Международные торги - одна из форм ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

Международные торги (International bid, Tenders) – одна из форм внешнеэкономической деятельности, при которой покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. По результатам этого конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.

Содержание

Понятие «Международные торги»……………………………………….3
Условия проведения торгов…………………………………………..…..6
Современная практика проведения торгов……………………….……..10
Виды международных торгов……………………………………...…….11
Процедура организации торгов………………………………………….14
Особенности проведения торгов в России…………………………...…18
Выводы…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «Оренбургский государственный  аграрный университет»

 

 

Экономический факультет

Кафедра экономики агробизнеса и ВЭС

 

 

 

 

 

 

 

Реферат 
     по дисциплине «Внешнеэкономические связи»

 на тему: «Международные торги - одна из форм ВЭД».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

51 группы

экономического  факультета

отделение «Экономика и управление»

Моргачева Т.С.

Проверила

к.э.н., ст.преподаватель

Крыгина А.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург – 2012

Содержание

  1. Понятие «Международные торги»……………………………………….3
  2. Условия проведения торгов…………………………………………..…..6
  3. Современная практика проведения торгов……………………….……..10
  4. Виды международных торгов……………………………………...…….11
  5. Процедура организации торгов………………………………………….14
  6. Особенности проведения торгов в России…………………………...…18
  7. Выводы…………………………………………………………………….20
  8. Список использованной литературы……………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Международные торги».

Международные торги (International bid, Tenders) – одна из форм внешнеэкономической деятельности, при которой покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. По результатам этого конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.       Торги – распространенный способ размещения заказов на сооружение промышленных и других объектов, поставку машин и оборудования, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ Международные торги применяются также для выбора иностранных партнеров при создании совместных предприятий.     Одним из наиболее эффективных и достаточно распространенных в международной практике методов размещения заказов являются торги (тендеры). Торги — это метод заключения сделок купли-продажи или договоров подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара или предоставление услуг с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений выбирает для себя наиболее выгодное.     Чаще всего через торги размещаются заказы на крупные поставки машин и оборудования, в том числе комплектного, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектно-конструкторских работ, сооружение объектов «под ключ», а также осуществляется отбор участников концессионных соглашений на разработку полезных ископаемых.  Законодательство целого ряда промышленно развитых и развивающихся стран предусматривает, что государственные заказы на приобретение товаров и услуг в объемах, превышающих определенный лимит, могут размещаться только через торги. Исключение могут составлять уникальное оборудование, не имеющее аналогов, закупка запасных частей к уже имеющемуся оборудованию, экстренные закупки товаров для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также закупки в рамках специальных межправительственных соглашений. Характерными особенностями международных торгов являются одновременное привлечение к участию в них ряда соискателей, офферентов, общность требований ко всем участникам торгов и многоэтапный механизм реализации тендерной процедуры.  Главным преимуществом размещения заказов через международные торги является возможность достижения наиболее выгодных условий для заказчика по данной сделке благодаря острой конкуренции между участниками и обеспечение непредвзятого выбора поставщика или подрядчика.          Жесткий регламент проведения торгов и единообразие требований, предъявляемых ко всем участникам, позволяет избежать возможной коррупции и других недобросовестных действий со стороны фирм и компаний, борющихся за получение заказов.     Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами, где существует высокая степень вмешательства государства в сферу внешней торговли. Широко применяют такие формы государственных закупок товаров и размещения подрядов на выполнение общественных работ Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Иран, Ирак, Индонезия, Иордания, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Малайзия и другие страны. Во многих промышленно развитых странах существует законодательство, которое разрешает организациям с участием государственного капитала размещать заказы на приобретение товаров, услуг или сооружения объектов только через торги. Например, в США конкурсному размещению заказов государственных учреждений подлежат все сделки на сумму свыше 25 тыс. долл. В странах Европейского Сообщества к 1992 г. планировалось все заказы на строительные работы в государственном секторе размещать на конкурсной основе, через торги. В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) разработан специальный документ "Соглашение о правительственных заказах", представляющий собой согласованную сторонами – членами ВТО (ГАТТ) унифицированную процедуру проведения международных торгов при распределении государственных заказов. Основополагающей идеей этого документа стало обеспечение иностранным участникам торгов таких же, как и для местных участников, условий.       Организаторами торгов часто выступают государственные учреждения, муниципалитеты и т.п., иногда – крупные частные фирмы.    Применение торгов как метода размещения заказов на импорт товаров и услуг позволяет покупателю осуществить закупки более эффективным по сравнению с традиционным способом, получив экономию средств, времени при соблюдении гарантии качества, выгодных условий поставки и других условий сделки.   Это  достигается   благодаря  тому,   что   организаторы торгов используют конкуренцию между участвующими в торгах фирмами и/или консорциумами – временными союзами хозяйственно независимых фирм, объединяющихся для участия в конкурсе. Форма торгов предпочтительна еще и потому, что позволяет привлечь наиболее крупные и солидные в финансовом отношении фирмы. Дело в том, что для участия в торгах часто необходимо внесение залога в сумме 1–3% (иногда больше) стоимости предполагаемой сделки (залог "серьезности предложения"). Если сумма контрактов, заключаемых по результатам торгов, значительна, то слабым в финансовом отношении фирмам участие затруднительно. Это уменьшает риск невыполнения поставщиком или подрядчиком в будущем взятых на себя обязательств. Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерный комитет,  который осуществляет всю организационную работу по проведению торгов. В состав тендерного комитета входят представители организации-покупателя,  а также технические и коммерческие эксперты. Председателями тендерных комитетов обычно назначаются руководители организации, производящей закупки или размещение заказов.

