Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:44, лекция
Сущность и сегменты международного рынка услуг.
Особенности формирования и развития международного рынка услуг.
Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг.
Государственное регулирование международной торговли услуг.
• преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия, недостатка производственных мощностей и иных ресурсов;
• получению новых стратегических возможностей развитии.
Таким образом, можно говорить о том, что от участи в МНТО страны получают определенные выгоды. Так, экономическая целесообразность экспорта технологий объясняется тем, что:
Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что:
1) импорт технологии — это доступ к новшествам высокого технического уровня;
2) это средство экономии затрат на НИОКР;
3) это средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт и одновременно обеспечения использования национального капитала и рабочей силы;
4) импорт технологии — это условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям, причем, как показывает опыт, во многих странах Доля изделий, выпускаемых по лицензии, в валютном экспорте превышает долю таких изделий в производстве;
5) импорт технологии — это гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца, что обеспечивает, как правило, техническую обработанность новшества.
Мировой рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития
Вышеизложенные аспекты целесообразности экспорта и импорта технологий определили возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий. Его субъектами выступают: государства, фирмы, университеты, фонды и физические лица (ученые и специалисты). Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной собственности в овеществленной форме (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).
Мировой рынок технологий неоднороден по своей структуре. Так, здесь можно выделить 4 сегмента.
1. Рынок патентов и лицензий (суммарный объем 30 млрд долл. в 1990 г.1)
2. Рынок науко-
и технологически емкой
3.
Рынок высокотехнологичного
4.
Рынок научно-технических
Наиболее весомую роль на всех сегментах мирового рынка технологий в последнее десятилетие играют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, на долю которых приходится более 60% международного технологического обмена. В целом на индустриальные страны приходится около 90% мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на данную сферу. На долю же развивающихся государств приходится всего около 10%.
Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность — 19%, общее машиностроение — 18%, химическую промышленность — 17,4%, транспортное машиностроение — 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.
Сложившийся на сегодняшний день мировой рынок технологий имеет свои особенности.
1 Мировой рынок технологий
способствует интеллектуализаци
2. Главными субъектами выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального.
3. Крупнейшие ТНК (например, «Кодак Истмен», «Боинг», «Форд Моторс» и др.) сосредотачивают исследования в своих руках, что способствует монополизации международного рынка технологий. Так, уровень монополистического контроля в области технологии достигает 80-90%, а расходы на НИОКР 300 ведущих ТНК мира в 1997 г. составили 216 млрд долларов.
4. Стратегия
поведения ТНК на мировом
5. Начиная с 80-х годов около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологий ТНК. На долю внутрикорпорационных поступлений приходится свыше 60% лицензионных поступлений промышленно-развитых стран: причем в США —6 80%, в Англии - 50%.
6. Технологический разрыв, существующий между различными группами стран, влечет за собой многоступенчатую структуру мирового рынка технологий:
а) высокие технологии (уникальные и прогрессии ные) обращаются между промышленно развитыми странами. Причем лидирующие позиции здесь принадлежат США, расходы на НИОКР которых составляют столько же, сколько у Германии, Франции, Англии, Италии и Японии вместе взятых (97 млрд долл. в 1997 г.);
б) низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии промышленно развитых стран являются новыми для развивающихся и бывших социалистических стран. Причем зачастую передаваемая сюда технология плохо приспособлена к возможностям этих стран, поскольку разработана применительно к уровню развития и структуре промышленно развитых стран с учетом развитой инфраструктуры и высококвалифицированного персонала.
Технологии, создаваемые в развитых странах, — трудо-и ресурсоемкие, но капиталосберегающие; технологии развивающихся стран — трудосберегающие, но ресурсе- и капиталоемкие. Таким образом, международная торговля технологиями на практике ограничена развитием адаптационных возможностей в их применении в той или иной стране. 7. Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования — Международный кодекс поведения в области передачи технологий; а также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).
3.2. Основные формы передачи научно-технических знаний
Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.
Наиболее распространены следующие основные каналы передачи технологии:
а) внутрифирменный — заграничным филиалам ТНК;
б) межфирменный — по лицензионным, кооперационным, управленческим и другим долгосрочным соглашениям с иностранными фирмами;
в) внешнеторговый — вместе с экспортными поставками машин, оборудования и другой промышленной продукции. Кроме того, различают две основных формы передачи технологии..
