Международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:58, реферат

Краткое описание

Возникновение международных финансовых организаций было вызвано необходимостью более эффективного регулирования мировой экономики и для оказания помощи бедным и развивающимися странам. Именно кредит, полу-ченный на выгодных условиях может послужить тем толчком к развитию в котором данная страна и нуждалась. Одни государства используют эти органи-зации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Сущность понятия «международные финансовые организации»……..
Роль международных финансовых организаций в международных финансовых отношениях…………………………………………………….....
Перспективы сотрудничества России с международными финансо-выми организациями……………………………………………………...……..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Международные финансовые организации.docx

— 47.34 Кб (Скачать файл)

Международный валютный фонд начал  свою деятельность 1 марта 1947 года. МВФ  предоставляет кредиты при дефиците платежного баланса госу-дарства. В настоящее время в МВФ входит 188 государств, в его структурах работает более 2500 человек. Уставной капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают США. В последнее время в МВФ происходят процессы перерас-пределения квот в пользу развивающихся стран и новых промышленно разви-тых стран. Сейчас МВФ играет активную роль в урегулировании междуна-родного финансового кризиса, помогает странам, столкнувшимся с финансо-выми катаклизмами. В каком-то смысле МВФ является мировым министерст-вом финансов или центральным банком.

МВФ и Россия. Россия обладает в  МВФ долей в 2,71% голосов, которая  была повышена в прошлом году с 2,49%. По этому показателю она занимает 9 место среди всех государств-членов. Россия принимает участие в деятельности Фонда. Летом 2012 года Россия увеличила  свою долю в МВФ за счет внесения 300 млрд. рублей. МВФ выпускает регулярные обзоры и прогнозы по российс-кой экономике. В последнее время рекомендации МВФ касаются улучшения инвестиционного климата, либерализации внешней торговли, а также прове-дения бюджетной консолидации и недопущения перегрева экономики.

Один из ключевых финансовых институтов Всемирного банка – это Меж-дународная финансовая корпорация (International Finance Corporation). МФК была создана в 1956 году для экономической помощи развивающимся странам.

 Президент Группы Всемирного  банка одновременно является  президен-том МФК. Акционерами МФК являются 184 страны, ключевую роль в органи-зации играют США. Специфика МФК заключается в том, что эта финансовая организация инвестирует только в частный сектор и не оказывает помощи правительствам государств. Главная задача МФК – помогать развивать бизнес и устранять препятствия для развития частного сектора в области инфраструк-туры и социальной сферы. Также МФК способствует развитию местных финан-совых рынков. МФК не требует государственных гарантий в отношении вло-женных инвестиций. Источники средств МФК – взносы стран-членов, выпуск облигаций и доходы от деятельности. Всего за время своей деятельности Меж-дународная финансовая корпорация инвестировала в развивающиеся страны более 20 млрд. долларов.

МФК и Россия. Россия стала членом МФК в 1993 году, с тех пор МФК  инвестировала более 6 млрд. долларов в российские проекты. 1,5 млрд. долларов были направлены в 250 российских проектов в разных отраслях эко-номики в виде синдицированных кредитов. На данный момент инвестиционный портфель МФК в 2,5 млрд. долларов является третьим в мире по величине после Китая и Индии. В России МФК вкладывается в высокотехнологичные проекты, проекты в области электроэнергетики, в целом в те проекты, которые служат целям диверсификации российской экономики. В ноябре 2012 года стало известно, что МФК планирует разместить в России облигации на сумму 23 млрд. рублей.

Еще одна значимая международная финансовая организация – это Банк международных  расчетов (Bank for International Settlements). Банк междуна-родных расчетов содействует сотрудничеству между центральными банками, создает новые возможности для международных финансовых операций. БМР также оказывает широкий спектр финансовых услуг центральным банкам: пре-доставляет кредиты, принимает депозиты, выступает в качестве посредника или гаранта.

В 1974 году при БМР был создан Базельский комитет по финансовому над-зору, который разрабатывает рекомендации по совершенствованию банковс-кого регулирования, введению единых стандартов регулирования.

Рекомендации Базельского комитета не являются обязательными для выполнения, но обычно находят свое отражение в национальном законода-тельстве стран. Сейчас в мире идет процесс принятия новых Базельских стан-дартов (Базель-III), причем новые стандарты будут уже обязательными для выполнения. Принятие новых стандартов вызвано необходимостью борьбы с последствиями финансового кризиса. Эти стандарты вводят новые, жесткие требования к достаточности капитала и банковской ликвидности. Некоторые страны и эксперты считают, что принятие этих стандартов затормозит рост мировой экономики.

Создание международных организаций  явилось результатом поиска эф-фективных мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в жиз-ни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказались недоста-точными для того, чтобы справиться с проблемами современных междуна-родных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаи-модействия в целях создания благоприятных условий для многострронних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.

С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увели-чивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение ре-форм, направленных на минимизацию государственного вмешательства в эко-номику.

Проводимая в последние годы долговая политика, направленная на заме-щение государственных внешних заимствований внутренними, удлинение сро-ков государственных заимствований, осуществляемых на внутреннем рынке, и снижение долговой нагрузки на экономику страны, позволила сократить объем государственного внешнего долга Российской Федерации и обеспечила возможность гарантированного выполнения обязательств по его погашению и обслуживанию.

Рост инвестиционной привлекательности  экономики повлиял на повы-шение суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации ведущими международными рейтинговыми агентствами. В целом текущие показатели «долговой устойчивости» Российской Федерации, разработанные в соот-ветствии с международной методикой, свидетельствуют о существенном сокра-щении бремени государственного внешнего долга. В настоящее время по ос-новным показателям Российская Федерация относится к государствам с уме-ренным уровнем долговой нагрузки.

