соотношение основных экономических факторов объединения и разъединения новых независимых государств и на основе данного анализа рассматриваются перспективы и наиболее вероятные варианты структурирования постсоветского пространства.
Введение
1. Теоретические основы интеграции
1.1 Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы при вступлении в союзы
1.2 Этапы интеграции
1.3 Экономические группировки в мире
2. Экономическая интеграция стран СНГ: опыт, проблемы и перспективы
3. Республика Беларусь: векторы интеграции
Заключение
Список использованных источников
Основные отрицательные последствия, с которыми может быть связано присоединение к торгово-экономическому союзу, состоят в следующем:
– при определенном стечении обстоятельств может начаться отток ресурсов из страны, перераспределяемых в пользу более сильных в экономическом отношении членов союза. Страна в этом случае может превратиться в "отсталый регион".
– в том случае, если интеграция способствует установлению более тесных интеграционных связей между отдельными фирмами стран-участниц, результатом может быть более широкое распространение олигопольного сговора, влекущего за собой повышение цен на соответствующую продукцию. Кроме того, может возрасти количество слияний, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление господства монополий.
– в ряде случаев может возникнуть эффект потерь от увеличения масштабов производства, связанный с формированием слишком больших компаний (отрицательный эффект масштаба). Необходимо отметить, что в комплексном виде оценить все эти аргументы чрезвычайно трудно, тем более, что многие последствия, как положительные, так и негативные, носят весьма долгосрочный характер и зависят от общего положения на мировой арене. Наконец, следует добавить, что определенная часть аргументов, как "за", так и "против", а, следовательно, и соответствующих последствий, носит сугубо политический характер и потому находится за пределами экономического анализа.
1.2 Этапы интеграции
Международная экономическая интеграция в зависимости от степени интегрированности имеет пять ступеней развития, пять форм организации, а именно:
– Преференциальный торговый клуб.
– Зона свободной торговли.
– Таможенный союз.
– Общий рынок.
– Экономический союз (полный экономический союз).
Преференциальный торговый клуб (объединение). Две или более стран образуют преференциальный торговый клуб, если они сокращают пошлины на импорт всех товаров (исключая капитал) для каждого из участников клуба, сохраняя свои первоначальные тарифы для всего остального мира.
Зона свободной торговли. Две или более стран образуют зону свободной торговли (ассоциацию свободной торговли), если они упраздняют между собой все торговые барьеры (пошлины и количественные ограничения), но сохраняют каждая свои торговые барьеры по отношению к третьим странам. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. В такой зоне таможенный контроль на границах стран-участниц должен быть сохранен. Его целью в этом случае становится налогообложение или запрещение импорта из третьих стран, который мог проникнуть в зону через низкий таможенный барьер соседней страны-участницы. Страны действуют на основе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill, который означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Примером зоны свободной торговли является Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), образованная в 1960 г. Австрией, Данией, Норвегией, Португалией, Швецией, Швейцарией и Великобританией. С 1995 года осталось три страны.
К положительным чертам таких соглашений
следует отнести более
При создании ЗСТ выявился и целый рад негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера. Создание 3СT приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты.
Таможенный союз. Две или более стран образуют таможенный союз, если они упраздняют все таможенные ограничения во взаимной торговле всеми товарами (кроме обслуживания капитала), а также принимают (учреждают) единую систему внешних торговых барьеров с третьими странами, снимая тем самым необходимость содержания таможенной службы на внутренних границах. В отношении торговли примером таможенного союза является Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
Общий рынок. Две или более стран образуют общий рынок, если они создают таможенный союз и, кроме того, допускают свободное передвижение всех факторов производства между собой (миграция рабочей силы и капитала). Устранение внутренних торговых барьеров расширяет размер рынка для сельского хозяйства, промышленности и услуг, поэтому эти секторы заинтересованы в расширении своей деятельности в других странах-членах таможенного союза. Это приводит к росту инвестиций в этих странах, а также к стремлению устранить барьеры, препятствующие перемещению капитала и труда. Примером общего рынка являются ЕЭС или Европейский общий рынок, имеющий официальное название – Европейские сообщества.
