Межрегиональные различия экономики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель региональной политики- свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, а также групп стран. Средства и формы региональной политики в большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения и т.п. Цель моей курсовой работы заключается в изучении понятий региональной политики. Раскрыть сущность и причины появления межрегиональных различий экономики Казахстана.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Межрегиональные различия: сущность и причины появления
ГЛАВА 2. Анализ показателей регионального развития в РК
2.1 Валовый региональный продукт
2.2 Различия в денежных доходах и расходах населения регионов
2.3 Инвестиционная привлекательность регионов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Разный характер формирования инвестиционного климата можно  объяснить, во-первых, различной ролью  государства в инвестиционном процессе. В Казахстане государство более  целенаправленно проводит политику создания благоприятных условий для инвесторов в экономически менее развитых регионах.

Во-вторых, важную роль играют различия в экономической структуре  регионов России и Казахстана. В  России для большинства регионов, имеющих высокий инвестиционный потенциал, характерен заметный уровень развития "верхних" этажей экономики - обрабатывающей промышленности, сферы обслуживания, научно-технического комплекса. В Казахстане "по российскому типу" инвестиционный климат формируется лишь в Алматы. Для Казахстана более характерным является сосредоточение инвестиционного потенциала в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Общеизвестно, что такая структура экономики, как правило, сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами риска (в России аналогичная ситуация складывается в Красноярском крае, Челябинской и Оренбургской областях, Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе.)

Однако формальное сведение риска и потенциала не избавляет  инвестора от сложного выбора. Он может  вкладывать деньги либо в более прибыльные сферы, находящиеся в регионах с повышенными рисками инвестирования, либо в менее эффективные проекты, но в более "спокойных" для инвестора регионах.

Кроме Алматы, обладающего  особо благоприятным инвестиционным климатом, остальные регионы Казахстана распределились по трем основным группам. Каждая из этих групп отличается своеобразием инвестиционного климата.

В первую группу, с высоким потенциалом и высоким риском, вошли два наиболее промышленно развитых региона - Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. Несколько более благоприятные условия для инвесторов созданы в Карагандинской области. Улучшения инвестиционного климата в этих регионах возможно достичь, прежде всего, путем кардинального улучшения состояния окружающей среды. Так, по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Казахстана, среди промышленно развитых регионов Республики на долю этих регионов приходится более половины всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Карагандинская область - 47,7%, Восточно-Казахстанская - 10,4%).

Напротив, ограниченный инвестиционный потенциал, правда, в сочетании с наиболее низким риском, имеет наиболее многочисленная группа казахстанских регионов, объединяющая Астану, Актюбинскую, Жамбылскую, Западно-Казахстанскую, Кызылординскую, Мангистаускую, Северо-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области. Эту группу возглавляет новая казахстанская столица - Астана. Как и в России, столица имеет минимальный риск, обойдя по этому параметру даже Алматы. После переноса столицы экономика этого города развивалась бурными темпами, Астана была буквально обречена на инвестиционную активность. Тут проявились следствия ограниченного потенциала: развитие инфраструктуры не успевает за бурным ростом. Коммунальное хозяйство новых районов столицы не централизовано, возникают проблемы и с водным обеспечением.

Остальные регионы группы специализируются, в основном, на сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Поэтому улучшение инвестиционного  климата в этих регионах должно быть связано с повышением их потенциала на основе развития перерабатывающих отраслей.

Оптимальное для условий Казахстана положение занимает группа, включающая Павлодарскую, Костанайскую, Атыраускую и Алматинскую области. Для них характерно сочетание достаточно высокого потенциала и умеренного риска. Лидером этой группы является Павлодарская область. Сбалансированная структура экономики, представленная как добывающими, так и обрабатывающими отраслями, в сочетании с политикой местных властей по созданию благоприятной среды для развития бизнеса, делают этот регион весьма привлекательным для инвесторов. Достаточно сказать, что Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса включило Павлодарскую область, наряду с Астаной и Алматы, в группу с наиболее высокими показателями развития предпринимательства.

