Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:30, курсовая работа
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства.
Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1.СУЩНОСТЬ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 Причины и формы развития международной
экономической интеграции. ……………………………………………...7
1.2 Факторы, определяющие интеграционные
процессы……………………………………………………………………10
1.3 Этапы развития интеграционных группировок……………………...14
РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2.1 Европейский союз………………………………………………………16
2.2 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)………..19
2.3 Интеграционные процессы в Южной Америке………………………22
2.4 Интеграционное сотрудничество в Африке,
в арабских странах........................................................................................23
2.5 Интеграционная система развития СНГ………………………………24
Выводы………………………………………………………………….......26
Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
На основании Маастрихтского
договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г.
ЕЭС трансформировалось в Европейский
союз с числом стран-участниц, возросшим
до 15. В рамках ЕС осуществляется создание
полностью единого внутреннего
рынка. Провозглашены цели дальнейшего
интеграционного
2.2 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)
В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в 2003 г., а при благоприятном развитии событий — к 2000 г.
Перспективы развития экономической
интеграции в Восточной Азии в
значительной степени связывают
с созданием организации
АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.
АТЭС формально имеет
консультативный статус, однако в
рамках его рабочих органов
В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее конкурентоспособные страны.
Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие:
• во-первых, интеграционные
процессы в организациях АТЭС идут
при ведущей роли ТНК, создающих
почву для межгосударственного
сотрудничества. Это проявилось, в
частности, в том, что образование
неправительственных
• во-вторых, процесс интеграции
охватывает страны с существенно
разными уровнями экономического развития,
разными культурами и социально-политическими
системами. Уникальная роль АТЭС состоит
в том, что в ней объединяются
две великие экономические
• в-третьих, интеграция в
масштабах АТР включает субрегиональные
экономические союзы (АСЕАН, НАФТА,
Южно-Тихоокеанский форум и др.
• в-четвертых, идеология
тихоокеанского «открытого» регионализма,
развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает
региональную интеграцию как элемент
экономического глобализма. При этом
эволюция мировой экономики предстает
как процесс постепенного объединения
и взаимопроникновения
В целом степень зрелости
интеграционных отношений в рамках
АТР пока невысок. Так, зону торговли
в системе АСЕАН можно отнести
к первому этапу развития экономической
интеграции, т.е. к зоне свободной
торговли с отменой тарифов и
других ограничений. В отношении
АТЭС пока можно говорить не как
о зоне свободной торговли, а как
об «открытой экономической
Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг. на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то время как на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональные сделок в рамках АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии).
2.3 Интеграционные процессы в Южной Америке
К крупнейшим и наиболее
динамичным торгово-политическим союзам
Латинской Америки следует
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные пошлины.
2.4 Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах
С учетом приоритетных потребностей
все больше внимания уделяется реализации
Договора о поэтапном создании Африканского
экономического сообщества (АфЭС), соглашение
о котором вступило в силу в
мае 1994 г. План постепенного — в шесть
этапов — создания АфЭС должен быть
реализован в течение 34 лет. При этом,
поскольку главными элементами АфЭС
являются уже существующие субрегиональные
группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА,
САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет
первоочередное внимание планируется
уделить именно им, их всемерному укреплению
и усилению скоординированность
их деятельности. Создание АфЭС объективно
зависит от дальнейшего «самочувствия»
субрегиональных африканских
Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные различия в экономическом и социальном развитии, расстановке внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и личные амбиции некоторых государственных лидеров. Естественно, характер субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку требует определенного времени.
2.5 Интеграционная система развития СНГ
Экономика СССР развивалась
как высокоинтегрированный
Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996 — 1997 гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.[2]
Однако всякая интеграция,
даже самая умеренная, предполагает
передачу каких-то прав единым органам
интеграционного объединения, т.е. добровольное
ограничение суверенитета в определенных
областях. Запад, с неодобрением встречавший
любые интеграционные процессы на постсоветском
пространстве и рассматривавший
их как попытки «воссоздания СССР»,
сначала скрыто, а затем и открыто
начал активно
Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ.
Решение о создании Содружества
Независимых Государств (СНГ) было принято
президентами России, Белоруссии и
Украины одновременно с подписанием
Беловежских соглашений о роспуске
СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к
СНГ присоединились все бывшие советские
республики, кроме прибалтийских. В
Уставе определены цели Содружества: способствовать
интеграции членов СНГ в экономической,
политической и гуманитарной областях,
поддерживать и развивать контакты
и сотрудничество между людьми, государственными
институтами и предприятиями
стран Содружества. СНГ — открытая
организация для присоединения других
стран. [5;11]
ВЫВОДЫ
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц интеграционных группировок.