Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:44, лекция

Краткое описание

Сущность и сегменты международного рынка услуг.
Особенности формирования и развития международного рынка услуг.
Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг.
Государственное регулирование международной торговли услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Международный рынок услуг.docx

— 69.25 Кб (Скачать файл)

 



Л-9. Мировая экономика. Международный рынок услуг.


Международный рынок услуг.

План:

  1. Сущность и сегменты международного рынка услуг.
  2. Особенности формирования и развития международного рынка услуг.
  3. Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг.
  4. Государственное регулирование международной торговли услуг.

1. Сущность и сегменты  международного рынка услуг.

       МТУ является неотъемлемой частью  международной торговли в целом. МТУ представляет собой специфическую  форму мирохозяйственных связей  по обмену услугами  между продавцами  и покупателями разных стран. Объектом МТУ является такой  специфический товар, как услуга. Услуга – это предмет труда  человека, направленный на удовлетворение  общественной потребности, произведенной  для обмена, но имеющий ряд  отличительных особенностей от  товара. 

   Можно  выделить следующие особенности:

1. услуга  производится и потребляется  одновременно, не подлежит хранению, неосязаема и невидима.

2. Торговля  услугами на мировом рынке  тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров.

3. Не все  виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в международную торговлю. Это в первую очередь касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

4. Международная торговля услугами  в большей степени, чем торговля  товарами, защищена государством  от иностранной конкуренции.

5. отсутствуют посредники.

6. экспорт осуществляется путем  непосредственного вывоза за  границу (воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), а также  посредством перемещения потребителя  услуг (нерезидента) в страну производителя  и временного перемещения за  границу физического лица –  поставщика услуг.

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые  услуги — 46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги  связи — 25 видов.

3. Строительные  и инжиниринговые услуги — 5 видов.

4. Дистрибьюторские  услуги — 5 видов.

5. Общеобразовательные  услуги — 5 видов.

6. Услуги  по защите окружающей среды  — 4 вида.

7. Финансовые  услуги, включая страхование, — 17 видов.

8. Услуги  по охране здоровья и социальные  услуги – 4 вида.

9. Туризм  и путешествия – 4 вида.

10. Услуги  в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

11.Транспортные  услуги – 33 вида.

12. Прочие  услуги.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:                                    

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с  международным движением капиталов, рабочей силы и  технологии;

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие нефинансовые услуги).

В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Так, по способам доставки потребителю услуги классифицируются на:

• услуги, связанные с инвестициями:

1) финансовые  услуги;

2) туристические  услуги;

• услуги, связанные с торговлей:

1) транспортные  и сопутствующие услуги:

(фрахт;  хранение и складирование; погрузочно-разгрузочные  работы;  сопровождение груза  в пути;  выполнение таможенных  формальностей;)

• услуги, связанные с инвестициями и торговлей:

1) бизнес-услуги: (маркетинговые исследования; аудит; консалтинг; страхование;  рекламные услуги;  арендные операции и т.д.)

2) связь;

3) строительство  и инженерно-консультационные услуги;

4) компьютерные  и информационные услуги;

5) культурные  услуги (проведение выставок, ярмарок).

Все перечисленные услуги, поступая на мировой рынок, образуют определенные сегменты, которые представлены в динамике таблицей.

Таблица. Объем и структура мирового экспорта услуг.

Сегмент мирового рынка услуг

1990г.

1996 г.

Прирост 1990-1996гг.

млрд долл.

%

млрд долл.

%

Экспорт услуг,

 

 всего

853,0

100

1309

100

48%

Фрахт и особые транспортные услуги

209,2

24,5

315

24

51%

Туризм

246,9

29

415,0

31,2

68%

Особые частные услуги (финансирование, бизнес-сервис)

349,9

41

530,0

41

52%

Другие официальные услуги

47

5,5

49,5

3,8

5%


 

 

2. Особенности формирования и  развития международного рынка  услуг.

 

В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Базой формирования последнего является сфера услуг, которая занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас примерно 70%, а развивающихся — 55%.

Особенно быстрый рост сферы услуг происходит во второй половине XX века. Это объясняется следующими факторами:

  • во-первых, производительность труда в материальном производстве в условиях НТП растет быстрыми темпами, что позволяет значительно сократить численность занятых в этой сфере;
  • во-вторых, дальнейшее углубление разделения труда ведет к развитию международных экономических связей стран и образованию новых видов деятельности и прежде всего в сфере услуг;
  • в-третьих, в последние десятилетия во многих странах мира достигнута высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. Практика показывает, что в этих условиях спрос растет прежде всего на услуги.

Рынок услуг отличается большим разнообразием и в свою очередь распадается на более узкие рынки: технологий, туризма, транспортных, информационных и других услуг. Структура рынка изменяется быстрыми темпами. За последние годы снизилась доля транспорта в мировом экспорте: фрахта — с 15,9% в 1975 г. до 12% в 1990 г.; остальных транспортных услуг — с г18,9% в 1975 г. до 15,9% в 1990 г. В то же время повышается доля туризма и таких современных видов услуг, как обмен технологиями, знаниями, опытом, информацией. Они являются наиболее динамичными во всем экспорте услуг. Особенность современного рынка услуг заключается в их диверсификации. Предлагая целые пакеты услуг, компании повышают свою конкурентоспособность, снижают риски от совершаемых операций. Многие виды услуг имеют тенденцию к объединению. Например, биржевые, страховые, банковские и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.