Поскольку Казахстан  является унитарным государством, то правила игры для инвестора определяются на общегосударственном уровне и  примерно одинаковы во всех регионах. Следовательно, межрегиональные различия в уровне инвестиционного риска не столь существенны, как в России. Поэтому при оценке инвестиционной привлекательности регионов Казахстана основное внимание уделяется инвестиционному потенциалу.

Наиболее привлекательной  для инвесторов является мощная минерально-сырьевая база Казахстана, а также тяжелая промышленность и достаточно квалифицированные трудовые ресурсы. Поэтому в первую половину рейтинга вошли регионы, где присутствуют все эти факторы.

Алматы, несмотря на потерю своего столичного статуса, остается непререкаемым лидером по инвестиционному потенциалу. Город обладает наиболее мощным трудовым, потребительским и инфраструктурным потенциалом, является финансовой столицей Казахстана. Впрочем, следует иметь в виду, что прекрасные финансовые показатели Алматы во многом основаны на том, что здесь располагаются центральные офисы всех крупнейших компаний (ситуация аналогична московской). Реальные же инвестиции вкладываются в регионы, где расположено производство. Эти, в известном смысле "виртуальные", или "офисные", инвестиции сейчас начинают медленно перетекать в новую столицу - Астану.

Следующую группу составляют ресурсно-обеспеченные и наиболее промышленно  развитые крупные области - Карагандинская и Восточно-Казахстанская. Карагандинская область является угольно-металлургической базой, а Восточно-Казахстанская - базой цветной металлургии страны. Большой отрыв потенциала этих двух регионов отчасти обусловлен тем, что в состав Карагандинской области недавно вошла Джезказганская, а в состав Восточно-Казахстанской - Семипалатинская.

Далее со значительным, почти  двухкратным, отрывом по доле в общереспубликанском  потенциале следует основная группа регионов во главе с Павлодарской областью. Несмотря на небольшую численность  населения, эта область занимает монопольное положение в целом ряде производств (более 35% общего объема по Республике Казахстан): угледобыче, выработке электроэнергии, производстве глинозема, ферросплавов и выпуске тракторов. В области достаточно хорошо выстроена инфраструктура, развиты институты рыночной экономики, высокое качество трудовых ресурсов. По данным Института географии РАН, территория Павлодарской области обладает лучшими в Казахстане природно-климатическими условиями для жизни населения.

У близкой по инвестиционному  потенциалу Костанайской области высокий ресурсно-сырьевой потенциал. Здесь добывается 100% казахстанских бокситов и 83% железной руды. В Атырауской области сосредоточена большая часть нефтедобычи и производства серы, а в наиболее населенной Южно-Казахстанской области находятся самые крупные мощности по нефтепереработке.

Первую половину рейтинга замыкает Астана. По численности населения  она занимает предпоследнее место (на последнем Мангистауская область). Несмотря на это, у столицы высокий  инновационный и инфраструктурный потенциал. Доходы населения здесь достаточно высоки, поэтому относительно высок и потребительский потенциал.

У Акмолинской области  неплохой инфраструктурный и инновационный  потенциал, у Алматы - трудовой, а  у Северо-Казахстанской - инфраструктурный, кроме того, она занимает пятое место в Республике по уровню монополизма. В Кызылординской области относительно высок уровень телефонизации. Несмотря на низкий суммарный инвестиционный потенциал, Мангистауская область отличается интенсивным развитием малого бизнеса. В Жамбылской области добывается весь казахстанский барит, а в Актюбинской - вся хромитовая руда и производится более четверти ферросплавов. В Западно-Казахстанской области добывается более половины газа республики.

