Международное сотрудничество Республики Беларусь в области связи и информатизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства. Однако есть вполне отчетливые перспективы для развития и есть основания полагать, что постепенно Россия выйдет на один уровень с наиболее развитыми странами в области международного экспорта и импорта лицензий, т.к. это просто необходимо для полноценного развития экономики страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1 Особенности мирового рынка технологий…………………5
2 Основные формы международной передачи технологий………………………………………………………………………………….16
2.1 Лицензионная торговля…………………………….…………………...16
2.2 Франчайзинг……………………………………………………………….22
2.3 Инжиниринг……………………………………………………………….23
2.4 Консалтинг………………………………………………………………...24
2.5 Контракты «под ключ»…………………………………………………...24
2.6 Контракты на управление………………………………………………...25
2.7 Международное техническое содействие……………………………….26
3 Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности………………………………………28
4 Международное сотрудничество республики беларусь в области связи и информатизации………………………………….40
4.1 Международные организации……………………………………………40
4.2 Двустороннее сотрудничество…………………………………………...46
4.3 Внешнеэкономическая деятельность……………………………………49
Заключение……………………………………………………………….50
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач мо международной торговле - Каверзина.docx

— 91.02 Кб (Скачать файл)

 Морально устаревшая  технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которых достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.

 Рынок технологий сегментирован. В той его части, где осуществляется  торговля лицензиями, патентами, ноу-хау  и т.д., технология выступает как  самостоятельный фактор производства. На других сегментах этого рынка, где технологии материализованы в технологически емких видах продукции, квалифицированных работниках, высокотехнологичном капитале, международное перемещение технологий смыкается с межстрановым движением товаров, рабочей силы и капитала.

 Важнейшей предпосылкой  возникновения и функционирования  технологического рынка является правовая защита научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Правовая защита призвана обеспечить ученым, изобретателям, разработчикам новых технологий исключительное право распоряжения результатами своего труда на определенный срок и исключить возможность безвозмездного использования этих результатов третьими лицами. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка.

 Патентом (patent) называют признание государством и оформление прав юридического или физического лица на авторство и распоряжение изобретением абсолютно нового продукта или процесса производства или значительным усовершенствованием существующего продукта или технологии в виде документа, выдаваемого компетентным государственным органом изобретателю, который удостоверяет его авторство и приоритет, а также предоставляет ему монопольное право на использование новшества в течение определенного времени (обычно 15–20 лет). Чтобы получить одобрение патента, изобретатель должен представить в патентное бюро полную информацию об изобретении, а также доказательства того, что продукт содержит оригинальные, совершенно новые черты, и продемонстрировать его промышленное применение.

 Система патентов преследует  двойную цель: во-первых, поощрение  изобретательства и изобретателей взять на себя риск и расходы по открытию новых путей в науке и производстве, что компенсируется временными монопольными правами на всю прибыль от их работы. Во-вторых, это способствует распространению передовой технологии на благо всего общества.

 Система патентной  защиты позволяет обществу располагать  полной и регулярной информацией о новых изобретениях, способствует ускорению внедрения в производство новых технологий.

 Однако злоупотребление  патентной монополией способно  привести и к прямо противоположному  результату – искусственному  сдерживанию научно-технического  прогресса. История развития техники  содержит немало примеров такого  рода.

 Оформление патента  и его поддержание предполагают  уплату высоких патентных пошлин. Поэтому изобретатели-одиночки и  малые фирмы-эксплеренты зачастую вынуждены продавать патенты тем фирмам, которые в состоянии коммерчески освоить изобретение. При продаже патента титул собственности на коммерческое изобретение переходит к покупателю, чаще всего к крупным компаниям.

 Патенты, зарегистрированные  в одной стране, могут быть  действительны и в других странах, если эта страна является членом  взаимного соглашения (например, в  странах-членах ЕС).

