Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

МВФ был задуман как организация, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Основные цели деятельности МВФ прописаны в уставе и остаются неизменны, однако работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 54.58 Кб (Скачать файл)

Сумма, которую  страна может занять у МВФ —  известна как лимит доступа, —  меняется в зависимости от вида кредита, но обычно она является пропорциональной квоте страны в МВФ. В исключительных обстоятельствах этот лимит может быть превышен. Договоренность о кредите «стэнд-бай», гибкая кредитная линия и механизм расширенного кредитования не имеют заранее установленного верхнего предела.3

Новые льготные механизмы для стран  с низкими доходами вступили в силу в январе 2010 года в рамках Трастового фонда в целях сокращения бедности и содействия экономическому росту и являются частью более широкой реформы с целью придать большую гибкость оказываемой Фондом финансовой поддержке и обеспечить ее большее соответствие различным потребностям стран с низкими доходами. Лимиты и нормы доступа были соответствующим образом удвоены относительно докризисных уровней. Условия финансирования стали более льготными, а процентная ставка пересматривается каждые два года.

  • Расширенный кредитный механизм заменил в 2011 году механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту в качестве главного инструмента Фонда для оказания среднесрочной поддержки странам с низкими доходами, испытывающим длительные трудности с урегулированием платежного баланса. Финансирование в рамках РКМ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.
  • Кредитный механизм «стэнд-бай» используется для оказания финансовой поддержки странам с низкими доходами, которые испытывают краткосрочные трудности с урегулированием платежного баланса. Данный механизм может использоваться в широком диапазоне обстоятельств, в том числе в качестве меры предосторожности. Такое финансирование в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 4 года и полным сроком погашения в 8 лет.
  • Механизм ускоренного кредитования обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платежного баланса. Введение этого механизма упорядочивает чрезвычайную помощь Фонда странам с низкими доходами, и он может гибко использоваться в широком диапазоне обстоятельств. Финансирование в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.
  • Договоренности о кредите «стэнд-бай». Основная часть нельготной помощи МВФ предоставляется через данный механизм . Договоренности предназначены для помощи странам в преодолении краткосрочных проблем с платежным балансом. Цели программ предусматривают решение этих проблем, а выплаты средств обусловлены достижением этих целей («предъявляемые условия»). Срок действия составляет обычно 12–24 месяцев, кредит погашается в течение 3¼-5 лет с момента фактического предоставления. Кредиты могут предоставляться в порядке предосторожности как с обычными лимитами доступа, так и в случаях исключительного доступа. Предусматривается гибкость в отношении сроков, в соответствующих случаях с концентрацией предоставляемых средств на начальном этапе.
  • Гибкая кредитная линия. Этот механизм предназначен для стран с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения превентивной политики, и полезна как для предотвращения кризиса, так и для принятия антикризисных мер. Договоренности о гибкой кредитной линии ГКЛ утверждаются по просьбе соответствующих государств-членов для стран, отвечающих заранее установленным критериям доступа. Срок действия составляет 1-2 года, а период погашения 12-24 месяца. Доступ определяется с учетом конкретной ситуации, на него не распространяются обычные лимиты доступа, средства могут предоставляться сразу одним платежом, а не поэтапно. Фактическое предоставление средств не обусловлено реализацией конкретных договоренностей относительно экономической политики, поскольку страны, имеющие право на этот механизм кредитования, пользуются доверием и могут принять надлежащие меры макроэкономической политики.
  • Превентивная кредитная линия для предоставления ликвидности. Этот механизм может использоваться как для предотвращения кризисов, так и для принятия антикризисных мер странами с надежными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения такой политики. В странах, имеющих право на данный кредит, могут присутствовать умеренные факторы уязвимости, и эти страны могут не отвечать стандартам соответствия критериям, но они не требуют тех же крупномасштабных корректировок в экономической политике. Превентивная кредитная линия для предоставления ликвидности сочетает квалификационные условия и целенаправленные условия в период реализации. Продолжительность договоренности может составлять шесть месяцев или от одного до двух лет. Доступ по шестимесячной договоренности ограничивается 250 процентами квоты в обычный период, но этот лимит может увеличиваться до 500 процентов квоты в исключительных обстоятельствах. Сроки погашения  12-24 месяца.
  • Механизм расширенного кредитования. Этот механизм был создан в 1974 году для содействия странам в преодолении среднесрочных и более долгосрочных проблем, связанных с платежным балансом, вызванных обширными искажениями, которые требуют фундаментальных экономических реформ. Поэтому срок договоренностей больше, чем при СБА, обычно он не превышает 3 лет в момент утверждения, с максимально возможным продлением еще на один год в соответствующих условиях. Срок погашения: 4½–10 лет со дня фактического предоставления средств.
  • Инструмент для ускоренного финансирования. Данный инструмент кредитования был введен взамен прежних механизмов экстренной помощи и расширения их сферы действия. Он обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий для всех государств-членов, столкнувшимися с острыми потребностями в урегулировании платежного баланса. Доступ ограничивается годовым лимитом в 50 процентов квоты и общим лимитом доступа в 100 процентов квоты. По экстренным кредитам действуют те же условия, что и по другим нельготным механизмам, сроки погашения составляют 3¼–5 лет.

