Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:38, курсовая работа
Основная цель региональной политики- свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, а также групп стран. Средства и формы региональной политики в большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения и т.п. Цель моей курсовой работы заключается в изучении понятий региональной политики. Раскрыть сущность и причины появления межрегиональных различий экономики Казахстана.
Введение
ГЛАВА 1. Межрегиональные различия: сущность и причины появления
ГЛАВА 2. Анализ показателей регионального развития в РК
2.1 Валовый региональный продукт
2.2 Различия в денежных доходах и расходах населения регионов
2.3 Инвестиционная привлекательность регионов
Заключение
Список используемой литературы
Сегодня необходимо срочно
упорядочить государственное
К сожалению, отношение центра к регионам сегодня самое пренебрежительное. Сегодня центр практически не оказывает поддержку отдельным предприятиям («поддержка» чаще выражается в приватизации, банкротстве или реабилитации), а если и оказывает, то это поддержка, но не на развитие территории. Естественно, такая политика не способствует выходу регионов из кризиса. И причина здесь одна – нарушены не только законы развития общества и его экономической базы, но и законы территориального развития. Необходимо сформировать политику собственно территориального развития, проводить ее в соответствии с целью развития и имеющимися политическими, организационными, материальными и финансовыми возможностями государства и регионов.
Свидетельством отсутствия эффективной политики территориального развития и проблемой, препятствующей общеэкономическому развитию, выступает резкая дифференциация регионов по развитию, несмотря на унитарный принцип государства, подразумевающий более жесткий механизм перераспределения доходов и расходов между бюджетами областей по сравнению с федеративным государством. Причем в течение последних нескольких лет тенденция эта имела место к углублению.
Наименьшее падение объема производства ВВП на душу населения в наблюдалось в Алматинской, Восточно-Казахстанской и Жезказаганской областях, наибольшее – в Тургайской, Талдыкорганской и Жамбылской областях. В Атырауской и Мангистауской областях наблюдается устойчивый рост объемов производства ВВП на душу населения. В Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Джезказганской, Кызылординской, Талдыкорганской и Южно-Казахстанской областях в 1995г. отмечен рост этого показателя.
Глубина спада промышленности по регионам колебалась от 10 до 75%. Уровень среднедушевых денежных доходов по регионам различается в 6 раз, а уровень безработицы почти в 50. Регионы благополучные соседствуют с регионами, находящимися в тяжелом положении (Алматы и Алматинская область, Караганда и Павлодар, Актюбинск и Кзыл-Орда, Тургайская и Акмолинская).
Характерной тенденцией
становится нарастающая обособленность
региональных рынков. Об этом свидетельствуют
большой разброс цен и
ГЛАВА 2. Анализ регионального развития РК
2.1 Валовый региональный продукт
Территориальное разделение труда и структура экономики регионов наиболее полно характеризуются такими обобщающими показателями, как объем валового регионального продукта (ВРП) и производство его на душу населения. По производству ВРП на душу населения между областями страны существуют значительные различия. Так, в 2000 году разница между максимальной (Атырауская область – 581,7 тыс. тенге) и минимальной (Жамбыльская область – 50,2 тыс. тенге) величиной ВРП на душу населения составила 11,6 раза.(Агентство РК по статистике)
Лидерами по производству ВРП на душу населения в 2000 году являются Атырауская и Мангистауская области, которые в течение последних лет занимают соответственно первое и второе места среди областей по этому показателю. Для этих двух областей в производстве ВРП составляет 17 %. Основную массу добавленной стоимости производит промышленность.
Павлодарская, Карагандинская
и Восточно-Казахстанская облас
Города столичного типа – Алматы и Астана производят 19,5 % ВРП. По производству ВРП на душу населения они занимают третье и четвертое места соответственно. Основная масса добавленной стоимости в г. Алматы производится в секторе услуг (86,9 %), в г. Астане бурно развивается строительство, составляющее в производстве добавленной стоимости 35,9 %
Среднюю группу областей занимают Западно-Казахстанская, Актюбинская, Кустанайская и Северо-Казахстанская области. Вместе они производят 19,0 % ВРП.