1. На некоммерческой основе, если между сторонами не возникает денежных обязательств. Таковыми являются:
• научно-технические публикации — научная, техническая и учебная литература, компьютерные банки данных, справочники и обзоры, технические стандарты и инструкции, фирменные каталоги и проспекты, патентные описания. Это старейшая форма распространения информации о результатах НИОКР, не связанных с секретами производства и патентоспособными изобретениями;
• личные контакты ученых и специалистов в ходе обмена информацией на международных конференциях, выставках, симпозиумах, семинарах, а также в результате командирования за границу, обучения, стажировок;
• одной из наиболее эффективных форм передачи технологии является миграция ученых и специалистов, так называемая «утечка умов».
В целом основной поток передачи технологий на некоммерческой основе — это фундаментальные НИОКР, деловые игры, научные открытия и запатентованные изобретения.
2 На коммерческой основе, когда покупатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технические знания Наиболее распространенной формой передачи научно технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий. Следует подчеркнуть, что некоммерческие формы передачи технологии осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации. Коммерческие формы передачи технологии оформляются в виде договора (как правило, лицензионный договор либо договор о совместном производстве, о научно-техническом сотрудничестве или договор купли-продажи).
Торговля лицензиями и ноу-хау
Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии или прав промышленной собственности) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т. п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение. Различают лицензии на запатентованные научно-технические разработки, а также беспатентные лицензии, когда продается научно-техническое открытие, авторство и новизна которого не зарегистрированы в соответствующих официальных учреждениях (например, «ноу-хау»).
В международной деловой практике торговля лицензиями и услугами ноу-хау является одним из наиболее взаимовыгодных видов коммерческой деятельности.
Торговля лицензиями означает разрешение на передачу прав и использование запатентованного изобретения или иного технического достижения, которое выдается покупателю (лицензиару) владельцем патента.
Запатентованные изобретения — это технические решения, защищенные действующими патентами в стране лицензиара или и стране лицензиата и в третьих странах. Патентом называется предоставленное государством изобретателю исключительное право производить, использовать и продавать свое изобретение и течение установленного с момента регистрации периода. Продолжительность его действия зависит от оплаты, последующих регулярных взносов, включая пошлину, уплаченную при регистрации изобретения. Для получения патента изобретатель может обратиться в патентное бюро.
Принято, что изобретение не может быть запатентовано, пока не будет доказана его новизна, а также то, что это изобретение или его использование не вступает в противоречие с законностью и моралью. Изобретение в области медицины или производства продуктов питания должно обладать иными свойствами, нежели ингредиенты, в него входящие.
Кроме изобретения патентуется торговая марка — буква, слово, эмблема или символ, используемые в качестве фирменного наименования при продаже товаров для указания на их производителя.
Торговая марка используется производителем для индивидуализации и рекламы своего товара и регистрируется в патентном бюро с одновременной уплатой регистрационной пошлины и последующих ежегодных взносов.
Регистрация обеспечивает защиту владельца торговой марки от неправомерного использования ее конкурентами. По договору франшизы владелец торговой марки передает право на ее использование другой фирме для производства и сбыта определенной продукции или услуг.
Франчайзинг - предоставление крупной «родительской» фирмой мелкой фирме права использования ее товарного знака, торговой марки или знака обслуживания.
Фирменное наименование — это название, под которым изделие (продукт) известно потребителю. Фирменное наименование также служит в целях индивидуализации товара и защищается свидетельством, как и торговая марка.
Торговля ноу-хау, т.е. техническими знаниями, опытом, навыками научного, технического, производственного, коммерческого и иного характера, выраженными в форме документации (не запатентованной в официальном порядке и не ставшей всеобщим достоянием), дополняется опытом специалиста — владельца ноу-хау, например, по осуществлению пуско-наладочных работ, процесса и изготовления продукции и т.д.
Лицензионный обмен осуществляется по двум каналам — во-первых, торговля «чистыми» лицензиями и, во-вторых, торговля сопутствующими (поставка машин, оборудования) лицензиями и ноу-хау.
При этом продажа лицензий предполагает передачу за вознаграждение и на определенный срок на основе лицензионных соглашений юридических прав на использование в производстве, при сооружении и реконструкции объектов и при выполнении других работ запатентованных изобретений.
Нелицензионная продажа сопутствующих лицензий и предоставление услуг ноу-хау осуществляется по контрактам при экспорте разрозненного или комплектного оборудования, строительстве и реконструкции объектов за рубежом, экспорте услуг типа «инжиниринг».
Стоимость лицензии или нелицензионного ноу-хау представляет собой сумму денежного вознаграждения, полученного лицензиаром от лицензиата за передачу соответствующей технологии, за весь период действий лицензионного соглашения или в соответствии с условиями контракта на поставку оборудования, сооружения предприятия или оказания инжиниринговых услуг.