Международная экономическая интеграция как современный этап развития мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Со второй половины 20 века интернационализация хозяйственной жизни - ведущая тенденция мирового хозяйства. Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Важнейшим признаком сегодняшней действительности является интенсивное развитие интеграционных процессов на, микро- и макроуровнях. Процесс интернационализации хозяйственной жизни обусловлен развитием и углублением международного разделения труда и означает формирование устойчивых связей в производственной, научно-технической и других сферах. Экономическая взаимозависимость государств, интернационализация производительных сил способствуют развитию интеграционных процессов в экономике. Основными целями экономической интеграции как качественно нового и более сложного этапа интернационализации хозяйственных связей, являются более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, обеспечение условий концентрации производства и переплетения капиталов, приведение согласованной межгосударственной экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

     Для того чтобы сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее: завершить создание общего рынка в тех областях, которые могут обеспечить реальный рост и занятость и имеют непосредственное отношение к потребителям (скоординированные соглашения об услугах, регулировании профессий, энергии, государственных закупок и финансовых услуг, скоординированное соглашение о REACH – новой системе для химических веществ, которая учитывает влияние конкурентоспособности, инноваций и интересов малого и среднего бизнеса); создать открытые и конкурирующие рынки как внутри, так и вне Европы: переправить помощь государств в сектора с более высоким потенциалом роста, создать благоприятную деловую среду для малого и среднего бизнеса, обеспечить допуск на рынки третьих стран, упростить общеевропейское и национальное законодательство; усовершенствовать общеевропейское и национальное законодательство с целью уменьшения бремени административных расходов; расширить и усовершенствовать европейскую инфраструктуру; продолжить разрабатывать общий патент Европейского Сообщества и двигаться вперед к созданию консолидированной базы налога на корпорации.

    Чтобы знания и инновации были направлены на рост экономики необходимо: добиться выделения 3% ВВП на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; развивать внедрение информационных и коммуникационных технологий (ICT); способствовать развитию инновационных центров, объединяющих региональные центры, университеты и бизнес; поддерживать экологические инновации в области энергосбережения и снижения уровня вредных выбросов; поддерживать Европейские технологические инициативы благодаря совместной деятельности государства и частных лиц; содействовать созданию прочной промышленной базы Европы посредством мобилизации усилий государственных и частных компаний; создать Европейский технологический институт для привлечения в Европу лучших умов, идей и производств.

     Для увеличения и улучшения структуры занятости рекомендуется: привлечь больше людей в сферу занятости, в частности путем сокращения безработицы среди молодежи и модернизировать системы социальной защиты; увеличить способность рабочих и предприятий к адаптации к новым условиям и улучшить гибкость рынков труда в результате устранения препятствий перемещению рабочей силы; больше инвестировать в человеческий капитал посредством улучшения образования и повышения профессиональной квалификации путем реформирования Фонда структурных реформ ЕС и Фонда сплочения ЕС.

     Также, в качестве одного из многообещающих источников роста экономики Евросоюза усматривается реформа сферы услуг, которая составляет в целом около 70% европейской экономики. Главная идея реформы заключается в применении так называемого принципа «страны происхождения», который позволит «поставщику услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы и административные нормы своей страны. Данная либерализация услуг, которая должна коснуться широкого спектра экономической активности, должна сопровождаться гармонизацией законодательства европейских стран.

      Согласно исследованию, проведенному датскими экономистами, эффект либерализации сферы услуг оценивается в 37 миллиардов евро, распределенных между потребителями и производителями. Более того, это позволило бы создать дополнительно порядка 600 тыс. новых рабочих мест. По данным Европейской Комиссии, создание единого рынка товаров способствовало ежегодному росту общеевропейского внутреннего продукта на 1,8%, поэтому соизмеримые или даже более значительные результаты, учитывая объем рынка услуг, ожидаются и от его либерализации. Более того, либерализация должна позитивно сказаться на стоимости услуг. С одной стороны, ожидается, что стоимость услуг снизится в среднем на 7,2%, в то время как рост реальной заработной платы должен составить около 0,4%.

        Несмотря на столь обещающие перспективы, многие европейские страны, во главе с Бельгией, Францией, Италией и Германией, выступили с яростным протестом, мотивируя свою позицию тем, что данная реформа чревата падением социальной защиты населения. Проблема же заключается в разнице жизненного уровня, который сохраняется между «старыми» и «новыми» членами Европейского Союза. Поскольку применение принципа «страны происхождения» поставщиком услуги, чья «страна происхождения» экономически на более низком уровне с менее защищенным рынком труда, рискует серьезно «подорвать» более защищенный рынок труда своей конкурентностью. То есть протест направлен главным образом против новых членов Евросоюза. Но очевидным остается одно, Европе еще предстоит учиться жить и находить согласие в составе 27-ти, что значительно сложнее, чем шести, восьми или пятнадцати. «Старым» членам Евросоюза нужно привыкнуть к тому, что Европейские институции существуют не для защиты «старых» от «новых», а для защиты интересов Европы.

