ОАЕ — Организация африканского
единства. Создана в 1964 г. в результате
подписания Устава на Конференции глав
государств и правительств стран в стран
в Аддис-Абебе после многочисленных ранее
предпринимавшихся попыток. Членами данной
организации являются 53 страны. Основные
цели ОАЕ: содействие единству и солидарности
африканских стран; координация усилий
по повышению уровня жизни африканских
народов; ликвидация всех форм колониализма
в Африке; согласование и координация
сотрудничества в области политики и дипломатии,
обороны и безопасности, экономики, образования
и культуры, здравоохранения и продовольственного
обеспечения, науки и техники.
САДК —
Южноафриканское сообщество развития.
Образовано в результате подписания Декларации
глав государств и правительств и Договора
об образовании САДК в 1992 г. В состав САДК
входят 12 государств: Ангола, Замбия, Легато,
Намибия и др. Договоры, политика и соглашения,
принимаемые под эгидой САДК, являются
юридически обязательными для всех ее
членов. Основные цели САДК: достижение
развития и экономического роста; повышение
уровня и качества жизни народов Южной
Африки; укрепление общих политических
ценностей и институтов; достижение взаимодополняемости
национальных и региональных стратегий
и программ. Следует отметить, что это
не все интеграционные группировки, а
только самые основные. Многие международные
экономические объединения создают лишь
предпосылки для формирования подлинных
интеграционных блоков.
2.3 Направления, динамика,
формы и последствия интеграционного
процесса в СНГ
В системе теоретико-методологических
основ интеграционного развития
представляется важным обеспечить необходимую
определенность самого понятия экономической
интеграции. В подготовленном проекте
это сделано недостаточно четко.
По-видимому, нельзя отождествлять
понятия "экономическое сотрудничество"
и "экономическая интеграция".
Любая страна имеет, как правило, достаточно
разветвленную систему сотрудничества
со многими государствами. Однако само
по себе это еще не означает интеграцию.
Экономическая интеграция - качественно
более высокая ступень сотрудничества,
когда достигается органическая согласованность
в осуществлении воспроизводственного
процесса отдельных стран. При этом в условиях
сохранения их суверенитета и существования
между ними рыночных отношений особую
роль приобретает согласованное развитие
сферы межстрановой кооперации и обмена.
Количественным признаком интеграции
может служить доля взаимного товарообмена
между странами в их общем внешнеторговом
обороте. Говорить о реальной интеграции
можно тогда, когда взаимный обмен преобладает
в структуре внешнеторгового оборота.
Так, в ЕС доля поставок между странами-членами
в 1997 г. достигла 62% экспорта и 61% импорта,
в СНГ соответственно 32 и 43% (1998 г.). Следовательно,
государства Содружества не интегрированы
в общую экономическую систему. Особенно
это относится к России - доля ее связей
со странами СНГ в общем, объеме внешнеторгового
оборота составляла всего 22%. Таким образом,
проблему интеграции пока можно ставить
лишь как задачу, решение которой в существенной
мере зависит от внешнеэкономической
ориентации России. Своеобразие интеграционного
процесса государств Содружества не сводится
к количественным показателям. Он имеет
ряд качественных особенностей, отличных
от других интеграционных образований,
сложившихся и формирующихся в мировом
сообществе, в частности от ЕС. Хозяйственные
комплексы стран СНГ формируются на развалинах
существовавшего прежде единого народнохозяйственного
комплекса СССР, в то время как другие
интеграционные сообщества мира представляют
собой объединения ранее не зависимых
друг от друга хозяйственных комплексов.
Унаследованная производственно-технологическая,
культурная и духовная общность до сих
пор является важнейшим интегрирующим
фактором государств Содружества. В этом
смысле их интеграционный процесс носит
характер реинтеграции. Вместе с тем реинтеграция
постсоюзного экономического пространства
не означает восстановления прежней структуры
хозяйственных связей, характерной для
союзных республик СССР, когда эти связи
во многом строились на системе неэквивалентных
отношений. В тот период, исходя из задач
максимизации интегрального конечного
результата экономики СССР и сближения
уровней развития республик, осуществлялось
межреспубликанское перераспределение
значительной части их национального
дохода. Активную донорскую роль играла
Российская Федерация, передавая другим
союзным республикам до 6% своего национального
дохода. Определенные донорские функции
выполняли Белоруссия, Азербайджан, Туркмения.
