Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа
В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства. Однако есть вполне отчетливые перспективы для развития и есть основания полагать, что постепенно Россия выйдет на один уровень с наиболее развитыми странами в области международного экспорта и импорта лицензий, т.к. это просто необходимо для полноценного развития экономики страны.
Введение………………………………………………………………….....3
1 Особенности мирового рынка технологий…………………5
2 Основные формы международной передачи технологий………………………………………………………………………………….16
2.1 Лицензионная торговля…………………………….…………………...16
2.2 Франчайзинг……………………………………………………………….22
2.3 Инжиниринг……………………………………………………………….23
2.4 Консалтинг………………………………………………………………...24
2.5 Контракты «под ключ»…………………………………………………...24
2.6 Контракты на управление………………………………………………...25
2.7 Международное техническое содействие……………………………….26
3 Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности………………………………………28
4 Международное сотрудничество республики беларусь в области связи и информатизации………………………………….40
4.1 Международные организации……………………………………………40
4.2 Двустороннее сотрудничество…………………………………………...46
4.3 Внешнеэкономическая деятельность……………………………………49
Заключение……………………………………………………………….50
Список использованных источников………………
Патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, охраняемые Парижской конвенцией 1883 г., относятся к промышленной собственности.
Промышленная собственность вместе с авторскими правами образует понятие интеллектуальной собственности.
Авторское право (copyright) распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, технические описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.). Это право означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или любым иным образом использовать охраняемые правом объекты. Авторские права охраняются национальными законами, а на международном уровне – Бернской конвенцией 1886 г. и Всемирной конвенцией 1952 г.
Наряду с патентными
лицензиями существуют и
В отличие от
– предметы – образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления и т.д.;
– техническую документацию – формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;
– инструкции – пояснения, касающиеся конструкции производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.
В международной практике
наиболее часто встречаются
При заключении договоров
на ноу-хау не действует
Наиболее характерными
условиями лицензионных
– не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окончания этого срока;
– указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;
– не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.
Помимо патентных и беспатентных выделяют самостоятельные («чистые») и сопутствующие лицензии. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют независимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.
Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок. Развитию собственного производства может препятствовать множество причин – от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.
Препятствием для экспорта
изделий нередко является
Во всех этих случаях продажа лицензий – один из путей выхода на местный рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует отметить, что при продаже лицензии обычно предусматривается поставка материалов, узлов и деталей для выпуска продукции. Таким образом, лицензионная торговля оказывается действенным стимулом для сбыта собственной продукции.
В зависимости от объема прав, предоставляемых лицензионным соглашением покупателю и продавцу, различают простую, исключительную и полную лицензии. Простая лицензия оставляет за продавцом право предоставлять аналогичные лицензии третьей стороне. Исключительная лицензия предоставляет покупателю монопольное право на использование данной технологии, а продавец не может ни самостоятельно использовать запатентованную технологию, ни передавать ее третьим лицам на данной территории. В случае полной лицензии продавец полностью лишается права использовать объект лицензии.
Поскольку основной
поток новых технологий идет
из развитых стран в
Многие технологии
продаются лицензиаром
Однако и в этом
случае проблема
Вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование новой технологии, может осуществляться по-разному. Чаще всего оно выплачивается в виде роялти (royalty), т. е. периодических отчислений (обычно поквартально или годовыми взносами), установленных в процентах от фактически полученной прибыли или объема продаж при коммерческом использовании лицензии. Платежные документы сопровождаются согласованными данными бухгалтерского учета.
Применение роялти
предполагает тесное
В отличие от роялти паушальный платеж представляет собой единовременное вознаграждение, сумма которого твердо зафиксирована в контракте. Иногда паушальные платежи осуществляются путем разбивки на несколько выплат в соответствии с этапами практической реализации лицензии – после подписания лицензионного соглашения, завершения поставок оборудования, предоставления ноу-хау и т.д. но в любом случае паушальные платежи устанавливаются заранее на основе экспертных оценок возможного экономического эффекта и ожидаемой прибыли.
К такой форме расчетов партнеров подталкивают разнообразные факторы: неуверенность в возможности осуществления периодических переводов за границу, желание избежать контроля продавца за последующим использованием технологии, плохое знание положения дел у партнера, связанность технологии с конкретным набором оборудования и т.д. при этом, как свидетельствует практика, сумма паушального платежа оказывается меньше суммы вознаграждения, если бы последнее осуществлялось по условиям роялти.
Наряду с названными
видами расчетов по
2.2 Франчайзинг
Следующей формой
По существу продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.
История франчайзинга восходит к XIX в. и связана с США, где около трети оборота розничной торговли представляет собой франчайзинг. Наряду с американскими фирмами франчайзингом занимаются иностранные фирмы. Сфера их деятельности – ресторанный бизнес, продукты питания, продажа автомобилей, бензоколонки, разлив безалкогольных напитков и т.д.
Франчайзинг быстро
распространяется по всему
В ряде случаев за рубежом открывается несколько торговых точек, которые выполняют рекламные функции, привлекая местных потенциальных покупателей. Примером может служить компания «Макдоналдс», работающая в 109 странах мира и только в 1997 г. открывшая 2110 новых ресторанов. Чистый доход этой компании в 1997 г. вырос на 8 % и достиг 1642,5 млн долл., а объем международных продаж – 33 658,3 млн долл.
2.3 Инжиниринг
Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг (engineering), который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники.
В рамках инжиниринга
могут предоставляться услуги, прежде
всего по подготовке нового
производства. В их число входят
составление технико-
2.4 Консалтинг
Широкое распространение
в сфере МРИТ получил также
консалтинг. Консалтинг обозначает
широкий спектр
2.5 Контракты «под ключ»
Контракты «под ключ» (turnkey projects) как форма международной передачи технологий предполагают заключение соглашения на строительство объекта, который после его полной готовности к эксплуатации передается заказчику. Такие проекты обычно реализуют крупные строительные фирмы и фирмы-изготовители промышленного оборудования, между которыми поделены соответствующие рынки.