Содержание
Введение
Международные экономические
отношения являются одной из наиболее
динамично развивающихся сфер экономической
жизни. Экономические связи между государствами
имеют многовековую историю. На протяжении
столетий они существовали преимущественно
как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения
населения товарами, которые национальная
экономика производила не эффективно
или не производила вовсе. В условиях развития
международных экономических отношений
все большую значимость приобретала оптимальная
внешнеторговая политика каждой страны.
Внешняя торговля оставалась определяющей
формой международных связей, и от того,
на сколько эффективна внешнеторговая
политика государства, во многом зависило
его место в современной мировой экономике.
В ходе эволюции
внешнеэкономические связи переросли
внешнюю торговлю и превратились
в сложную совокупность международных
экономических отношений – мировое
хозяйство. Происходящие в нем
процессы затрагивают интересы
всех государств мира.
К числу важнейших форм мировых
экономических отношений относятся:
международная торговля товарами
и услугами;
движение капиталов и зарубежных
инвестиций;
обмен в области науки и техники;
валютно-кредитные отношения.
Хотя
различные формы международных экономических
связей развиваются во взаимодействии,
в реализации каждой из них есть своя специфика,
что позволяет говорить о них как о составных
частях структуры мирового хозяйства.
В структуру мирового хозяйства входят
мировые рынки товаров и услуг, капиталов,
рабочей силы, международная валютная
система, международная кредитно-финансовая
система, сфера обмена в области науки,
техники и информации, международный туризм
и др.
Непрерывно возрастающее передвижение
товаров, рабочей силы, финансовых средств
через национальные границы ускоряет
развитие и совершенствование всемирной
инфраструктуры. Наряду с крайне важной
транспортной системой (морской, речной,
воздушный, железнодорожный транспорт)
все большее значение для развития мировой
экономики приобретает мировая сеть информационных
коммуникаций.
Международный обмен все больше
смещается от материализованных в товарах
форм связей («видимая торговля») к нематериализованным,
т.е. к увеличению обмена научно-техническими
достижениями производственным и управленческим
опытом, другими видами услуг («невидимая
торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют
46% мирового ВНП. Заметно растет их объем
и в международном обмене, в частности,
такой их составляющей, как «нематериальный»
информационный капитал: базы данных,
программное обеспечение, организационное
знание. Развитие информационной инфраструктуры
зависит от уровня развития промышленности.
Но и конкурентоспособность самой промышленности
во все большей мере определяется информационной
составляющей. Информационная ситуация
в стране, подключенность к каналам мировых
сетей информационных коммуникаций стала
во многом определять роль и место страны
в международном разделении труда и во
всемирном хозяйстве.
1.Цели и принципы государственного
регулирования ВЭД в РФ
Основные цели госрегулирования
ВЭД состоят в следующем:
• использование внешнеэкономических
связей для ускорения создания в России
рыночной экономики;
• содействие повышению производительности
труда и качества национальной продукции
путем приобретения лицензий и патентов,
закупок новых технологий, качественных
комплектующих, сырья и материалов, включения
российских предприятий в мировую конкуренцию;
• создание условий доступа
российских предпринимателей на мировые
рынки посредством оказания государственного,
организационного, финансового, информационного
содействия;
• защита национальных внешнеэкономических
интересов, защита внутреннего рынка;
• создание и поддержание благоприятного
международного режима во взаимоотношениях
с различными государствами и международными
организациями.
