Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:07, реферат
В работе анализируется соотношение основных экономических факторов объединения и разъединения новых независимых государств и на основе данного анализа рассматриваются перспективы и наиболее вероятные варианты структурирования постсоветского пространства.
Введение
1. Теоретические основы интеграции
1.1 Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы при вступлении в союзы
1.2 Этапы интеграции
1.3 Экономические группировки в мире
2. Экономическая интеграция стран СНГ: опыт, проблемы и перспективы
3. Республика Беларусь: векторы интеграции
Заключение
Список использованных источников
Тем не менее, важно отметить, что сотрудничество в рамках ЕврАзЭС стимулируют не только и даже не столько экономические причины, сколько внешние угрозы. Развитие Сообщества – прежде всего своего рода плата за безопасность южных рубежей России. Экономические же мотивации, необходимые и достаточные для того, чтобы деятельность этой организации была стабильной и развивалась по восходящей линии, пока отсутствуют.
В феврале 2003 г. было заявлено об образовании новой региональной экономической группировки государств Содружества - Организации региональной интеграции - в составе Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Как следует из соглашения, подписанного в сентябре 2003 г. главами этих государств, цель нового объединения - поэтапное, с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции формирование единого экономического пространства, согласование экономической политики по ряду направлений, гармонизация соответствующего законодательства, создание единого регулирующего межгосударственного органа (Комиссии) с постепенным повышением значимости последнего [18, с.91]. Образование Организации региональной интеграции (ОРИ) можно рассматривать как поиск оптимального формата, очередную попытку и реальную возможность экономической интеграции постсоветских стран.
В целом воздействие
Что касается совместного реинтеграционного проекта в рамках СНГ, то необходимо признать, что всеобщей интеграции в рамках Содружества в обозримой перспективе не предвидется. Здесь сказываются не только субъективные подходы отдельных политиков, но и объективные различия интересов стран-членов Содружества. В чем же причины очевидного преобладания в СНГ центробежных тенденций над центростремительными? Перечень наиболее существенных, как представляется, факторов, подрывающих реинтеграционные надежды новых независимых государств, таков:
1. Молодость государственности стран-участниц, существенные различия в их экономических и политических системах, отсутствие демократических традиций, преобладание в ходе утверждения новой государственности элементов националистической идеологии.
2. Упрощенные представления о предпосылках, инструментах и сроках реинтеграции постсоветского пространства.
3. Унаследованная от советской
экономики более высокая
4. Опасения
ряда стран СНГ по поводу
возрождения имперских
5. Длительный экономический спад, объективно сузивший материальную основу реинтеграции.
6. Разные модели
экономических реформ и
7. Противодействие
постсоветским реинтеграционым
процессам со стороны Запада,
международных финансовых
8. Выбор модели
интеграции, не соответствующей
реальным условиям
9. Неготовность России выступить в качестве "локомотива" интеграции и донора для остальных стран-участниц.
10. Противоречие
между принципом равноправия
стран-участниц и резко
11. Углубление
различий в уровнях социально-
12. Отсутствие
у их элит политической воли
к исполнению принятых
Факторы не случайно приведены в произвольном порядке: их достоверное ранжирование по силе воздействия вряд ли возможно. Тем не менее, каждый из данных факторов представляется реально значимым и заслуживает специального анализа. Здесь же можно ограничиться характеристикой наиболее существенных объективных обстоятельств, которые, если и не оправдывают провал "новой интеграции", то превращают ее в проект, довольно трудный для реализации при любой степени заинтересованности со стороны потенциальных участников.
Каждое новое
государство унаследовало от СССР такую
структуру экономики и
То обстоятельство,
что экономики государств Содружества
были некогда частями единого
народнохозяйственного
Решения по интеграции,
принимаемые в СНГ на уровне правительств
государств и их политического руководства,
не оказывают существенного
Интеграцию
на постсоветском пространстве пытаются
осуществить государства с
Товарная структура торговли внутри СНГ примерно соответствует структуре товарооборота региональных группировок развивающихся стран, осуществляющих обмен продуктами сельского хозяйства, добывающей промышленности или первичной переработки минерального сырья. Такая структура уменьшает взаимодополняемость экономик государств Содружества, ослабляет их интерес друг к другу, а порой даже приводит к соперничеству в борьбе за один и тот же рынок.
Объем товарооборота, - фундаментальный показатель экономического взаимодействия между участниками Содружества, невысок, динамика и темпы его роста неравномерны. Если в 1994-1996 гг. объемы взаимной торговли росли, то в 1997-1999 г. - снижались. Доля взаимной торговли в общем ее объеме составила в 2000 г. 27.8%, в том числе в экспорте - 19.3 и в импорте - 45.1% [18, с.92]. В товарной структуре взаимного экспорта преобладают минеральное сырье, черные и цветные металлы, продукция химической, нефтехимической и пищевой отраслей. Существенных изменений в товарной структуре экспортно-импортных операций на протяжении ряда лет не происходит. Это характерно и для торговли с третьими странами. При этом государства СНГ зависят от импорта не только высокотехнологичной и наукоемкой продукции, но и продовольствия, медикаментов, товаров народного потребления.
При общей тенденции к сокращению взаимной торговли государства определяют свои приоритеты в выборе партнера внутри Содружества. Особенностью географической структуры товарообмена в СНГ является четко выраженное преобладание России как основного партнера по экспорту и импорту, а также локальная ограниченность торговых связей двумя-тремя соседними странами.
Снижение уровня взаимной торговли государств Содружества и выбор торговых партнеров определяют и такие факторы, как большие расстояния и высокие железнодорожные тарифы на перевозки. Так, для Белоруссии продукция из Казахстана, Киргизии или Узбекистана обходится в 1.4-1.6 раза дороже, чем аналогичная из Польши и Германии [18, с.93].
Интеграции государств Содружества
препятствуют глубинные структурные
проблемы, обусловленные недостаточным
общим технико-технологическим
Низкий технический и
Динамика процессов экономическ
Существенным препятствием интеграции
на постсоветском пространстве является
отсутствие согласованности в разработке
позиции по отношению к третьим
странам. Образование любой региональной
экономической группировки
Еще одним препятствием на пути
реальной интеграции стран Содружества
является противоречие между принципом
равноправия стран-участниц и резко преобладающим
экономическим потенциалом России. Россия
слишком велика для равноправной многосторонней
интеграции. Если на одну страну приходится
больше двух третей всего экономического
потенциала группы из 12 стран, то неминуемо
возникает очень серьезная и опять-таки
объективная проблема согласования интересов
и принятия интеграционных решений. Даже
если бы в таких решениях была общая потребность,
вследствие специфического положения
РФ потенциальной интеграционной группировке
пришлось бы решать задачу, сравнимую
с квадратурой круга: институционально-