Условия проведения торгов.

Подробные условия  торгов (обычно они называются тендерными) выкупаются участниками торгов у тендерных комитетов за определенную плату (от десятков до нескольких сотен долларов). В некоторых случаях стоимость выкупа тендера может составлять несколько тысяч долларов. Это делается для того чтобы отстранить (отсечь) от участия в конкурсе маломощные фирмы. Выкуп условий торгов не накладывает на стороны никаких дополнительных обязательств.      Термин тендер (tender) в международной коммерческой практике употребляется в различных значениях: как извещение (приглашение) о предстоящих торгах; как комплект тендерной документации, содержащей условия и порядок участия в них; как проформа предложения, составленная организатором торгов, входящая в состав тендерной документации.   Разработка условий торгов осуществляется их организаторами самостоятельно или с привлечением специализированных консалтинговых, инжиниринговых фирм. Комплект тендерной документации обычно включает: подробную характеристику закупаемого оборудования или сооружаемого объекта (мощность, производительность, количество и т.д.); основные коммерческие условия (сроки поставки, базис поставки, условия платежа, порядок установления цен, форма гарантии и др.); форму тендерного предложения; возможность и необходимость представления дополнительной технической и пояснительной документации, которая может прилагаться к предложению; условия арбитража; штрафы; гарантии; требования по техническому обслуживанию оборудования; возможность представления альтернативных предложений и другие условия, необходимые для участия в торгах.         Строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в комплекте тендерной документации, является необходимым условием успешного участия в торгах. Организаторы торгов имеют право не только отклонить, но и не рассматривать предложения, не соответствующие требованиям тендера.