 

Современная экономическая политика МВФ.

Рассмотрим  подробнее современную политику экономического регулирования Международного Валютного Фонда. МВФ и ВБ самые важные финансовые институты, изначально созданные для содействия расширению и сбалансированному росту международной торговли, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-участников.  Однако со временем они стали использоваться США в качестве инструмента геополитического влияния, ВБ и МВФ трансформировались, по мнению многих европейских и даже американских экономистов, в организации, занятые обслуживанием большого бизнеса и «богатых» государств. Частой критике подвергается современная политика кредитования МВФ.

Поначалу  МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако начиная с 1970-х гг. произошло  значительное расширение его кредитной  деятельности. За 1947-2003 гг. МВФ предоставил  кредиты странам-членам на сумму 277,9 млрд СДР (412,9 млрд долл. США) На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947- 1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые пришлось 56,4% суммы выданных кредитов. Однако кредитная поддержка МВФ не смогла предотвратить две девальвации доллараСША, утрату фунтом стерлингов роли резервной валюты и развал Бреттонвудской валютной системы.

С 1970-х  гг. МВФ переориентировал свою деятельность на выравнивание платежных балансов и урегулирование внешней задолженности  развивающихся стран. В 1967-1978 гг. доля этих стран в общей сумме кредитов составила 49,8%, в 1979-1990 гг. - 98,8%. После 1984 г. развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ. Расширение кредитования Фондом развивающихся стран в 70-е  гг. было связано с ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. Развивающиеся страны - импортеры нефти получили в 1967-1978 гг. 49,0%, в 1979-1990 гг. - 93,1% и в 1991-2003 гг. - 91,6% всех кредитов МВФ.

В 80-е  гг. валютные трудности развивающихся  стран были также порождены кризисом внешней задолженности. Их требования увеличить кредитную помощь побудили Фонд значительно расширить свою кредитную деятельность. МВФ помог в  урегулировании внешнего долга развивающихся стран, а также активизировал кредитную поддержку государствам, приступившим к макроэкономическим и структурным реформам.

В конце 80-х был разработан и принят так  называемый Вашингтонский консенсус  – тип макроэкономической политики, рекомендуемый руководством МВФ  и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис. Он предполагает, прежде всего, приватизацию предприятий, либерализацию цен и внешнеэкономической  деятельности,  либерализацию финансовых рынков, сокращение государственных  расходов на социальные цели.

 В  1990-х гг. МВФ предоставлял кредиты  странам центральной и восточной  Европы и бывшего СССР в  связи с большими трудностями,  которые они испытывали в процессе  глубоких социально-экономических  преобразований, перехода к рыночной  экономике. В конце 1990-х гг. расширение кредитных операций МВФ было вызвано кризисом финансовых рынков в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, переросшим в глобальный финансовый кризис.

Со временем росло недовольство негативными  последствиями осуществления ряда навязанных Фондом развивающимся странам  экономических программ. Выполнение условий в некоторых случаях  вело к тяжёлым политическим и  социальным потрясениям. Стоит привести несколько примеров.

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого долга  и решение проблем, вызванных выполнением рекомендаций МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек. В 1989 году МВФ предоставил Руанде займ при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну, в которой погибло более полутора миллионов человек. В 80-ые годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ начал активные действия: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились. В результате реформ полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств.4

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся  стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что  выполнение рекомендаций и условий  в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики  государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Происходит  повышение роли МВФ как координатора международных кредитов и гаранта  платежеспособности стран-должников. Заключение страной-должником кредитного соглашения с

МВФ, главным  элементом которого являются определенные экономические и политические условия (так называемый обусловленный кредит МВФ), предъявляемые данной стране Фондом в форме программы стабилизации экономики, служит для банков-кредиторов гарантией платежеспособности, достаточной  для отсрочки погашения долгов и  предоставления этой стране новых кредитов. Отказ страны выполнить условия  МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку капиталов и, напротив, даже небольшой заем Фонда дает стране возможность получить более крупный кредит в банках.