Государственное регулирование
ВЭД в России в условиях переходной экономики
должно осуществляться в соответствии
со следующими основными принципами:
• единство внешнеэкономической
политики и национальной (внутренней)
экономической политики;
• единство системы государственного
регулирования и контроля за его реализацией;
• перенос центра тяжести регулирования
ВЭД с административных на экономические
методы;
• четкое разграничение прав
и ответственности Федерации и ее субъектов
в области управления ВЭД;
• обеспечение равенства всех
участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет
четкое разграничение компетенции Федерации
и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции
федеральных органов должно и впредь оставаться
решение таких важнейших вопросов, как:
• определение основных принципов
осуществления ВЭД и внешнеэкономической
политики России в целом;
• разработка соответствующих
федеральных программ;
• защита экономических интересов
страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов
и граждан в частности;
• разработка важнейших инструментов
регулирования ВЭД;
• подготовка и заключение
международных договоров и государственных
соглашений, контроль за их исполнением;
• организация и контроль деятельности
торгпредств РФ за рубежом;
• определение и реализация
валютной политики страны;
• формирование и использование
золотовалютных резервов РФ;
• контроль за порядком купли-продажи
отдельных (выделенных) товарных групп
(экологически опасных отходов, средств
вооружений );
• разработка платежного баланса
РФ. Субъекты РФ в условиях формирующейся
рыночной экономики правомочны:
• осуществлять ВЭД в пределах
их территории согласно законодательству;
• контролировать и координировать деятельность
участников ВЭД в рамках своих регионов,
разрабатывать и реализовывать соответствующие
региональные программы;
• предоставлять участникам
ВЭД дополнительные к федеральным льготы
и гарантии, не противоречащие законам
РФ (по ним Федерация не отвечает);
• заключать соглашения по
международному сотрудничеству в рамках
своей компетенции (то есть с субъектами
зарубежных федеративных государств);
• иметь представителей в торговых
представительствах РФ за рубежом, которые
содержатся за счет субъектов Федерации.
Определенные вопросы находятся в совместном
ведении Федерации и ее субъектов. В их
числе:
• координация действий участников
ВЭД;
• выполнение договоров РФ
с зарубежными странами (если их выполнение
касается интересов регионов);
• разработка и выполнение
межрегиональных и региональных программ
ВЭД;
• регулирование приграничной
торговли;
• информационное обеспечение
ВЭД.
2. Внешне торговая политика
2.1 Протекционизм и фритредерство
Существует
две экономических концепции в подходе
к мировым связям и соответственно два
направления в государственной внешнеэкономической
политике – протекционизм и фритредерство
(концепция свободной торговли). Сторонники
протекционизма отстаивают необходимость
государственной защиты промышленности
своей страны от иностранной конкуренции.
Сторонники свободной торговли считают,
что в идеале не государство, а рынок должен
формировать структуру экспорта и импорта.
Сочетание этих подходов в той или иной
пропорции отличает внешнеэкономическую
политику государств в разные периоды
их развития.
Для
национальных экономик большая открытость
либерализация торговли характерна для
периодов высоких темпов экономического
роста, сильного экспортного потенциала.
И напротив в периоды экономического спада,
ослабления экспортных потенциалов, как
правило, прислушиваются к аргументам
сторонников протекционизма.
2.2 Экспорт и импорт
Синонимом
процветания экономики является высокий
экспортный потенциал страны, производство
конкурентоспособной продукции. Но вполне
разумное стремление государства увеличивать
экспорт, а не импорт товаров можно рассматривать
и как парадокс — нация сознательно стремится
отдавать товары, а не получать их. Не приводит
ли такое стремление к сокращению внутреннего
потребления? Влияют ли и каким образом
внешнеэкономические связи на макроэкономическое
равновесие национальных экономик?
В условиях открытой экономики
внешние факторы — экспорт, импорт, иностранные
инвестиции влияют на производство, уровень
доходов и занятость внутри страны,
и следовательно, с помощью внешних факторов
можно влиять на макроэкономическое
равновесие. Экспортируемые товары действительно
потребляют иностранные граждане, но экспорт
дает импульс росту национального производства,
дохода и занятости. Анализируя закрытую
экономику, мы исходим из того, что весь
произведенный национальный доход расходуется
внутри страны на потребление, инвестиции
и государственные расходы.
Экспорт действует как составляющая
совокупных расходов, наряду с потреблением,
инвестициями, государственными расходами,
т.е. он увеличивает совокупный спрос.
Большему объему совокупных расходов
соответствует более высокий уровень
равновесного объема производства. Следовательно,
рост экспорта может увеличивать национальный
доход. К тому же эффекту приводят и иностранные
инвестиции. Импорт в этой модели рассматривается
как функция национального дохода. Иначе
говоря, на товары, которые импортируются,
приходится тратить часть произведенного
в стране национального дохода, стимулируя
тем самым производственную активность
в другой стране. Таким образом, импорт,
увеличивая количество товаров, приводит
к сокращению расходов на производство
внутри страны.