На этапе  подачи предложений для экспортера основной проблемой становится принятие решения о целесообразности участия  в торгах. Основными факторами, влияющими  на принятие решения, являются: размер заказа; соотношение объема поставок и услуг; срок исполнения заказа; собственные возможности экспортера по выполнению заказа; стоимость подготовки тендерных предложений; степень возможной конкуренции; ожидаемая прибыль; средства, выделяемые заказчикам для исполнения заказа; перспектива получения последующих заказов, связанных с предметом торгов. Последний фактор может оказаться решающим для экспортера, который часто идет на занижение цены предложения объявленного тендера в расчете на получение более выгодных заказов в дальнейшем.   Одним из условий торгов является срок сдачи предложений для участия в торгах. Не позднее этого времени все участвующие в торгах фирмы (оференты) подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет. Предложения представляются в закрытых опечатанных конвертах (часто двойных), чтобы избежать досрочной утечки сведений, которыми могут воспользоваться конкуренты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, на внутреннем – номер тендера, его название (цель) и дата, установленная для приема документов.   Следующий этап проведения торгов – сравнение поданных предложений, подведение итогов и определение победителя.   В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура вскрытия пакетов с предложениями может быть осуществлена в условиях гласности, в присутствии всех участников торгов, представителей средств массовой информации. Такие торги называют гласными. При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на закрытом заседании. По законодательству некоторых стран проводятся только негласные торги (например, в Скандинавских странах).       Выбор победителя торгов может последовать сразу за вскрытием и оглашением поступивших предложений в том случае, когда преследуется цель выбрать предложение с самыми низкими ценами при прочих равных условиях. Однако чаще всего для принятия решения о выборе поставщика (подрядчика на строительство объекта) требуется время, чтобы внимательно проанализировать поданные предложения и отобрать то из них, которое наилучшим образом соответствует целям торгов. Срок, в течение которого тендерные комитеты изучают и анализируют предложения оферентов (оферты), зависит от объема информации (технической, коммерческой и др.), которую предстоит проанализировать, обычно – от нескольких недель до нескольких месяцев. Иногда в процессе изучения предложений возникает необходимость в получении от оферентов дополнительной информации, разъясняющей и уточняющей суть оферты. Нередко это право используется организаторами торгов как повод для дополнительного уторговывания предстоящих контрактов в свою пользу.        Оференты также могут использовать эту ситуацию для косвенного улучшения своих технических и коммерческих предложений, давая по просьбе тендерного комитета дополнительные разъяснения и уточнения. При решении о победителе торгов очень часто принимаются во внимание отдельные положения нормативных актов (законов, указов, предписаний) страны – места проведения торгов. Например, в США и Канаде правилами, регламентирующими порядок проведения торгов, устанавливается, что предпочтение отдается американским фирмам по сравнению с иностранными даже в том случае, когда их цены выше, но не более чем на 6%. В некоторых развивающихся странах (например, Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка) в правилах проведения торгов указано, что организаторы торгов не обязаны принимать решения в пользу тех оферентов, которые предложат самые низкие цены. Очень часто решающими условиями при выборе поставщика могут оказаться размер кредита, его стоимость, длительность и условия погашения, а также другие факторы, например, положительный опыт сотрудничества с организаторами торгов. Бывают случаи, когда выбор победителя торгов определяется политическими, а не коммерческими соображениями. Решение о выборе победителя торгов должно быть принято до срока, который устанавливается условиями торгов. Оференты не могут отозвать свои предложения до этого срока.     Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов может быть гласным, а может быть и закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства информации. Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме. Оферент, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается. Организаторы торгов имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий в ходе выполнения контракта.            С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты, подписываемые по результатам торгов с государственными организациями, вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться также путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами.            Таким образом, анализ современного механизма функционирования международных торгов показывает ряд существенных отличий тендерных и двусторонних методов заключения контрактов. К ним можно отнести многоэтапность заключения сделки посредством торгов, различия в предметах сделки и контрагентах, присущие торгам элементы гласности, общности требований и предварительного отбора претендентов, состязательность между участниками торгов.     

 

Современная практика проведения торгов.

Возрастающая  конкуренция на мировом рынке, изменение  других условий объясняют следующие  особенности в современной практике проведения торгов:

•   рост количества фирм – участников торгов;

•   увеличение числа торгов на новые виды машин, оборудования, технологий, услуг;

•   общее  увеличение количества торгов на сооружение комплектных объектов;

•   переориентацию приоритетов с ценовых факторов конкуренции на технико-экономические показатели и льготность условий финансирования;

•   расширение торгов на инженерно-консультационные услуги, в том числе по эксплуатации объектов;

•   рост числа  консорциумов – участников торгов;

•   расширение практики проведения торгов с разбивкой  на части для выявления узкоспециализированных фирм-участников;

•   развитие многостороннего сотрудничества по сооружению объектов;

•   расширение участия в торгах местных фирм страны-заказчика;

•   развитие методов количественного анализа  международной тендерной деятельности (количественный учет экономических  и политических рисков, создание автоматизированных методов расчетов и банков данных).  Несмотря на все сложности, связанные с участием в торгах и их организацией, в России накоплен определенный опыт этого вида внешнеэкономической деятельности. Через торги были получены заказы на крупные партии энергосилового и электротехнического оборудования, на тепловозы, мощные дизель-генераторы, большегрузные автомобили, дорожно-строительное и другое оборудование. В последнее время в Российской Федерации все чаще применяется метод международных торгов для размещения заказов на строительство объектов, освоение месторождений полезных ископаемых, создание совместных предприятий. 