В рамках стратегии сокращения внешнего долга государственная под-держка в форме суверенных займов и гарантий должна предоставляться только в случаях невозможности финансирования проекта с использованием коммер-ческих кредитов или частичных гарантий, а также при обосновании преи-муществ использования займов международных финансовых организаций перед бюджетным финансированием.

На современном этапе наибольший интерес в сотрудничестве с между-народных финансовых организаций представляет не столько привлечение кре-дитных ресурсов, сколько использование наработанных ими стандартов и тех-нологий для повышения эффективности федеральных программ и проектов, а также расширения сфер применения финансовых ресурсов международных финансовых организаций без предоставления суверенных гарантий Российской Федерации. Россия отошла от практики заимствований в целях поддержки пла-тежного баланса, когда займы предоставлялись в поддержку осуществления ключевых реформ на федеральном уровне (налоговая служба, казначейство, таможенная служба, кадастр). В то же время во многих сферах перед страной по-прежнему стоят важные задачи. Некоторые из них, например реформа жилищно-коммунального хозяйства, связаны с переходным периодом; другие, например развитие частно-государственных партнерств, направлены на созда-ние новых движущих факторов экономической диверсификации и роста.

Процесс адаптации к рыночной экономике  в такой большой стране, как  Россия, по понятным причинам происходит неравномерно, поэтому внимание необходимо уделять, прежде всего, преодолению  растущего разрыва между процветающими  и отстающими регионами. Ограниченность возможностей и финансовых ресурсов замедляет реализацию на местах хорошо разработанных реформ - полномасштабное  преодоление указанных ограничений  требует всех ресурсов, какие Россия способна мобилизовать и внутри страны, и за ее пределами.

Деятельность по управлению портфелем  проектов должна быть сосре-доточена на закрытии старых проектов, совершенствовании отчетности и мони-торинга, отказа от сложных соглашений о субзаймах. К числу новых направ-лений сотрудничества можно отнести развитие регионов, содействие в созда-нии частно-государственных партнерств и помощь России в решении вопросов глобального и регионального значения.

Россия заинтересована в дальнейшем получении поддержки международ-ных финансовых организаций в виде гибкого набора аналитических и консуль-тационных услуг и отдельных приоритетных инвестиционных проектов в целях осуществления ключевых реформ. Программа сотрудничества должна зависеть, главным образом, от федерального финансирования, а международные финан-совые организации должны предоставлять, прежде всего, свой аналитический и технический опыт, а также опыт управления проектами.

Россия заинтересована в выработке  такого партнерства с Всемирным  бан-ком, которое отвечало бы как основным проблемам страны, так и ее возмож-ностям. Такое партнерство было бы аналогом деятельности Банка в других странах со средним уровнем доходов.

Таким образом, сотрудничество с международными финансовыми для Рос-сии носит невыгодный характер и дальнейшей перспективой их отношений мо-жет служить пересмотрение эффективности своей деятельности международ-ными финансовыми организациями и отказа от проамериканского их ориен-тирования.

Заключение

 

В результате проделанного в работе анализа можно  сказать, что меж-дународные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный ва-лютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности между-народных расчетов.

Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и оп-ределенную стабильность в противоречивую целостность все-мирного хозяйст-ва, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансо-вой сферы.

Во-вторых, они призваны служить форумом  для налаживания сотрудни-чества между странами и государствами. С ослаблением идеологического про-тивостояния эта задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных  валютно-финансовых ор-ганизаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

Результаты  взаимодействия России с международными финансовыми орга-низациями неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с международными финансовыми организациями, кото-рые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития[2].

Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные  для реали-зации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполни-тельной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов с международными финансовыми организациями со спецификой российских условий.

 Во-вторых, кредиты ведущих международных  финансовых организаций при их  сравнительно невысокой договорной  стоимости связаны со значитель-ными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содер-жание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проек-тов. Это, в итоге, снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной  экономики не соот-ветствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

Каждое  из рассмотренных проблем требует  решения определенных задач, в частности, стимулировать развитие отечественного не сырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых  направлений участия России в  между-народных финансовых организациях, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества – по линии взаимодействия России с международными регио-нальными банками развития – Азиатским, Африканским, Межамериканским

 

Литература

 

  1. Антонов, В. А. Мировая валютная система и международные расчеты / В. А. Антонов. – М. : ТЕИС, 2000.  – 320 с.
  2. Баринов, Э. А. Рынки валютные и ценных бумаг / Э. А. Баринов, О. В. Хмыз. – М. : Экзамен, 2001. – 267 с.
  3. Бункина, М. К. Основы валютных отношений : Учебное пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов. - М. : Юрайт, 2002. – 543 с.
  4. Киреев, А. Международная экономика / А. Киреев. – М. : Международ-ные отношения, 2001. –Часть II. - 478 с.
  5. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения : Учеб-ник / Под ред. Л. Н. Красавиной. - М. : Финансы и статистика, 2000. – 145 с.
  6. Международные экономические отношения : Учебник / А. И. Евдокимов и др. – М. : ТК Велби, 2003. – 289 с.
  7. Мовсесян, А. Г. Международные валютно-кредитные отношения : Учебник / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. – М. : ИНФРА-М, 2007. – с 432 с.
  8. Моисеев, С. Р. Международные валютно-кредитные отношения : Учебное пособие / С. Р. Моисеев. – М. : Издательство «Дело и Сервис», 2003.
  9. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений : Учебник / Научн. ред. В. В. Круглов. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 356 с.
  10. Сурен, Л. Валютные операции. Основы теории и практика / Л. Сурен. – М. : Дело, 2007. – 298 с.

Информация о работе Международные финансовые организации