 В мировом масштабе  заявки на патенты рассматриваются  Всемирной организацией интеллектуальной собственности согласно Договору о патентном сотрудничестве, который позволяет изобретателям подать единовременную заявку на регистрацию в странах-членах договора.

 Потребность в скорейшем  распространении новых технологий  создает необходимость в многократном  использовании изобретения в  течение срока действия патента как самим владельцем технологии, так и другими фирмами. В связи с этим появились лицензии как формы правовой защиты новых технологий.

 Лицензия (license) – это разрешение лицензиара, т.е. владельца технологии или прав промышленной собственности независимо от того, защищены они патентом или нет, которое выдается лицензиату, т.е. заинтересованной стороне, приобретающей технологию или соответствующие права, на использование технологически применимых в производстве знаний на определенный срок и за установленное вознаграждение. Такое разрешение позволяет лицензиату организовывать производство с применением изобретений, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой и иной информации, являющихся предметом выданной лицензии.

существуют беспатентные лицензии, т. е. лицензии на право использования научно-технических достижений и технологий либо непатентоспособных, либо не запатентованных по каким-либо причинам. Беспатентные лицензии, как правило, выступают в виде ноу-хау (know-how license). При этом бесплатные лицензии в количественном аспекте преобладают над патентными.

 К ноу-хау принято  относить технический опыт и  секреты производства, информацию, имеющую коммерческую ценность. Ноу-хау может быть представлено программно-математическим обеспечением, математическими формулами и алгоритмами, приемами и навыками производства, схемами, чертежами, описаниями и т.д. предмет ноу-хау, будучи использован в производстве, создает известные преимущества, хотя и не обеспечен патентной защитой. На практике нередко совершается продажа патентной лицензии и одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства.

 Авторские права на  мировом рынке технологий наряду  с патентами и лицензиями защищает копирайт (copyright), что буквально означает право воспроизведения. Копирайт защищает от копирования главным образом произведения искусства и литературы – книги, фильмы, радиопередачи и т.д. однако часто он распространяется и на используемые в производстве знания в виде эскизов, макетов, рисунков, чертежей и т.д.

 И, наконец, инструментом правовой защиты технологий выступает товарный (фирменный) знак, или марка (trademark), обычно помещаемый на продукции фирмы в виде рисунка, инициалов основателя (владельца) компании, аббревиатуры, графического изображения и т.д. товарный знак регистрируется как по месту нахождения компании, так и за рубежом, и его запрещено использовать другим фирмам без официального разрешения.

 Как уже отмечалось, технологии как фактору производства  присуща высокая степень международной мобильности. Опыт показывает, что издержки передачи технологий внутри национальных хозяйств заметно меньше, чем при передаче технологий иностранным фирмам. В связи с этим можно было бы ожидать, что реализация технологий на внутреннем национальном рынке будет превосходить их продажу на мировом рынке. Однако на практике наблюдаются прямо противоположные процессы.

 В большинстве развитых  стран крупные компании охотнее  продают технологически применимые знания иностранным фирмам, чем отечественным, а внешние рынки технологий значительно превосходят внутренние. Причины этого явления достаточно многообразны.

 Во-первых, на пути  международного перемещения технологий  стоит меньше барьеров и ограничений  по сравнению с движением товаров  и капиталов. Поэтому внешнюю экспансию легче осуществить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения нового рынка путем экспорта продукции, производимой с помощью новой технологии или с помощью иностранных инвестиций. Другими словами, передача новой технологии за рубеж выступает как форма борьбы за иностранные товарные рынки, позволяющая обойти таможенные и иные барьеры.

 Во-вторых, многонациональные  компании предпочитают продавать  новые технологии своим зарубежным  филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть даже и отечественным. Объясняется это тем, что многонациональная компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование новых технологий, исключается возможность утечки производственных секретов и превращения покупателя в серьезного конкурента.

 В-третьих, реализация  технологий за рубеж часто  сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, продавец технологий получает возможность увеличить выпуск продукции на экспорт. Выгода, извлекаемая фирмой-продавцом новых технологий, получила название эскорт эффекта (escort-effect).