       Итак, основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе являются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.

Для решения названных  проблем необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: это  экономический рост и инновации; создание пространства «привлекательного  для инвестиций и трудовой деятельности», путем усовершенствования внутреннего  рынка; значительное увеличение роста  занятости.

 

2.2  Основные международные интеграционные группировки и проблемы участия в них России

 

        Наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе, где в настоящее время осуществляется плавный переход от единого рынка через экономический союз к экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту евро. История образования ЕС начинается с подписания в 1951г. Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В 1957г. подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). К середине 70-х гг. созданием ТС и появлением в нем новых стран (Великобритании, Дании, Ирландии) завершается первый этап развития западноевропейской экономической интеграции. В последующий период увеличивалось количество стран — участниц Сообщества. В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993г. введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества, тем самым возникло единое экономическое пространство. В соответствии с Маастрихтским договором (февраль 1992г.) ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз (ЕС) с 15 странами-участницами: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

        Территория ЕС — 3232,0 тыс. кв. км. Население — 372,55 млн. чел.  ВВП — 7250,0 млрд. долл. Доля в  мировом ВВП — 20,5%. Доля в  мировой торговле — 22,8% (данные  к середине; 90-х гг.). 1

Целью ЕС в экономической  области является содействие сбалансированному  и длительному экономическому прогрессу  путем создания пространства без  внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, образования  экономического и валютного союза  и введения единой валюты — евро — с 1999г. Введение евро позволяет  в максимальной степени реализовать  преимущества единого внутреннего  рынка ЕС за счет снижения издержек производства и обращения.

       ЕАСТ — Европейская ассоциация  свободной торговли. Эта интеграционная группа была создана в 1960 г. Первоначально в ее состав входили десять стран — Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В связи с присоединением к ЕС в 1973г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986г. — Португалия, а в 1995г. — Австрия, Финляндия и Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговля между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами — членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.

       ЕЭП — Европейское экономическое  пространство. Эта организация представляет  собой совокупность ряда государств, на территории которых действуют  общие правила хозяйствования, а  также согласованные принципы  проведения единой политики в  области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной  сферах. Такого рода пространство  может возникнуть в любом регионе  мира. В настоящее время оно  уже функционирует на территории  стран Западной Европы под  названием Единое экономическое  пространство. Соглашение о его  образовании было подписано в  1992г., которое предусматривало создание  единой межгосударственной территориальной  структуры, действующей на основе  общих правил и равных условий  конкуренции. Соглашение вступило  в силу в 1994г. и его положения  применяются на практике пятнадцатью  членами ЕС и тремя членами  ЕАСТ, кроме Швейцарии. Данное  соглашение предусматривает свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, образования.

       ОЭС - Организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.

       НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария — США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 г. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок. Согласно Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между ними должны быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.

       МЕРКОСУР—общий рынок стран Южного  конуса. Интеграционный союз государств  создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений. В результате действий Договора взаимный товарооборот стран МЕРКОСУР увеличился с 3,5 млрд.долл. в 1991 г. до 11,5 млрд. долл. в 1995 г.

       АТЭС—Азиатско-Тихоокенское экономическое сотрудничество. Образовано в 1989 г. по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран АТР, в том числе в области услуг, капитала и технологий. Статус этой организации предусматривает укрепление открытой многосторонней торговой системы, увеличение степени либерализации торговли инвестиций в АТР, усиление и стимулирование частного сектора. Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций. В настоящее время членами АТЭС является 21 государство.

      АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Создана в 1967г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд. Основные цели деятельности АСЕАН: содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях; развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения;  взаимодействовать в сфере науки и образования; создать зону свободной торговли к 2003 г.; развивать сотрудничество с международными и региональными организациями.

         СТЭС — Совет тихоокеанского экономического сотрудничества. Сформирован в 1980 г. по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Членами СТЭС являются 22 государства АТР. СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.

         САЭЕ—Совет арабского экономического  единства. Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан). Основные цели САЭЕ:  достижение арабского экономического единства; обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами;  гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также свободы заниматься экономической деятельностью; обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры, включая наземные пути сообщения, морские порты и гражданские аэропорты. Важным направлением, достижения Совета арабского экономического единства стало создание совместных арабских компаний. Подобные компании работают в области добывающей и медицинской промышленности, развития животноводства, промышленных инвестиций.

          ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти. Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия. Страны ОПЕК сотрудничают в различных подразделениях нефтяной промышленности, осуществляют защиту своих интересов в этой отрасли как индивидуально, так и коллективно. Кроме того, они объединяют усилия по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях, а также создают благоприятный климат для вложения капитала и передачи технического опыта в целях развития нефтяной промышленности государств—членов. Очень важной целью их деятельности являются поиски способов обеспечения устойчивости цен на мировом нефтяном рынке и недопущения их колебаний, способных вызвать тяжелые последствия.

Информация о работе Международная экономическая интеграция как современный этап развития мирового хозяйства