Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:59, курсовая работа
В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.
Данная тема наиболее актуальна для российского предпринимательства, особенно к моменту завершения процесса приема России в члены ВТО.
Задачами работы являются определение сущности международных стандартов, понятие, цели и задачи. А так же рассмотрение этих стандартов на российских предприятиях.
Введение……………………………………………………..2 стр.
1.Международные стандарты……………………………...3 стр.
1.1 Понятия, цели, задачи…………………………………..3 стр.
1.2 Виды и положения международных стандартов……..5 стр.
2. Международный стандарт ISO 9000……………………7 стр.
3. Принципы системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9000………………………………………....16 стр.
4. Международный стандарт ISO 9000 в России и его влияние на конкурентоспособность……………………………………...26 стр.
Вывод……………………………………………………….32 стр.
Список используемой литературы……………………….33 стр.
В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.
Данная тема наиболее актуальна для российского предпринимательства, особенно к моменту завершения процесса приема России в члены ВТО.
Задачами работы являются определение сущности международных стандартов, понятие, цели и задачи. А так же рассмотрение этих стандартов на российских предприятиях.
Целью работы является определение уровня внедрения международных стандартов на российских предприятиях.
Объектом исследования в данной работе выступает система международных стандартов.
Предмет исследования - стандарт серии ISO 9000.
Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.
Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.
Цели международной стандартизации:
сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;
обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;
содействие международной торговле;
содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.
Основными задачами стандартизации являются:
установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;
формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.
Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их.
1.2
Виды и положения
Можно выделить следующие виды стандартов:
Основополагающий стандарт - нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться „другие стандарты.
Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.
Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).
Стандарт на продукцию, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только вышеуказанные требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т.д. Неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).
Стандарт на процесс, стандарт на услугу - это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.)
Стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например систему воздухоочистки, сигнализационную систему и т.п.
Положения могут носить методический или описательный характер.
Методические положения - это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, "методическим стандартом".
Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает "поведение" объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).
Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других - потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях.
2. Международный стандарт ISO 9000.
Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН по координации стандартов ООН. В том же году на заседании Генеральной ассамблеи был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.
Целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты.
Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации, наиболее представительные в области стандартизации. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции.
Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания технических комитетов их представители направляются только в качестве наблюдателей.
К руководящим органам ИСО относятся Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, Исполнительное бюро, техническое бюро, технические комитеты Совета, Центральный секретариат.
Должностными лицами ИСО являются президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь.
Генеральная ассамблея - высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов-членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В ходе проведения Генеральных ассамблей организуется обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации с участием ведущих специалистов промышленности.
В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого стоит президент. Совет состоит из 18 комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также председателей технических комитетов и др.
В настоящее время большинство стран мира применяют системы допусков и посадок ISO (International Organisation for Standartisation), которые созданы для возможной унификации национальных систем допусков и посадок.
В нашей стране переход на единую систему допусков и посадок и основные нормы взаимозаменяемости, которые основаны на стандартах и рекомендациях ISO, начался с 1977 г. Такой переход создает возможности для международной специализации и кооперирования при производстве деталей, сборочных единиц, технологической оснастки, машин и т. п.; обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке; обеспечивает эффективность научно-технического обмена между различными странами и др.
Допуски в любой системе устанавливаются для определенного диапазона размеров.
Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разработку международных стандартов по этой проблеме, известных как стандарты семейства 9000.
Для целей создания на предприятиях эффективных систем качества были разработаны стандарты ИСО 9004 и еще более 10 стандартов, которые выполняют роль пособий по разработке систем качества. Важнейшие три стандарта семейства ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 носят нормативный характер и служат целям внешней оценки системы качества потребителем или третьей стороной. Именно эти три стандарта приняты в России в качестве национальных стандартов, соответственно - ГОСТ Р ИСО 9001- 96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96.
Разработка Международных стандартов ИСО серии 9000 создала единую нормативную базу для сертификации систем качества во многих странах. По оценкам экспертов в мире сегодня сертифицировано по ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003 свыше 200 тыс. компаний и фирм. К проведению сертификации систем качества западные компании побуждают такие факторы, как стремление к повышению конкурентоспособности, требования заказчика (потребителя), льготное кредитование и страхование, возможность получения госзаказа, улучшения качества продукции и работ, сокращение издержек, а также сокращение аудиторских проверок потребителем.
Эффективность работы предприятий, внедривших систему качества по ИСО 9000, как правило, в 2—3 раза выше, чем у их конкурентов, не использующих эту систему.
Концентрированный международный опыт управления качеством продукции на предприятиях использован в международных стандартах по управлению качеством. Во многих странах эти стандарты приняты в качестве национальных. В зарубежной практике международные стандарты управления качеством применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества у поставщика.
В марте 1987 г. Международная организация по стандартизации (15О) приняла комплекс международных стандартов серии 9000 «Управление качеством продукции»: 9000—9004. В международных стандартах версии 1987 г. были сформулированы основные принципы систем качества, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Прежде всего установлено, что- система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижения поставленных целей в области качества. Поэтому первичным считается формулирование и документальное оформление высшими руководителями предприятия политики в области качества. Руководство должно обеспечить понимание этой политики, ее проведение и внедрение на всех уровнях организации.
Следующая версия международных стандартов датируется 1994 г., когда был принят стандарт 15О 9000—1:1994. Структурно эти стандарты повторяют версию 1987 г., однако число документов было увеличено за счет введения дополнительных частей в стандарты ISO 9000 и ISO 9004. Хронологически эта версия стандартов принималась с 1991 по 1997 г. Одна из важнейших особенностей этой версии международных стандартов заключается в том, что их объектами наряду с продукцией стали также услуги и программные средства.
В декабре 2000 г. Международная организация по стандартизации опубликовала стандарты серии 9000 версии 2000 г. В их состав вошли:
• ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
• ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования;
• ISO 9004 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.
Особенностью этой версии международных стандартов стало то, что требования к системе качества установлены только в одном стандарте — ISO 9001, охватывающего все стадии жизненного цикла. При переводе версии стандартов 2000 г. применили термин «менеджмент» вместо «управление». Под менеджментом здесь понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
В стандартах дается обоснование необходимости создания систем менеджмента качества, которые могут содействовать организации в повышении удовлетворенности потребителей. Система менеджмента качества дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.