В современных же условиях при ориентации
стран на национальный суверенитет и рыночные
критерии хозяйственной деятельности
система экономических отношений между
ними может строиться преимущественно
на эквивалентной основе. Экономика большинства
стран СНГ переживает сегодня значительный
спад, тогда как формирование интеграционных
образований мирового сообщества, в частности
ЕС, происходило, как правило, в условиях
стабильного и равновесного состояния
экономик интегрирующихся государств.
В России масштабы снижения валового внутреннего
продукта, промышленного производства,
капиталовложений в 1998 г. оказались более
значительными, чем в 1997 г. Прогнозные
исследования, проведенные в Институте
народнохозяйственного прогнозирования
РАН, показывают, что в ближайшие годы
в России можно ожидать прекращения экономического
спада. По-видимому, это относится и к другим
странам СНГ. Однако наступающий стагнационный
период, по нашему мнению, может стать
весьма продолжительным, если на экономику
не будет оказано сильного активизирующего
воздействия. В этом контексте следует
рассматривать проблему интеграции государств
Содружества. В условиях спада интеграция
вряд ли может иметь какие-либо перспективы.
Только при его прекращении возникают
предпосылки для развития интеграционных
процессов, при этом реальная интеграция
может стать одним из мощных факторов,
содействующих преодолению фазы стагнационной
депрессии и переходу к фазе подъема. Стремление
к интеграции проявляется в условиях скрытого
нарастания дезинтеграционных процессов
внутри стран. Это относится, прежде всего,
к России, где усиливается тенденция к
дезинтеграции единого комплекса страны,
превращению его в совокупность слабо
связанных между собой региональных рынков,
развитие которых ориентировано, прежде
всего, на отношения с дальним зарубежьем.
Аналогичная картина в той или иной мере
наблюдается и в других государствах Содружества.
Это отдельная проблема, однако, перспективы
интеграции стран СНГ нельзя рассматривать
без увязки с проблемой укрепления экономического
единства хозяйственных комплексов каждой
из стран, без преодоления внутренних
дезинтеграционных тенденций. Наконец,
существуют весьма мощные внешние силы,
не заинтересованные в интеграции стран
СНГ. Они противодействуют, и будут противодействовать
развитию внутри Содружества интеграционных
процессов. Думается, что активность противодействия
будет нарастать по мере реального усиления
интеграции. Все эти особенности необходимо
учитывать при формировании интеграционной
стратегии. Представляется, что их следовало
бы отразить и в Концепции экономического
интеграционного развития Содружества.
В приложения В,Г,Д представлены
данные для сравнения кругооборота между
СНГ и Россией.
Заключение
Возникновение и развитие
интеграционных группировок суверенных
государств - процесс сложный и
противоречивый. Основным его противоречием
является противоречие между национальными,
государственно оформленными, и интернациональными
экономическими интересами. Первые - объективное
следствие возникновения и развития
суверенных государств и национальной
экономики, вторые - отличительная черта
интернационализации хозяйственной
жизни, следствие возрастающей целостности
мирового хозяйства, возникновения
и развития международного производства,
экономической транснационализации
и глобализации. Указанное противоречие
- основное противоречие всего процесса
интернационализации хозяйственной
жизни, обнаруживающееся на каждой его
стадии в специфических конкретных
проявлениях. На стадии межгосударственной
интеграции это противоречие проявляется,
во- первых, в столкновении экономических
интересов государств внутри интеграционного
образования, во-вторых, как противоречие
интересов различных региональных интеграционных
группировок, в-третьих, как противоречие
интересов региональной интеграции и
международных экономических организаций
и корпораций. На проявления основного
противоречия большое влияние оказывают:
уровень социально-экономического развития
стран-участниц интеграции; масштабы и
темпы экономических и политических преобразований;
характер рыночных и политических реформ;
противоречия между экономикой и политикой,
обусловленные и субъективными факторами
(в том числе национальными амбициями,
стремлением к использованию власти в
личных целях руководящих элит отдельных
государств); состояние международных
экономических и политических отношений,
в частности, характер мировой рыночной
конъюнктуры. Экономические интересы
государств сталкиваются при определении
цен и таможенных пошлин на товары и услуги,
условий иностранного инвестирования,
кредитования проектов, при решении проблем
использования интеллектуальной собственности,
проблем развития международного производства,
создания свободных экономических зон,
при разработке и реализации международных
договоров и совместных законодательных
актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому
ограничению суверенитета. В то же время
национальные интересы зачастую вступают
в противоречие с интернациональными
интересами при решении глобальных проблем
экологии, развития транспорта и энергетики,
миграционных процессов, конверсии военного
производства, использования достижений
науки, научно-технического прогресса,
образования, здравоохранения и т.д. Для
последовательного разрешения всех этих
противоречий необходим механизм межгосударственного
сотрудничества, который обеспечивал
бы оптимальное сочетание национальных
и интернациональных интересов. Важным
практическим шагом на пути к реальной
интеграции, могла бы стать совместная
разработка странами СНГ согласованного
макроструктурного прогноза социально-экономического
развития на среднесрочную и долгосрочную
перспективу. В его рамках должны быть
согласованы цели развития, выявлены возможные
масштабы основных народнохозяйственных
ресурсов, определены наиболее целесообразные
направления их межстранового и межотраслевого
распределения с целью достижения максимального
интегрального эффекта. Прогноз служил
бы основой для руководства каждой страны
при выработке структурной, инвестиционной,
социальной и внешнеэкономической политики,
создавал бы базу для заключения двусторонних
и многосторонних соглашений. При разработке
прогноза возможно эффективное использование
современных экономико-математических
методов и информационных технологий,
обеспечивающих реализацию многостороннего
диалога по выработке согласованных решений.