Страны-члены  обязаны предоставлять МВФ информацию об официальных золотых запасах  и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Членство в МВФ является обязательным условием при вступлении страны в  Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) и для получения  льготных кредитов Международной ассоциации развития.

По мнению бывшего главного экономиста ВБ Джозефа  Стиглица «…программам МВФ свойственна избыточная обусловленность, многие из условий, налагавшихся МВФ в периоды кризисов, не имели отношения к самим кризисам: во многих случаях они были откровенно политическими, в других случаях — усугубляли ситуацию». 5

При рассмотрении политики МВФ в условиях недавно  разразившегося кризиса, мы наблюдаем ее «процикличный» характер. Страны-получатели кредита должны были отказаться от своей внутренней экономической политики и выполнять  все новые требования. Вследствие выполнения требований ВБ и МВФ в ряде стран наблюдалось понижение уровня жизни и рост инфляции. Другими словами, программы МВФ были  основаны на слишком завышенных ожиданиях экономического роста в тех или иных регионах. Парадоксально, но рекомендации МВФ странам – получателям помощи в большинстве случаев прямо противоположны антикризисной политике развитых государств, где практикуют контрциклические меры (падение спроса компенсируется возросшими государственными тратами за счет расширения дефицита бюджета и увеличения госдолга). Такая политика дала свой результат в США, ЕС и Китае, но своим заемщикам МВФ указал другой путь.

Не секрет, что эта политика МВФ результат  того, что решения об оказании помощи принимаются США, ЕС и Японией, которые имеют большие доли. Голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение фонда например о выдаче кредитов странам. Это говорит о необходимости расширения прав и участия других стран в решениях международных экономических организаций.

В предкризисный  период и тем более, в условиях разразившегося кризиса оказались неподходящими и малоэффективными международные механизмы призванные регулировать различные аспекты мировой экономики. Можно сделать вывод, что важнейшие международные экономические организации не обращали внимания на предпосылки финансово-экономического кризиса и продолжали свою политику.

4 апреля 2011г. на ежегодном заседании МВФ и Всемирного банка тогда ещё  директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан выступил с сенсационным заявлением: «…до кризиса все были уверены, что знают, как надо управлять экономическими системами. Существовал «вашингтонский консенсус», который формулировал вполне конкретные правила валютной и налоговой политики. «Консенсус» обещал, что отмена госконтроля простимулирует экономический рост. Однако низкая инфляция, высокий экономический рост, слишком свободный и неподконтрольный финансовый рынок не гарантируют никаких позитивных эффектов. «Вашингтонский консенсус» с его упрощенными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади»6. В частности, по мнению главы МВФ, западный мир понял, что «финансовый сектор нуждается в серьезном хирургическом вмешательстве с точки зрения регулирования»7. Недавний кризис, по мнению Стросс-Кана, стал порождением финансового сектора, приобретшего за последние десятилетия спекулятивный характер. Примечательно, что в МВФ теперь уверены: финансовый сектор необходимо облагать налогами, чтобы переложить на него ту часть расходов, которая из-за его же рискованных операций легла на бюджеты государств и, как следствие, на население.

Стросс-Кан представил концепцию «глобализации с человеческим лицом», предполагающую более справедливое распределение доходов между странами: «Блага от экономического роста должны широко распределяться, а не просто присваиваться горсткой привилегированных людей». На мой взгляд, это вполне разумные рассуждения, учитывая то, что недавний кризис был преодолен лишь благодаря оперативному согласованию и координированию экономической политики всех стран. Взаимопомощь и поддержка развитых стран развивающихся залог прогрессивной, стабильной, сильной мировой экономики. Можно констатировать, что нынешний кризис наглядно продемонстрировал, что всё мировое хозяйство, включая валютно-финансовую систему, нуждается в рациональном совместном реформировании и последующем регулировании.

Однако, до реализации данной концепции дело так и не дошло. В начале мая 2011г. Д. Стросс-Кан был арестован и, хотя все обвинения в дальнейшем были сняты, ему пришлось покинуть пост главы МВФ. На смену ему пришла консерваторски настроенная Кристин Лагард. 

Информация о работе Международный валютный фонд