Наиболее низкие показатели по производству ВРП на душу населения имеют Акмолинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области. Эти области производят вместе всего 17,8 % ВРП. (www.minfin.kz)
ВРП Казахстана за первый квартал 2009 года
Объем произведенного валового регионального продукта Казахстана за первый квартал 2009 года в текущих ценах составил 3 055 263,8 млн. Тенге. В производстве валового регионального продукта наибольшую долю занимает г. Алматы – 19,9%, наименьшую Северо-Казахстанская область – 1,9%. Валовой региональный продукт на душу населения составил 193 тыс. тенге, наиболее высокие его объемы наблюдаются в Атырауской (733,3 тыс. тенге), Мангистауской (449,4 тыс. тенге) областях и городах Алматы (442,2 тыс. тенге) и Астана (404,6 тыс. тенге). (Агентство РК по статистике )
Распределение областей республики неравномерно. Феномен высокого ВРП почти всех областей Западного региона объясняется концентрацией предприятий по добыче нефти и газа. Вместе с тем все области этого региона неблагополучны в широком социально-экономическом аспекте. Здесь тяжелые природно-климатические условия, высокая стоимость жизни, в последние годы в сельских районах резко возросла безработица и начался интенсивный отток населения в областные центры, малые города и столицу, а также за пределы республики. (см. приложение 2)
2.2 Различия в денежных доходах и расходах населения регионов
Различия между регионами по уровню среднедушевых денежных доходов населения достигает 3,2 раза. Максимальные денежные доходы в 2000 году получали жители г. Алматы, минимальные- Алматинской области, за период январь- август 2001 года, соответственно, Атырауской и Южно-Казахстанской областей. Сохраняется значительная дифференциация денежных доходов не только между регионами, но и внутри них. В западных областях разрыв между максимальным и минимальным уровнями дохода составил 3,4 раза, в северных- 2,1, в восточных- 1,4.
Вместе с тем в регионах с высокими денежными доходами высок размер прожиточного минимума, с низкими- соответственно ниже в сравнении со среднереспубликанским показателем. Так, величина прожиточного минимума в расчете на один месяц во втором квартале 2001 года составила по стране 4761 тенге, тогда как в Атырауской области-5517 тенге, в Южно-Казахстанской области- 3767 тенге.
Также значительна дифференциация регионов по уровню средней заработной платы. Наивысший уровень сложился в Мангистауской и Атырауской областях, самый низкий- в Акмолинской, Жамбылской и Алматинской областях.
Не достигает
В среднем по республике в структуре расходов населения во втором квартале 2001 года 85,2 % приходилось на потребительские расходы. При этом их значение по регионам колеблется от 78,1 % в Северо-Казахстанской области до 97,4 % в Мангистауской области. (Агентство РК по статистике)
Наблюдается заметная дифференциация по регионам республики и по доле платных услуг в структуре потребительских расходов, и по расходов на приобретение продовольственных товаров.
В 2002 году в стране доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, уменьшилась, составив 24,2 процента, ниже продовольственной корзины – 8,9 процента. Это существенно меньше, чем в предыдущие годы. Одновременное снижение показателей глубины и остроты бедности свидетельствует, что доходы бедных домашних хозяйств растут, и разница в доходах между самими домашними хозяйствами становится меньше, сообщает КазИнформ со ссылкой на Агентство РК по статистике.
Коэффициент Джини является наиболее часто используемым показателем неравенства и измеряет степень удаленности фактической линии распределения доходов от линии полного равенства. Рост индекса Джини с 1996 года показывает тенденцию концентрации доходов у более богатого населения. Хотя некоторое снижение его в 2002 году может свидетельствовать о замедлении процесса концентрации доходов у более богатого населения. Следует отметить, что по настоящему богатые люди в выборку домашних хозяйств не попадают, как и нищие, бездомные. В 2002 году снизился и коэффициент фондов. По данным обследований домашних хозяйств доходы у 10 процентов наименее обеспеченного населения выросли в большей степени, чем у 10 процентов наиболее обеспеченного.
В 2002 году наблюдается снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума почти во всех регионах. Межрегиональные различия по распространенности бедности на территории Казахстана существенны и связаны как с дифференциацией доходов, так и с величиной прожиточного минимума в регионах. Наибольшая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2002 году приходится на Мангистаускую (34,1 %), Алматинскую (36,3 %), Жамбыльскую (35,8 %), Атыраускую (34,1 %) области. Наименьшая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, как и ранее, отмечается в городах Астана (2,2 %) и Алматы (4,1 %).