 В-четвертых, часто только  путем продажи новой технологии  за рубеж фирма может получить  доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный партнер. Такое встречное или перекрестное лицензирование характерно для фирм, осуществляющих большие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и являющихся лидерами в разработке какого-то направления развития науки и техники. Обычно такие фирмы функционируют в отраслях с часто меняющейся технологией и выпускающих много видов продукции (например, химическая и электротехническая промышленность).

 Таковы важнейшие причины, по которым собственник новых  технологий стремится реализовать  их не на внутреннем, а на  внешнем рынке.

 Заинтересованность продавца  совпадает с заинтересованностью  покупателя, так как на международном технологическом рынке совокупное предложение новых технологий сталкивается с совокупным спросом на них. Мотивы, побуждающие покупателя приобретать новые технологии на мировом рынке, также многообразны.

 Во-первых, импортируя  новые технологии, покупатель обычно  добивается существенной экономии  средств и времени в сравнении  с самостоятельными разработками  в этой области. Масштабные научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы требуют значительных затрат денежных средств, они продолжительны во времени, а предполагаемые их результаты не всегда определены. Поэтому чаще проще купить, чем сделать самому.

 Во-вторых, приобретая  новые технологии, покупатель получает  возможность ликвидировать в короткие сроки свое техническое отставание в той или иной области. И хотя далеко не все, что продается на рынке технологий, является последними научно-техническими достижениями, тем не менее, покупки на технологическом рынке открывают доступ к новшествам высокого технического уровня.

 В-третьих, приобретение  импортных технологий обычно  сопровождается сравнительно малыми  издержками по освоению производства  продукции. Объясняется это тем, что на продажу поступают обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при освоении новых технологических процессов.

 В-четвертых, практика  показывает, что изделия, производимые  по зарубежной технологии, отличаются высокой конкурентоспособностью. Поэтому часть выпуска новых изделий направляется на внешний рынок, увеличивая экспортные возможности покупателя новой технологии.

 Экономическими агентами  на мировом технологическом рынке, как правило, выступают развитые страны. Именно на них приходится преобладающая часть оборота мирового рынка технологий. Мировым лидером на этом рынке являются США. Они ежегодно экспортируют наукоемкую продукцию на сумму около 700 млрд. долл. За США идут Германия (530 млрд. долл.) и Япония (400 млрд. долл.).

 

2. Основные  формы международной передачи  технологий

 

2.1 Лицензионная торговля 

 

 Основной формой международной  передачи технологий является  лицензионная торговля, которая осуществляется на основе лицензионных соглашений. Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:

 – запатентованные  изобретения,

 – промышленные образцы,

 – товарные знаки,

 – ноу-хау, т.е. имеющие  ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой  охраной.

 Изобретением признается  техническое решение, обладающее  новизной. Под техническим решением  в широком смысле понимается  практическое средство удовлетворения определенных потребностей.

 Техническое решение  необязательно должно сопровождаться  теоретическим обоснованием. Оно считается новым при условии, что его сущность не была раскрыта ранее в данной стране или за границей настолько, что стало возможным его осуществление. Раскрытие сущности решения может произойти посредством либо опубликования, либо демонстрации, либо в результате открытого применения. Во всех этих случаях становится доступным копирование решения, что влечет за собой утрату им новизны.

 Техническое решение  признается обладающим существенными  отличиями, если оно характеризуется новой совокупностью признаков, дающих положительный эффект, например:

 а) все признаки являются  новыми;

 б) часть признаков  является новой, а часть – известной;

 в) все признаки являются  известными, а их сочетание –  новыми.

 Сходные однородные  изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них  к предложенному новому техническому  решению – прототипом. Несущественные отличия в новом техническом решении не позволяют считать его изобретением, например использование эквивалентных средств.

 Промышленным образцом (industrial design) признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.

 Товарный знак (trademark) – это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.

Информация о работе Международное сотрудничество Республики Беларусь в области связи и информатизации