Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:23, реферат
МВФ был задуман как организация, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Основные цели деятельности МВФ прописаны в уставе и остаются неизменны, однако работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.
Сумма, которую страна может занять у МВФ — известна как лимит доступа, — меняется в зависимости от вида кредита, но обычно она является пропорциональной квоте страны в МВФ. В исключительных обстоятельствах этот лимит может быть превышен. Договоренность о кредите «стэнд-бай», гибкая кредитная линия и механизм расширенного кредитования не имеют заранее установленного верхнего предела.3
Новые льготные механизмы для стран с низкими доходами вступили в силу в январе 2010 года в рамках Трастового фонда в целях сокращения бедности и содействия экономическому росту и являются частью более широкой реформы с целью придать большую гибкость оказываемой Фондом финансовой поддержке и обеспечить ее большее соответствие различным потребностям стран с низкими доходами. Лимиты и нормы доступа были соответствующим образом удвоены относительно докризисных уровней. Условия финансирования стали более льготными, а процентная ставка пересматривается каждые два года.
Современная экономическая политика МВФ.
Рассмотрим подробнее современную политику экономического регулирования Международного Валютного Фонда. МВФ и ВБ самые важные финансовые институты, изначально созданные для содействия расширению и сбалансированному росту международной торговли, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-участников. Однако со временем они стали использоваться США в качестве инструмента геополитического влияния, ВБ и МВФ трансформировались, по мнению многих европейских и даже американских экономистов, в организации, занятые обслуживанием большого бизнеса и «богатых» государств. Частой критике подвергается современная политика кредитования МВФ.
Поначалу МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако начиная с 1970-х гг. произошло значительное расширение его кредитной деятельности. За 1947-2003 гг. МВФ предоставил кредиты странам-членам на сумму 277,9 млрд СДР (412,9 млрд долл. США) На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947- 1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые пришлось 56,4% суммы выданных кредитов. Однако кредитная поддержка МВФ не смогла предотвратить две девальвации доллараСША, утрату фунтом стерлингов роли резервной валюты и развал Бреттонвудской валютной системы.
С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на выравнивание платежных балансов и урегулирование внешней задолженности развивающихся стран. В 1967-1978 гг. доля этих стран в общей сумме кредитов составила 49,8%, в 1979-1990 гг. - 98,8%. После 1984 г. развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ. Расширение кредитования Фондом развивающихся стран в 70-е гг. было связано с ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. Развивающиеся страны - импортеры нефти получили в 1967-1978 гг. 49,0%, в 1979-1990 гг. - 93,1% и в 1991-2003 гг. - 91,6% всех кредитов МВФ.
В 80-е гг. валютные трудности развивающихся стран были также порождены кризисом внешней задолженности. Их требования увеличить кредитную помощь побудили Фонд значительно расширить свою кредитную деятельность. МВФ помог в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, а также активизировал кредитную поддержку государствам, приступившим к макроэкономическим и структурным реформам.
В конце
80-х был разработан и принят так
называемый Вашингтонский консенсус
– тип макроэкономической политики,
рекомендуемый руководством МВФ
и Всемирного банка к применению
в странах, испытывающих финансовый
и экономический кризис. Он предполагает,
прежде всего, приватизацию предприятий,
либерализацию цен и
В
1990-х гг. МВФ предоставлял кредиты
странам центральной и
Со временем
росло недовольство негативными
последствиями осуществления
Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рекомендаций МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек. В 1989 году МВФ предоставил Руанде займ при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну, в которой погибло более полутора миллионов человек. В 80-ые годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ начал активные действия: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились. В результате реформ полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств.4
Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.
Происходит повышение роли МВФ как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должников. Заключение страной-должником кредитного соглашения с
МВФ, главным элементом которого являются определенные экономические и политические условия (так называемый обусловленный кредит МВФ), предъявляемые данной стране Фондом в форме программы стабилизации экономики, служит для банков-кредиторов гарантией платежеспособности, достаточной для отсрочки погашения долгов и предоставления этой стране новых кредитов. Отказ страны выполнить условия МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку капиталов и, напротив, даже небольшой заем Фонда дает стране возможность получить более крупный кредит в банках.