Наибольший удельный вес низкодоходного населения отмечается в сельской местности. Такая ситуация наблюдается во всех регионах республики. При этом в наибольшей степени это относится к Мангистауской (84,6 %), Кызылординской (48,0 %), Атырауской (44,4 %) и Актюбинской (43,8 %) областям. В целом по республике доля бедного населения (с доходами ниже прожиточного минимума) в 2002 году по сравнению с 2001 годом в городе снизилась с 20 % до 15,6 %, а в селе- с 38,5 % до 34,7 %. (www.statbase.kz)
Показатель «длительность пребывания в бедности» позволяет проследить динамику пребывания в бедности наблюдаемых домохозяйств. Результаты наблюдений показывают, что в 2002 году, в течение всего года в бедности пребывало только 6,4 % домохозяйств (в 2001 году- 7 %). В подавляющем большинстве это многочисленные хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет. Среди домашних хозяйств, пребывающих в бедности в течении всего года, было 85,7 % домохозяйств с детьми.
Среднемесячные номинальные доходы на душу населения Республики Казахстан в I квартале 2007 года составили 21217 тенге и увеличились по сравнению с I кварталам 2006 года на 28,7 %, при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 8,1%. В реальном выражении денежные доходы населения по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года возросли на 19,0 % ( см. приложение 3)
2.3 Инвестиционная привлекательность регионов Казахстана
Инвестиционный климат- понятие очень сложное, многоплановое. Правительство Казахстана уделяет значительное внимание таким направлениям, как инвестирование экономики регионов, выравнивание межрегиональных различий, преодоление кризисных явлений и отставания в экономическом развитии отдельных регионов. Поэтому Казахстан является наиболее инвестиционно привлекательным государством СНГ.
По оценке журнала «Euromoney», по уровню инвестиционной привлекательности Казахстан занимает 81-ое место в мире.
За 10 лет независимости страна прошла дальше в рыночных преобразованиях, чем другие страны СНГ. Благодаря реформам, Казахстан смог сохранить стабильность и добиться устойчивых темпов экономического роста. Так, по оценкам ЕБРР, Казахстан занял первое место среди стран СНГ и третье- среди стран Восточной Европы и Балтии по объемам привлекаемых иностранных инвестиций.
По степени благоприятности инвестиционно-налогового законодательства с нашей Республикой могут сравниться лишь некоторые российские регионы. Как правило, это свободные экономические зоны, например, Новгородская и Калининградская области. В своей инвестиционной политике Казахстан взял ориентир на создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. Именно поэтому доля иностранных инвестиций в экономику Казахстана более чем в три раза выше, нежели чем в России. Как заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, с начала 2001 года Казахстан имеет совершенно адекватную западным стандартам финансовую систему. "Мы приняли весьма либеральное налоговое законодательство, средняя ставка подоходного налога у нас - 8,5 процента". Кроме того, НДС снижен с 20% до 15%.
В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована на добывающую промышленность, в первую очередь, нефтяную.
Наибольшая доля инвестиций была вложена в пять регионов. Это так называемые переинвестированные регионы, из которых четыре - Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области - являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи. К ним близка ещё одна нефтегазодобывающая область - Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18% инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51% всех инвестиций Республики.
Напротив, в пятёрку привлекательных регионов, где сосредоточено 57% инвестиционного потенциала (город Алматы, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области), за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана. (журнал «Эксперт»)
Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее привлекательных регионов в плане инвестиций. По оценке ЕБРР, по инвестиционному потенциалу ВКО занимает 3-е место в государстве, а, с учетом рисков, по инвестиционной привлекательности область находится на 10-ом месте. Кстати, на вышеназванной конференции ученые отметили, что научный анализ региональных инвестиционно-экономических проблем - это цивилизованный путь социально-экономического выздоровления любого региона.
У инвестиционного климата Казахстана есть свои особенности, значительно отличающиеся от российских. В России существует закономерность: чем выше потенциал региона, тем, как правило, ниже риск. В Казахстане же увеличение инвестиционного потенциала сопровождается ростом рисков. Если в России коэффициент корреляции рангов потенциала и риска регионов составляет 0,41, то в Казахстане он прямо противоположен - -0,39. А если не учитывать Алматы, который по всем позициям представляет собой исключение из общереспубликанской экономики, как и Москва в России, то значение коэффициента корреляции рангов для регионов Казахстана составит -0,65.