Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 13:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение места и роли транспортных услуг во всемирном хозяйстве, а также развития транспортных услуг в России.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
изучить мировой экспорт транспортных услуг;
исследовать порядок оказания транспортных услуг потребителям:
рассмотреть основные проблемы и пути их решения экспорта транспортных услуг в России.
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.1 ЭКСПОРТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.2 УСЛУГИ ТРАНСПОРТА 14
1.3 ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЕГО КАЧЕСТВО 19
2. ЭКСПОРТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИИ 23
2.1 МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 23
2.2 РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В РОССИИ 26
2.3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИИ 30
2.4 ВОЗМОЖНОСТИ ТРАНЗИТА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.
Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.
Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.
Воздушный транспорт приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость и (или) когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия) [10, с. 32].
Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.
Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет до шести факторов. В таблице дается краткая сравнительная характеристика различных видов транспорта с точки зрения этих факторов.
Так, если отправителя интересует скорость, то основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом.
Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей приведена в таблице 1.1 [12].
Таблица 1.1Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей
Скорость (время доставки от двери до двери) |
Частота отправок (по плану в сутки) |
Надежность (соблюдение графиков доставки) |
Перевозочная способность (способность перевозить разные грузы) |
Доступность (число обслуживаемых географических точек) |
Стоимость |
||
Ж/Д |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
|
Водный |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
|
Автомобильный |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
|
Трубопроводный |
5 |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
|
Воздушный |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
|
Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному двух или более видов транспорта. Контейнеризация - это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой. Рельсовый контрейлер - это перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер - это перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта, «рельсы-судно» - это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, «воздух -шоссе» - это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.
В последние 15-20 лет в экономике развитых стран произошли существенные изменения. Эти изменения затрагивают и Россию. В хозяйственную практику предприятий и фирм стали внедряться новые методы и технологии доставки товаров, базирующиеся на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, на развитии новейшей техники в области информатики и коммуникаций. Можно утверждать, что с рубежа 70-80-х годов началось органическое срастание транспорта с обслуживаемым производством, превращение его в звено единой системы «производство - транспорт - распределение».
Новый подход к транспорту как ключевой части логистической цепи приводит к необходимости рассмотрения его в разных аспектах. Прежде всего, транспортные предприятия и организации должны направить свою коммерческую и производственную деятельность на изучение, анализ и удовлетворение потребностей общества во всех видах транспортных услуг.
До недавнего времени большинство транспортных предприятий выполняли только перевозочные операции, не заботясь о предоставлении спектра других услуг. Это было вызвано административно-контрольной системой управления в стране, отсутствием конкуренции и рыночных отношений. Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, появление и усиление конкуренции между предприятиями транспорта предполагают активное изучение опыта функционирования транспорта стран с рыночной экономикой. Понятие «услуга транспорта» начинает широко использоваться в практике организации и планирования работы транспорта [8, с. 92].
Согласно существующим понятиям к услугам относят все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и явлений природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относят и те виды труда, которые не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (например, транспорт, связь).
Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.
К услугам транспорта можно отнести:
перевозку грузов и пассажиров;
погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);
хранение грузов;
подготовку перевозочных средств;
предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;
перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;
прочие услуги.
Сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять требования клиентов с возможно малыми затратами. Однако на сегодняшний момент нет широко используемых эффективных количественных методов оценки качества услуг в связи с их особенностями, которые сводятся к следующему:
неосязаемость услуг (их нельзя пощупать);
потребитель услуг зачастую сам участвует в процессе оказания услуг;
потребитель услуг не становится собственником их;
оказание услуг - это процесс, и он не может быть протестирован перед оплатой;
процесс оказания услуг может состоять из системы более мелких действий, тогда как качество зависит от итоговой оценки.
Наиболее значимыми компонентами при оценке качества предоставляемых услуг могут выступать следующие:
среда (интерьер, оборудование, внешний вид персонала и т.д.);
надежность (исполнение точно в срок);
ответственность (гарантии исполнения услуг, желание персонала помочь потребителю услуг);
законченность (наличие определенных навыков, необходимых знаний и компетентность персонала);
доступность (легкость установления контактов);
безопасность (отсутствие риска и недоверия со стороны потребителя услуг);
вежливость (любезность, корректность персонала);
коммуникабельность (способность персонала общаться с потребителем услуг на доступном и понятном ему языке);
взаимопонимание (искренний интерес к потребителю услуг, способность встать на его место) [12].