При оценке экономического
состояния общества возникает необходимость
в выявлении соотношения между импортом
и экспортом страны. Это соотношение определяется
при составлении платежного баланса страны,
составной частью которого является торговый
баланс. Здесь отметим, что обобщающим
показателем платежного баланса является
его сальдо — разница между импортными
и экспортными его статьями. Превышение
импорта из других стран над собственным
экспортом дает отрицательное сальдо
платежного баланса и может привести к
неприятным экономическим последствиям,
например, внешнеторговому дефициту. Для
оплаты последнего страна вынуждена делать
долги. Для погашения долгов чаще всего
приходится уменьшать внутренне потребление.
2.3 Инструменты торговой политики
Внешнеэкономическая политика
— это деятельность, регулирующая экономические
отношения страны с другими государствами.
Ей принадлежит значительная роль в обеспечении
эффективного использования внешнего
фактора в национальной экономике. По
мере эволюции международных экономических
отношений сформировался обширный инструментарий
внешнеэкономической политики. Следует
отметить, что формировался он на основе
теории и практики рыночного хозяйства,
а не принципов внешнеэкономической деятельности
государств с планируемой из центра экономикой.
Развитие инструментов регулирования
внешнеэкономических связей шло как на
национальном, так и на межгосударственном
уровне. Международная координация в этой
сфере предполагает установление международных
режимов, т.е. выработку договоренностей,
определяющих нормы, правила и процедуры,
которых обязуются придерживаться договаривающиеся
стороны при решении каких-либо проблем.
Международные режимы, содержащие общепринятые
стандарты и правила, в свою очередь, могут
оказывать влияние на национальное регулирование.
Их можно использовать как ориентир при
реформировании национальной экономики,
ее законов и норм. Это особенно актуально
для России, в которой происходит болезненный
процесс приспособления к универсальной
системе прав и обязанностей, сложившихся
в мировом хозяйстве.
2.4 Тарифные методы
регулирования
Таможенный тариф на импорт.
Наиболее распространенным
видом ограничения торговли является
таможенная пошлина на импорт, представляющая
собой государственный денежный сбор
с ввозимых товаров, пропускаемых через
границу страны под контролем таможенного
ведомства. При введении тарифа отечественная
цена импортного товара поднимается выше
мировой цены.
Существуют два основных вида
таможенных пошлин: специфические и адвалорные.
Специфические пошлины определяются в
виде фиксированной суммы с единицы измерения
(веса, площади, объёма) Адвалорные пошлины
устанавливаются в виде процента от таможенной
стоимости товара.
Таможенный тариф в узком смысле
представляет собой перечень товаров,
облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми
данной страной к импортируемым товарам,
систематизированный в соответствии с
товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности.
На величину импортной пошлины
возрастают издержки производителя,
а следовательно, и цена, по которой импортер
будет продавать свой товар.
Очевидно, что увеличение импортных
пошлин негативно отражается в первую
очередь на потребителях
Местные производители при
введении импортных пошлин могут продавать
свой товар по более высокой цене и увеличивать
объем продаж. Потребители сократят покупаемое
количество более дешевого импортного
товара и вынуждены будут увеличить потребление
более дорогого местного.
Данная ситуация приводит к
менее эффективному использованию ресурсов,
поскольку возможность продавать товар
по более высокой цене позволяет и производить
его с более высокими издержками, т.е. происходит
перетягивание ресурсов в менее эффективные
отрасли.
Однако интерес производителей
в защитных пошлинах организационно значительно
легче отстоять, чем интерес потребителей.
Кроме того, в качестве выигравшей стороны
от тарифов выступает государство. Иначе
говоря, увеличение расходов потребителя
увеличивает доходы государства.
Однако если за счет высокой
пошлины увеличиваются цены на импортные
сырье, материалы, оборудование, используемое
местными производителями, то следствием
высоких импортных пошлин может стать
рост издержек у этих производителей,
а далее, по известной схеме, рост цен и
сокращение производства. У государства
в данной ситуации убытки от сокращения
налоговых поступлений могут превысить
доход от импортной пошлины.
Использование таможенных пошлин,
как и всех торговых инструментов, требует
учета их многостороннего воздействия
на экономическую ситуацию.
Итак, с точки зрения целевой
направленности можно говорить о протекционистском
или фискальном характере тарифов. Протекционистский
характер тарифов используется тогда,
когда государство, поднимая таможенную
пошлину, поднимает тем самым национальные
цены на импортируемый товар, снижает
его конкурентоспособность и защищает
внутренний рынок.