Экономический союз. Две или более стран образуют экономический союз, если они создают общий рынок и, кроме того, унифицируют свою экономическую политику, включая денежную, налоговую и социальную, а также политику в отношении торговли и движения рабочей силы и капитала. Страны соглашаются координировать решения по поводу процентных ставок, обменных курсов, общей политики в отношении инфляции, что вызывает потребность во введении единой валюты. Когда граждане имеют возможность свободно перемещаться между странами-членами общего рынка, с неизбежностью усиливается давление на национальные правительства с целью принятия координированной политики в области образования, переподготовки, пособий по безработице, пенсионного обеспечения, здравоохранения и других услуг. Это, в свою очередь, усиливает спрос на координированную экономическую политику и ведет, таким образом, к созданию экономического союза. Примером экономического союза стал Benelux – экономический союз, образованный Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (термин Benelux составлен из первых букв названий стран-участниц). Эти три страны образовали таможенный союз в 1949 г., который был превращен затем в экономический союз в 1960 г.
Ярким примером экономического союза могут служить Соединенные Штаты Америки, где 50 штатов объединены в полный экономический союз с общей валютой и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Торговля между отдельными штатами свободна, и капитал и труд свободно перемещаются в погоне за максимальной прибылью. Фискальная и монетарная политики, так же как и международные связи, военные расходы, пенсионное обеспечение, программы здравоохранения, едины и обеспечиваются единым федеральным правительством. Другие программы, такие как образование, культура, обеспечение порядка (полиция), финансируются штатами, что позволяет последним утверждать свою "самобытность" в пределах союза [11, с.168].
Некоторые источники выделяют также политический союз.
Политический союз означает, что страны принимают единую политику практически во всех сферах, единую внешнюю и оборонную политику. Рост экономической интеграции может привести к усилению политической интеграции, поскольку правительства стран-членов работают во все более тесной связи друг с другом [9, с.9]. В таком случае давление может привести к созданию политического союза, который предусматривает передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означает создание международной конференции и потерю суверенитета отдельными государствами [6, с.314].
Точно определить на каком этапе развития находится та или иная группировка довольно сложно. Тем не менее, возможно классифицировать существующие интеграционные группировки по заявленным целям, что нашло отражение в таблице П.А.1.
1.3 Экономические группировки в мире
Согласно статистике, на страны, входящие в экономические блоки, приходится 2/3 совокупного ВВП мира, основная часть международной торговли– около 7 трлн. долл. – и межстранового движения капиталов - около 0,6 трлн. долл. США.
Интеграционным объединением называют
хозяйственную группировку, созданную
для регулирования
Из понятий международной
В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.
Отсюда можно сделать вывод для СНГ: не отрицая возможностей государственного регулирования экономических отношений в рамках данной хозяйственной группировки, ее активное развитие, возможно, прежде всего, при условии активизации отношений между Компаниями стран – участниц СНГ.
Пытаются развивать
В интеграционных объединениях активно
могут участвовать страны с разным
экономическим уровнем
В то же время, говоря об экономической интеграции развивающихся стран, нельзя не отметить отсутствие реальных предпосылок для ее эффективной практической реализации. Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости социально-экономических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой инфраструктур обрекали эти формирования либо на откровенное прозябание, либо на полную неудачу.
В странах третьего мира экономическую интеграцию сдерживают:
– Внутренние особенности экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность, недостаточная внутренняя интегрированность национальной экономики);
– Характер взаимосвязи интегрирующихся государств (слабое развитие инфраструктуры, однотипность народнохозяйственных и отраслевых структур, недостаток финансовых ресурсов);
– Факторы внешнего порядка (нарастание финансовой зависимости от индустриальных стран, значительный контроль ТНК над внешней торговлей и экспортным производством);
– Политическая нестабильность.
Каждый интеграционный блок имеет свои преимущества в силу экономических и политических факторов. Процессы интеграции оказывают положительное влияние на благосостояние людей и развитие экономики в целом.
2. Экономическая интеграция
Распад СССР стал одним из крупнейших геополитических событий в мировой истории XX столетия. Прекращение существования Союза кардинальным образом изменило военно-политическую конфигурацию мира. Но и в социально-экономическом отношении последствия этого события имеют глобальный характер. Некоторые из них уже проявились в полной мере, другие пока не вполне очевидны и могут дать о себе знать через какое-то время.
В концентрированном виде многочисленные последствия распада СССР отражает феномен, который принято называть дезинтеграцией постсоветского пространства. Одномоментное превращение границ между республиками единого государства в межгосударственные положило начало подрыву ранее целостного народнохозяйственного комплекса. Разграничение экономических пространств новых государств почти автоматически инициировало возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных хозяйственных и социальных связей. А преодоление таких барьеров естественным образом потребовало от предприятий существенного повышения трансакционных издержек (связанных с таможенным, пограничным и санитарным контролем, конвертацией валют, страхованием, и т.д.). В отношениях экс-советских республик появились такие реальности, как ввозные пошлины, товарные квоты и прямые запреты на поставки тех или иных изделий.