Когда потребитель оценивает качество услуг, он сравнивает фактические величины параметров качества с ожидаемыми, и если они совпадают или оказываются близкими, то качество считается им удовлетворительным или приемлемым. Потребительские ожидания клиента основываются на следующих параметрах:
речевых коммуникациях (слухах), т.е. на информации об услугах, которую потребители услуг передают друг другу;
личных потребностях (личностных представлениях клиента о качестве, его запросах);
прошлом опыте, т.е. на подобных услугах, оказываемых ему в прошлом;
внешних коммуникациях (сообщениях), поступающих через средства массовой информации: радио, телевидение, прессу.
В последние годы логистика все в большей степени занимается управлением сервисных потоков, так как многие фирмы не только производят готовую продукцию, но и оказывают сопутствующие услуги. Логистический подход целесообразен и эффективен для предприятий, оказывающих только услуги, в том числе и транспортные. Спрос на услуги транспорта во многом зависит от развития имеющихся в регионе видов транспорта, степени их интеграции в единую систему, уровня тарифов по видам транспорта, ассортимента и качества услуг, предоставляемых возможным клиентам. Удельный вес транспортных услуг с развитием рыночной экономики и ее инфраструктуры, как правило, возрастает, и это характерно практически для всех стран. [10, с. 87].
В связи с внедрением логистики в странах с рыночной экономикой пересматривается политика в области транспорта. Транспорт начинает играть ключевую роль в системе товародвижения. Предполагается, что в дальнейшем технико-эксплуатационные особенности отдельных видов транспорта обеспечат им надежное положение на рынке транспортных услуг, особенно в условиях повышенного спроса на перевозки грузов мелкими отправками, которые, в свою очередь, ускорят развитие автоматизированной обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области грузовой и перевозочной работы.
Просматриваются два направления в области организации транспортных услуг:
приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям клиентов;
активное формирование спроса на услуги транспорта с целью прибыльной реализации уже имеющихся. [10, с. 88].
Различные группы потребителей должны обслуживаться в соответствии с их конкретными потребностями. Потребители сами выбирают услуги, их количество и характер реализации.
Реализация каналов снабжения сырьем, полуфабрикатами и распределения готовой продукции в рамках логистической системы требует решения комплекса транспортных проблем. Предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств и т.д. - иными словами решать вопросы транспортного обслуживания.
Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.
Транспортное обслуживание клиентов на перевозку грузов включает:
выбор соответствующей упаковки согласно физическим свойствам товара (груза);
нанесение на упаковку маркировки, штрих-кодов и спецобозначений;
использование унифицированной транспортной тары, формирование грузовых единиц, пакетирование и контейнеризация;
выбор оптимального (рационального, приемлемого) вида перевозки и транспортных средств;
наиболее полное использование грузоподъемности транспортных средств посредством правильной загрузки;
соблюдение технологий при ведении погрузочно-разгрузочных работ;
использование современных технологий и подходов к организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах;
применение современных информационных технологий и компьютерной поддержки. [10, с. 91].
Специфические задачи стоят и перед системой организации перевозок пассажиров.
По данным зарубежной печати стоимость транспортных расходов в процессе производства и реализации продукции доходит до одной трети цены конечного продукта. Вот почему рационализация, а лучше оптимизация транспортных, погрузочно-разгрузочных, тарно-упаковочных, экспедиционных и складских операций является важным резервом снижения издержек и экономии ресурсов. До недавнего времени повышению эффективности доставки продукции уделялось недостаточное внимание, как и всей сфере обращения [12].
Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Связано это со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от стоимости выпускаемой продукции. Отсутствие гарантии своевременной доставки или отправки требуемого груза, возможность отказа или неоднократного откладывания заявки на перевозку были характерными особенностями сложившейся у нас в стране системы работы транспорта [12].
В целом доставка продукции распадается на ряд последовательных конкретных отдельных этапов, зачастую не связанных между собой и выполняемых разными подразделениями. Поэтому оптимизация такой пространственно-временной системы представляет собой достаточно сложную задачу.