Целесообразно, принять следующий порядок
разработки такого прогноза. На первом
этапе каждая страна автономно определяет
национальные цели социально-экономического
развития и условия их реализации. Устанавливаются
приоритеты отдельных целей и исходя из
этого формируется структура конечных
потребностей. В качестве условий реализации
целей прогнозируются ограничения по
трудовым и природным ресурсам, требования
к сальдо внешнеторгового баланса. Прогнозируются
также возможные масштабы повышения эффективности
использования ресурсов с учетом предвидимого
научно-технического прогресса (возможные
масштабы роста производительности труда,
изменения фондоотдачи,уровни удельных
расходов важнейших видов материальных
ресурсов). На втором этапе страны автономно
разрабатывают комплексные структурные
модели социально-экономического развития,
используя в качестве аппарата оптимизационные
модели натурально-стоимостного межотраслевого
баланса. Данные модели синтезируют информацию,
подготовленную на первом этапе работы,
и на этой базе определяют темпы и пропорции
развития экономики той или иной страны,
динамику производства главных отраслей,
потребность в основных видах производственных
ресурсов, структуру внешнеэкономических
связей, в том числе со странами Содружества.
В качестве критерия используется максимизация
конечного продукта данной страны в заданной
структуре и с учетом ресурсных ограничений.
На третьем этапе осуществляется согласование
страновых структурных моделей и формирование
на этой основе макроструктурного прогноза
государств Содружества. В качестве инструментария
используется межстрановая структурная
модель, с помощью которой согласуются
взаимные поставки важнейших видов ресурсов
с целью достижения максимального конечного
продукта Содружества в целом без ущерба
для каждой из стран. На четвертом этапе,
исходя из итогов расчета межстрановой
структурной модели и принятых согласованных
решений страны, уточняют свои национальные
прогнозы и разрабатывают программу мер
по их практической реализации. Полученные
результаты сообщаются хозяйственным
органам, производственным ассоциациям
и предприятиям каждого государства и
используются при последующем заключении
двусторонних и многосторонних хозяйственных
договоров. Думается, что такую работу
было бы целесообразно провести сначала
путем организации совместной деятельности
научных институтов заинтересованных
стран. Результаты могли бы быть затем
переданы на государственный и межгосударственный
уровни.
Список используемой
литературы
- Абрамов В Л. Мировая экономика . Учебное пособие.- 2 изд. – М., 2005,- 320 с.
- Аксенов В. Интеграционное противоборство // Независимая газета №54(2364) 28 марта 2001 г.