Страны-члены
обязаны предоставлять МВФ
По мнению бывшего главного экономиста ВБ Джозефа Стиглица «…программам МВФ свойственна избыточная обусловленность, многие из условий, налагавшихся МВФ в периоды кризисов, не имели отношения к самим кризисам: во многих случаях они были откровенно политическими, в других случаях — усугубляли ситуацию». 5
При рассмотрении политики МВФ в условиях недавно разразившегося кризиса, мы наблюдаем ее «процикличный» характер. Страны-получатели кредита должны были отказаться от своей внутренней экономической политики и выполнять все новые требования. Вследствие выполнения требований ВБ и МВФ в ряде стран наблюдалось понижение уровня жизни и рост инфляции. Другими словами, программы МВФ были основаны на слишком завышенных ожиданиях экономического роста в тех или иных регионах. Парадоксально, но рекомендации МВФ странам – получателям помощи в большинстве случаев прямо противоположны антикризисной политике развитых государств, где практикуют контрциклические меры (падение спроса компенсируется возросшими государственными тратами за счет расширения дефицита бюджета и увеличения госдолга). Такая политика дала свой результат в США, ЕС и Китае, но своим заемщикам МВФ указал другой путь.
Не секрет, что эта политика МВФ результат того, что решения об оказании помощи принимаются США, ЕС и Японией, которые имеют большие доли. Голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение фонда например о выдаче кредитов странам. Это говорит о необходимости расширения прав и участия других стран в решениях международных экономических организаций.
В предкризисный период и тем более, в условиях разразившегося кризиса оказались неподходящими и малоэффективными международные механизмы призванные регулировать различные аспекты мировой экономики. Можно сделать вывод, что важнейшие международные экономические организации не обращали внимания на предпосылки финансово-экономического кризиса и продолжали свою политику.
4 апреля 2011г. на ежегодном заседании МВФ и Всемирного банка тогда ещё директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан выступил с сенсационным заявлением: «…до кризиса все были уверены, что знают, как надо управлять экономическими системами. Существовал «вашингтонский консенсус», который формулировал вполне конкретные правила валютной и налоговой политики. «Консенсус» обещал, что отмена госконтроля простимулирует экономический рост. Однако низкая инфляция, высокий экономический рост, слишком свободный и неподконтрольный финансовый рынок не гарантируют никаких позитивных эффектов. «Вашингтонский консенсус» с его упрощенными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади»6. В частности, по мнению главы МВФ, западный мир понял, что «финансовый сектор нуждается в серьезном хирургическом вмешательстве с точки зрения регулирования»7. Недавний кризис, по мнению Стросс-Кана, стал порождением финансового сектора, приобретшего за последние десятилетия спекулятивный характер. Примечательно, что в МВФ теперь уверены: финансовый сектор необходимо облагать налогами, чтобы переложить на него ту часть расходов, которая из-за его же рискованных операций легла на бюджеты государств и, как следствие, на население.
Стросс-Кан представил концепцию «глобализации с человеческим лицом», предполагающую более справедливое распределение доходов между странами: «Блага от экономического роста должны широко распределяться, а не просто присваиваться горсткой привилегированных людей». На мой взгляд, это вполне разумные рассуждения, учитывая то, что недавний кризис был преодолен лишь благодаря оперативному согласованию и координированию экономической политики всех стран. Взаимопомощь и поддержка развитых стран развивающихся залог прогрессивной, стабильной, сильной мировой экономики. Можно констатировать, что нынешний кризис наглядно продемонстрировал, что всё мировое хозяйство, включая валютно-финансовую систему, нуждается в рациональном совместном реформировании и последующем регулировании.
Однако, до реализации данной концепции дело так и не дошло. В начале мая 2011г. Д. Стросс-Кан был арестован и, хотя все обвинения в дальнейшем были сняты, ему пришлось покинуть пост главы МВФ. На смену ему пришла консерваторски настроенная Кристин Лагард.