Международные стандарты ИСО серии 9000 по обеспечению качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 16:17, реферат

Краткое описание

Семейство стандартов ИСО серии 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и обеспечить функционирование результативных систем менеджмента качества.
 ISO (ИСО) 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

Содержание

Введение
1.История развития стандартов
1.1.Природа стандартов ИСО серии 9000
2.Содержание стандартов ИСО серии 9000
2.1.Стандарт ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
2.2.Стандарт ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»
2.3.Станадарт ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»
2.4.Станадарт ИСО 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

международные стандарты ИСО серии 9000 по обеспечению качества.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Приложение B – приводятся изменения в тексте стандарта ИСО 9001:2008 по сравнению с текстом предыдущей редакции данного стандарта ИСО 9001:2000.

Приложение С – Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9001:2008.

2.3.Станадарт ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»

Стандарт ИСО 9004:2000 предназначен для организаций, желающих развивать и совершенствовать построенную систему качества. В этом стандарте приводятся методические рекомендации по постоянному совершенствованию процессов организации.

Стандарт ИСО 9004:2000 не предназначен ни для сертификации, ни для использования в договорных отношениях. Также данный стандарт не является руководством по внедрению ИСО 9001:2008. Отличие данного стандарта заключается в более расширенных требованиях к системе менеджмента качества и некоторых рекомендациях, какие методы можно использовать для реализации этих требований. Расширение требований в стандарте ИСО 9004:2000 осуществляется за счет учета требований всех заинтересованных сторон. К таким заинтересованным сторонам стандарт относит потребителей, акционеров предприятия, работников предприятия, людей и общество в целом, т.е. все те, кто может испытывать на себе результаты хозяйственной деятельности организации.

В основном структура стандарта ИСО 9004:2000 не отличается от структуры ИСО 9001:2000. Это связано с тем, что требования стандарта ИСО 9004:2000 расширяют и дополняют требования стандарта ИСО 9001:2000.

Раздел 1 Область применения – в данном разделе представляется для каких целей может применяться стандарт.

Раздел 2 Нормативные ссылки – приводятся названия стандартов, на которые даны ссылки в тексте стандарта ИСО 9004:2000.

Раздел 3 Определения – приводятся определения, используемые в стандарте.

Раздел 4 Система менеджмента качества – в дополнение к требованиям стандарта ИСО 9001:2000 приводятся рекомендации по менеджменту систем и процессов, а также по использованию принципов менеджмента качества.

Раздел 5 Ответственность руководства – дополнительно приводятся требования по определению потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также расширенные требования по 5-му разделу стандарта ИСО 9001:2000.

Раздел 6 Менеджмент ресурсов – данный раздел дополнен требованиями по вовлечению работников, управлению информацией, управлению поставщиками и партнерами, управлению природными ресурсами, а также финансами.

Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции – в данном разделе приводятся расширенные требования по сравнению с разделом 7 стандарта ИСО 9001:2000, а также некоторые рекомендации по реализации этих требований.

Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение – приводятся расширенные требования по сравнению с разделом 8 стандарта ИСО 9001:2000, в том числе и требования по самооценке организации.

Приложение А – даются рекомендации по проведению самооценки организации с перечнем вопросов для самооценки.

Приложение B – приводятся общие подходы к процессу постоянного улучшения.

Приложение C – Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9004:2000.

2.4.Станадарт ИСО 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»

ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента». Стандарт разработан Техническим комитетом ТК 176 Международной организации по стандартизации ИСО. Стандарт издан в 2011 году и является вторым изданием (первое издание - ISO 19011:2002 было опубликовано в 2002 году). Стандарт ISO 19011 предназначается для применения широким кругом потенциальных пользователей, включая аудиторов, организации, внедряющие системы менеджмента, и организации, которым необходимо проводить аудиты систем менеджмента в соответствии с контрактом или законодательством. Проведение аудита в соответствии со стандартом основано на менеджменте рисков и предполагает применение выборочных исследований на основе теории вероятностей и математической статистике. ISO 19011 включает в себя следующие основные разделы:

Раздел 3 "Термины и определения" - содержит ключевые термины и определения, используемые при проведении аудитов