 

Виды  международных торгов.

Следует иметь  в виду, что законодательства ряда стран предусматривают предоставление определенных льгот и преференций  для местных поставщиков и  подрядчиков. Так, например, в США  и Канаде для местных поставщиков и подрядчиков установлены ценовые преференции в размере 6%. Это означает, что если цены предложений иностранных участников торгов ниже цен предложений местных участников менее чем на 6%, то предпочтение отдается местным участника торгов.    В зависимости от способа проведения различают торги открытые и закрытые.              В открытых торгах могут участвовать все желающие фирмы и организации. Информация о проведении открытых торгов публикуется в официальных органах печати – газетах, специализированных журналах, бюллетенях, а также рассылается в другие государства через торговые представительства или консульства (иногда торгово-промышленные палаты) для распространения среди деловых кругов. В объявлениях об открытых торгах сообщаются только основные сведения: название организации, проводящей торги; наименование, характер и количество закупаемого оборудования или назначение и параметры сооружаемого объекта; порядок и сроки представления предложений, адрес (факс, телекс, телефон), по которому следует обращаться для получения более подробной информации. В закрытых торгах могут участвовать только те фирмы и организации, которые получили приглашение на участие. При проведении закрытых торгов их организаторы сами определяют круг возможных участников, руководствуясь при этом выработанными ими критериями отбора участников. Проведение закрытых торгов требует от их организаторов предварительного изучения возможностей рынка и результатов деятельности на этом рынке фирм (организаций).       В этом случае тендерный комитет рассылает именные (персональные) приглашения наиболее известным, авторитетным и надежным поставщикам и подрядчикам.            В отдельных случаях, при проведении торгов в два этапа, открытые торги могут сочетаться с закрытыми. Такие виды торгов применяются, когда организаторам затруднительно (а иногда просто невозможно) определить круг наиболее авторитетных фирм. В этом случае на первом этапе проводятся открытые торги с предварительной квалификацией участников. Желающие участвовать в торгах представляют организаторам материалы, сведения, подтверждающие их высокую компетентность и опыт выполнения подобных заказов, уровень выпускаемой продукции, отзывы заказчиков, т. е. квалификационные материалы. На основе анализа квалификационных материалов тендерный комитет отбирает фирмы, которые, по его мнению, могут участвовать во втором туре – закрытых торгах. Известны случаи, когда в предквалификационных торгах участвовало около 26 фирм и консорциумов, а к закрытым торгам приглашалось лишь 5–7 участников.

Торги могут  быть открытыми и закрытыми, гласными и негласными.  При открытых торгах объявления об их проведении публикуются в газетах или специализированных журналах. Однако термин «открытые торги» означает не только открытые объявления об их проведении, но, главное, то, что в них могут принимать участие все заинтересованные поставщики и подрядчики.          При закрытых торгах приглашения к участию непосредственно направляются устроителями торгов наиболее известным поставщикам и подрядчикам. Таким образом, круг организаций и фирм, которые могут принять участие в торгах, ограничивается.       В ряде случаев применяются открытые торги с предквалификацией участников. При этом на первом этапе к торгам допускаются все заинтересованные участники, которые обязаны представить в тендерный комитет информацию, подтверждающую их высокую компетентность, опыт в выполнении подобных заказов и надежность.      Это информация об объектах, в сооружении которых они принимали участие, о наличии у них необходимой техники и трудовых ресурсов, об их финансовом положении, отзывы покупателей и заказчиков об их деятельности и т. д. Как правило, участники заполняют соответствующие формуляры.            При проведении торгов на сложное технологическое оборудование или сооружение комплектных объектов при значительных объемах поставок и работ соискатели часто организуют консорциумы — временные объединения фирм или организаций одной или нескольких стран, создаваемых для решения данной конкретной задачи. В этом случае информация представляется лидером консорциума в обобщенном виде как суммарные показатели всех членов консорциума.        На основе представленных материалов осуществляется отбор и определяется круг организаций и фирм, которые допускаются к участию во втором этапе торгов.           При проведении гласных торгов цены, предложенные соискателями, объявляются публично в присутствии представителей всех участников торгов. Решения о победителях, а также информация о ценах других участников публикуется в печати или сообщается заинтересованным лицам.  При проведении негласных торгов не объявляются ни состав участников, ни предложенные ими цены. Решение о победителях торгов сообщается им в конфиденциальном порядке. Негласные торги обычно проводятся в тех случаях, когда планируется последующее размещение аналогичных заказов и нецелесообразно информировать поставщиков и подрядчиков об уровне приемлемых для заказчика условий. В ряде стран проведение негласных торгов обусловлено в законодательном порядке.