- Бекаройя Ф. Россия – Евросоюз: перекрестки интеграции. http://sr/fondedin.ru/new.htm
- Борко Ю. Европейский союз: углубление и расширение интеграции.// МЭ и МО, 2009 г. №8
- Бородина Я.А. Интеграция в Европе // Юридический мир, 2009, №9 с.69-71
- Второй этап формирования Таможенного союза: современные проблемы и задачи. Интеграционный комитет. / М. 1999 Информационно-аналитический доклад
- Делей Я. Выиграют ли новобранцы от вступления в ЕС? – http://zhurnal.ru
- Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения./ Учебное пособие, 2000 г
- Иншакова Е.М. Глобализация и межрегиональная интеграция как объективные тенденции хозяйственной эволюции// Финансы и кредит, 2005 г. № 11 с.11-19
- Инвантер В. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов// Проблемы теории и практики №5
- Климов И. Россия и Евросоюз : баланс интересов и доверия – http://bdfom.ru
- Келлерман А. Последствия расширения ЕС для РФ// Право и политика, 2005, № 1 с.94-120
- Кузьмина Л. Окно в Европу – http://zhurnal.ru
- Куложенко Е. Противоречия Евросоюза: проблемы, риски, перспективы. – http://dialogs.org.ua
- Касымова Н.А. НАФТА: предпосылки создания и тенденции развития // США – Канада: экономика, политика, культура 2001, № 9
- Кучуков Р. Мировое хозяйство и тенденции интеграции // Экономист,2005, № 2 с.38-41
- Овчаренко Н.Е. Модели интеграционных процессов / Изд. Москва 1999 г
- Пахомов Н. Европа выходит из границ: ЕС готовиться к еще одному сомнительному расширению// Столетие. – 2006 г. от 26 мая
- Потемкина О. Расширение и новые границы ЕС: проблемы и вызовы для России – http://www.expert.ru
- Подколзина И. Единая Европа: эксперимент в реальном времени// МЭ и МО,2000 г,№8 с.23-27
- Пиджаков А.Д. Правовое регулирование экономической интеграции в Америках// Международное публичное право 2004 г, № 4 с.47-52
- Степанова М.М. Влияние международных норм о конкуренции на российское законодательство // Право и политика,2010 № 3
- Тебурн Д. Ворота Европы закрываются - http://www.expert.ru
- Хасбулатов Р.И. Мировая экономика – М. Экономика, 2001 г, 601 с.
- Шенаев В., ШмелевВ. Россия и ЕС – проблемы экономического партнерства – http://literus.narod/Bussines/ MirEcon
Приложения
Приложение Б
Таблица №2
№п/п |
Наименование организации |
Число членов |
Год создания |
1
2
3
4
5 |
Европейский союз (первоначально
Европейское экономическое сообщество)
Европейская ассоциация свободной
торговли (ЕАСТ)
Зона свободной торговли
в Центральной Европе (ЦЕФТА)
Содружество Независимых
Государств (СНГ)
Черноморское экономическое
сотрудничество (ЧЭС) |
15
4
7
12
11 |
1957/1992
1960
1992
1991
1992 |
6 |
Североамериканское соглашение
о свободной торговле (НАФТА) |
3 |
1994 |
7
8
9 |
Форум Азиатско-тихоокеанского
экономического сотрудничества (АТЭС)
Ассоциация государств Юго-Восточной
Азии (АСЕАН)
Ассоциация регионального
сотрудничества Южной Азии (СААРК) |
21
9
7 |
1989
1967
1985 |
10
11 |
Латиноамериканская ассоциация
интеграции (ЛАИ, ранее Латиноамериканская
ассоциация свободной торговли - ЛАСТ)
Андская группа, или Андский
пакт Карибское Сообщество и Карибский
общий рынок |
11
5 |
1980/1960
1969 |
12 |
Общий рынок стран Южного
конуса (МЕРКОСУР) |
4 |
1991 |
Приложение В
Таблица №7 Доля торгового
оборота между странами СНГ в
их общем объеме
внешней торговли (%)
|
1995 |
1999 |
2000 |
2001 |
Беларусь |
64 |
62,4 |
65,8 |
65,7 |
Казахстан |
60 |
31,3 |
36,3 |
39,5 |
Россия |
22 |
18,3 |
18,6 |
18 |
Украина |
57 |
43,2 |
43,9 |
42,5 |
Приложение Г
Таблица № 8..
Удельный вес стран СНГ в товарообороте
России (%).
|
1995 |
1999 |
2000 |
2001 |
Беларусь |
18,1 |
36,1 |
36,5 |
36 |
Казахстан |
18,4 |
13,5 |
17,5 |
18,4 |
Украина |
48,8 |
39,6 |
34,1 |
35,1 |
Приложение Д
Таблица № 9
Удельный вес России в товарообороте стран
СНГ (%)
|
1995 |
1999 |
2000 |
2001 |
Беларусь |
76,5 |
88,4 |
88,9 |
91,2 |
Казахстан |
77 |
80,4 |
82,4 |
78,1 |
Украина |
82,3 |
80,4 |
74,5 |
70,3 |