В последние годы доля развитых стран в мировой торговле услугами снижается, однако в настоящее время они являются основными экспортерами и импортерами услуг на мировом рынке. В целом мировой товарооборот услугами за 1980—1997 гг. возрос в три раза, составив к 1998 г. 2605 млрд. долл. На семь ведущих стран Запада приходится около 50% мирового оборота услуг. Доля развивающихся стран в международной торговле услугами постепенно растет, но большинство из них имеет отрицательное сальдо по этой позиции. Правда, некоторые из развивающихся стран являются не только крупными импортерами, но и экспортерами услуг. Например, Мексика предоставляет туристические услуги. Южная Корея — инжиниринговые и строительные услуги, Сингапур — финансовые услуги и т.д. Рассмотрим важнейшие виды услуг, представленные на мировом рынке.

Говоря о современной тенденции развития международной торговли технологиями, следует отметить следующее.

1. Обмен технологиями  все чаще рассматривается как  равноправная часть деловой стратегии предприятия. Например, продажа лицензий способствует торговле товарами за счет поставок комплектующих изделий или сырья, что является, в свою очередь, средством для проникновения на рынок ряда стран.

2. Все чаще  соглашения о передаче технологий  включают комплексное предоставление услуг, в том числе передачу know-how, патентных прав, конструкторской и технологической документации, выполнение работ типа «инжиниринг» и т.д.

З. Темпы роста торговли технологиями значительно опережают темпы роста торговли другими товарами. Ожидается, что в 2000 г. мировой оборот торговли лицензиями составит свыше 500 млрд долл. Причина столь быстрого развития международного рынка технологий заключается в высокой рентабельности торговли такими товарами. Так, при продаже технологий издержки обычно составляют не более 10-25% объемов реализации. )

4. Все чаще  на основе лицензионных соглашений  возникают и развиваются кооперационные  связи между фирмами.

5. Участие  в международной торговле технологиями  дает большие перспективы, но  требует тщательной проработки  соглашений и договоров. Квалификация специалистов при этом должна быть выше, чем при заключении сделок по экспорту-импорту традиционной продукции.

3. Основные виды внешнеторговых  сделок по купле-продаже услуг. Международный обмен научно-техническими знаниями.

Многообразие видов внешнеторговых сделок в мировой торговце находится в тесной взаимосвязи с предметом сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности,  аренда оборудования  и  т.д.),  его особенностями (сырьевые товары, готовая машинно-техническая продукция и т.п.) и организационными формами торговли на мировом рынке, а также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между внешнеторговыми партнерами.

К основным сделкам по купле-продаже услуг относятся:

1) операции  по техническому обслуживанию  и обеспечению запасными частями  машинно-технической продукции;

2) инжиниринг  или операции по торгово-инженерным  техническим услугам;

3) арендные  операции;

4) операции  по экспорту и импорту туристических  услуг (услуги по размещению туристов, услуги по обеспечению питания, услуги направленные на удовлетворение  деловых интересов туристов, участвующих  в конгрессах и т.п.);

5) консультационные   услуги   в   области   информатики   и совершенствования управления (аудиторские услуги, услуги по  менеджменту, маркетингу);

6) Операции  по обслуживанию товарооборота;

7) Торговля  результатами научно-технических  исследований.

Основной объем сделок по купле-продаже услуг осуществляется в рамках международного научно-технического обмена.

3.1. Международный  технологический обмен

Международный технологический обмен — это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.

Обычно процесс международной передачи технологии включает в себя:

а) отбор и приобретение технологии;

б) адаптацию и освоение приобретенной технологии;

в) развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной экономики.

Говоря о международном технологическом обмене, необходимо иметь четкое представление о том, что понимается под термином «технология». Итак, международные документы  ООН трактуют понятие  «технология»  как:  набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; материализованную  или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.

Современной торговле технологиями предшествовал длительный этап развития и революционных преобразований в науке, технике и производстве. В период, предшествующий промышленному перевороту, предпочтение отдавалось использованию новых технологий на собственных предприятиях и продаже новой продукции на рынке. Однако на рубеже XVIII—XIX веков владельцы новых технологий с учетом складывающейся финансовой, производственной и рыночной ситуации все чаще продавали свои изобретения, и только к середине XX века международный обмен технологиями вырос до объемов, позволивших выделить его в отдельную форму МЭО и говорить о возникновении мирового рынка технологий.

Существует много причин, обусловивших быстрое развитие международного обмена технологиями. Можно выделить два уровня предпосылок этого процесса:

1) на уровне страны  — это неравномерность развития  стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран — это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей;

2) на уровне организаций (фирм) приобретение  технологии способствует:

• решению конкретных экономических и научно-технических проблем;

Информация о работе Международный рынок услуг