 

Процедура организации торгов.

Участниками торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты, соискатели (офференты).  Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени.   Организатор торгов — юридическое лицо, уполномоченное заказчиком на организацию торгов. Организатором торгов может выступать и сам заказчик. Организатор торгов формирует тендерный комитет, направляет и контролирует его деятельность, утверждает результаты торгов, рассматривает апелляции на решения тендерного комитета, ликвидирует тендерный комитет, оплачивает все расходы по подготовке и проведению торгов.            Всю техническую работу по проведению торгов выполняют специально создаваемые тендерные комитеты. В состав тендерных комитетов обычно включаются наиболее авторитетные и квалифицированные эксперты по техническим и коммерческим вопросам, а также представители администрации. Председателями тендерных комитетов, как правило, назначаются руководители организаций-заказчиков.   Соискателями (офферентами) являются фирмы и организации, представившие в тендерный комитет свои предложения.

Тендерная процедура состоит из нескольких последовательных этапов.

Уведомление об открытии торгов. На первом этапе тендерный  комитет уведомляет потенциальных  участников об открытии международных  торгов, приглашая их к определенному  сроку и в указанное место  направить свои предложения. В уведомлении сообщается, что вся необходимая информация по техническим и коммерческим условиям проведения торгов содержится в тендерной документации, которая за определенную плату может быть приобретена в тендерном комитете.        В тендерной документации, как правило, устанавливается невысокой (от нескольких десятков до нескольких сотен долларов США) и не компенсирует расходов, связанных с ее подготовкой. Однако в последнее время устроители торгов в ряде случаев стали повышать стоимость тендерной документации до нескольких тысяч долларов США с целью уже на начальном этапе отсеять мелкие несостоятельные фирмы. Выкуп тендерной документации не накладывает никаких взаимных обязательств на устроителей и участников торгов.         Тендерная документация должна содержать всю необходимую информацию для подготовки тендерного предложения. Обычно она включает инструкции для участников торгов, технические условия, характеризующие предмет торгов, общие условия контракта, а также формы гарантийных обязательств, которые предоставляются участниками торгов. При размещении заказов на сложные объекты для разработки тендерной документации, как правило, привлекаются специализированные инжиниринговые фирмы.

Представление тендерных предложений

Вторым этапом тендерной процедуры является подготовка и представление соискателями тендерных предложений. На этом этапе тендерный комитет взаимодействует с участниками торгов, давая им необходимые пояснения и уточнения, а также содействуя в случае необходимости в ознакомлении со строительной площадкой. Все тендерные предложения должны быть представлены в тендерный комитет строго к установленному сроку. Предложения, поступившие с запозданием, не рассматриваются. По истечении срока подачи предложений участники торгов не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае получения заказа заключить соответствующий контракт. С этой целью каждый участник торгов в качестве залога обязан представить вместе с тендерным предложением предварительную банковскую гарантию, срок действия которой должен соответствовать сроку действия предложения. После закрытия торгов предварительные гарантии возвращаются всем участникам, кроме победителя тендера.      Тендерная документация представляется по определенному адресу в опечатанных конвертах и регистрируется организаторами торгов.  В зависимости от вида торгов процедура их открытия осуществляется по-разному. Если проводятся гласные торги, то в определенный процедурой день и час в присутствии представителей каждого соискателя производится вскрытие пакетов с тендерными предложениями, проверяется наличие всех необходимых документов, что фиксируется в соответствующем протоколе, называются фирмы, подавшие предложения, и объявляются предложенные ими цены. Если проводятся негласные торги, то вскрытие пакетов с тендерными предложениями осуществляется в присутствии только членов тендерного комитета.

Информация о работе Международные торги - одна из форм ВЭД