Раздел 4 "Принципы аудита" - описывает 6 принципов аудита, на которых основывается аудит систем менеджмента

Раздел 5 "Менеджмент программы аудита" - представляет руководящие указания по установлению и осуществлению менеджмента программы аудита

Раздел 6 "Проведение аудита" - представляет руководящие указания по планированию и проведению аудита системы менеджмента

Раздел 7 "Компетентность и оценивание аудиторов" - представляет руководящие указания, связанные с компетентностью и оцениванием аудиторов системы менеджмента и команд по аудиту

Кроме того в ISO 19011 включено 2 приложения:

Приложение A "Руководящие указания и иллюстрирующие примеры знаний и навыков аудиторов по конкретной дисциплине" - приводит примеры знаний и навыков аудиторов по следующим дисциплинам:

                    менеджмент безопасности транспортировки (для аудита по стандарту ISO 39001, разработанному ISO/TC 241 по системам менеджмента безопасности дорожного движения)

                    менеджмент окружающей среды (для аудита по стандартам ISO 14000, разрабатываемым ISO/ТC 207 по системам менеджмента окружающей среды)

                    менеджмент качества (для аудита по стандартам ISO 9000, разрабатываемым ISO/ТC 176 по системам менеджмента качества)

                    менеджмент записей (для аудита по стандартам, разрабатываемым ISO/ТC 46/SC 11 по системам менеджмента записей)

                    менеджмент устойчивости, безопасности, подготовленности и непрерывности (для аудита по стандартам, разрабатываемым ISO/ТC 8, ISO/ТC 223 и ISO/ТC 247 по системам менеджмента устойчивости, безопасности, подготовленности, непрерывности)

                    менеджмент информационной безопасности (для аудита по стандартам ISO/IEC 27000, разрабатываемым ISO/IEC JTC 1/SC 27 по системам менеджмента информационной безопасности)

                    менеджмент профессионального здоровья и безопасности (для аудита по стандартам OHSAS 18000, разработанным проектной группой OHSAS по системам менеджмента профессионального здоровья и безопасности)

Приложение B "Дополнительные руководящие указания для аудиторов по планированию и проведению аудитов", включая:

                    выбор и применение метода аудита

                    проведение анализа документов

                    проведение выборочного исследования

                    на основании суждения

                    статистического

                    подготовку рабочих документов

                    посещение местарасположения аудитируемого

                    проведению интервью с аудитируемым

                    регистрацию наблюдений аудита

                     

Заключение

В России сертификацией систем менеджмента (качества - по ISO 9001, окружающей среды - по ISO 14001, информационной безопасности - по ISO/IEC 27001) занимаются аккредитованные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии организации.

Особенность ИСО 9000 в России заключается в том, что версия международных стандартов серии ISO 9000 официально заменила предыдущую версию стандартов ISO 9000 от 1994 г. с 15 декабря 2000 г. В результате чего новая версия стандартов серии ISO 9000 получила обозначение ISO 9001:2000. В России же новые стандарты ISO 9001:2000 утверждены в качестве Национальных стандартов (ГОСТ Р) с 15 августа 2001 г. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации действует абсолютно идентичная международным стандартам серии ISO 9001 версии 2000 года серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 версии 2001 года.

На сегодняшний день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года и вводится в действие 13 ноября 2009, стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 — 10 сентября 2009 года.

Сертификаты, выдаваемые аккредитованными в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии России компаниями, не являются международными. Такие сертификаты выдаются в соответствии с Российским стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и действуют только на территории РФ.

В российской версии стандартов цифры пишутся через знак «-» а в международной через знак «:».

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      http://www.kpms.ru/Standart/ISO_Structure.htm

2.      http://www.icgrp.ru/docs/list/standards/iso9001/

3.      http://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_9000

4.      http://www.iso.staratel.com/ISO9000

5.        Долинская М.Г. маркетинг в МС ИСО серии 9000, Стандарты и качество, 2008, № 6,

6.      Международные стандарты. Международная организация по стандартизации. Управление качеством продукции ИСО 9000-9004, ИСО 8402 – М.: Издательство стандартов, 2009

7.      Основы управления качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 1996

 

 

3

 



Информация о работе Международные стандарты ИСО серии 9000 по обеспечению качества