Группировка регионов в  рейтинге оказалась тесно связана с их географическим положением. Инвестиционный потенциал Республики естественным образом распределен по пяти основным зонам:

1.Центрально-Восточная  зона (Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская области) концентрирует более 30% инвестиционного потенциала Казахстана. Здесь наибольший интерес для инвесторов представляют угледобыча, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение.

2. Юго-Восточная  зона (Алматы и Алматинская область) - на ее долю приходится около 25% инвестиционного потенциала Республики. В этой зоне развиты пищевая, легкая, фармацевтическая промышленность и машиностроение. Зона характеризуется высоким потребительским потенциалом и развитой рыночной инфраструктурой.

3. Северная  зона (Астана, Акмолинская, Костанайская и Северо-Казахстанская области) - 18% инвестиционного потенциала Казахстана. У этой зоны наиболее выгодное транспортно-географическое положение и развитая инфраструктура экономики. Здесь добываются бокситы и железная руда. Растет потребительский потенциал. Интерес для инвестора представляет и сельское хозяйство.

4. Западная  зона (Актюбинская, Атырауская, Мангистауская и Западно-Казахстанская области) - 16% общереспубликанского потенциала. Прежде всего, это зона нефтегазовых ресурсов и нефтегазодобычи, роль которой в экономике Казахстана постоянно растет.

5. Южная зона (Кызылординская, Жамбыльская и Южно-Казахстанская области) - 11% общего потенциала. Здесь развиты сельское хозяйство, нефтепереработка, пищевая и химическая промышленность, добывается золото и барит. ( см. приложение 4)

Еще один фактор, небезразличный инвестору, - насколько регион уже  освоен конкурентами, насколько он насыщен деньгами. Как уже отмечалось, в унитарном государстве, к которым  относится Казахстан, значительную часть инвестиционных рисков берет на себя центральная власть. Она же в значительной степени и определяет региональную инвестиционную политику.

В Казахстане успешно  работает созданный 5 лет назад Совет  иностранных инвесторов. На заседаниях этого консультативно-совещательного органа обсуждаются с участием президента страны как оперативные, так и стратегические вопросы развития инвестиционного процесса. Совет иностранных инвесторов регулярно вносит на рассмотрение главы государства предложения по совершенствованию законодательства, оптимизации взаимодействия между органами власти и бизнесом. Все конструктивные предложения учитываются в дальнейшей работе. Например, к разработке нового закона "Об инвестициях» широко привлекались представители инвестиционного сообщества. В обновленном законе сохранены оправдавшие себя положения прежнего закона, учтен международный опыт стимулирования инвестиций, предусмотрена поддержка в равной степени как отечественных, так и иностранных инвесторов. По оценкам участников первого Казахстанского инвестиционного форума Консорциумом казахстанских и зарубежных инвесторов, новый закон дает четкие гарантии правовой защищенности инвесторов и будет способствовать росту деловой активности в стране.

В ближайшие пять лет  предполагается обеспечить рост экономики на 30%, то есть ежегодный темп роста должен быть не ниже 5%; в промышленности обеспечить рост более 42%; инфляцию в конце пятилетки снизить до 3,6%, а дефицит бюджета снизить до 1,3%. Конечно, чтобы решить поставленные задачи, необходимо в этом документе обозначить основные приоритеты экономической и индустриальной политики. Это, по-прежнему, обеспечение высоких темпов добычи нефти и газа. По-прежнему будет опора в ближайшие пять лет на традиционные для экономики Казахстана отрасли - нефтегазовый сектор и горнометаллургические комплексы. Будет обеспечиваться рост переработки нефти и газа, сельхозпродукции, обеспечиваться быстрое развитие нефтегазового машиностроения, нефтехимии и других отраслей нашей экономики.

В сегодняшнем мире правительство практически любого государства стремится привлечь как можно больше капиталовложений из-за рубежа, ведь благодаря инвестициям создаются новые рабочие места, а это, в свою очередь, способствует росту благосостояния населения. Поэтому Казахстан тоже активно приглашает к себе инвесторов. Только здесь возникает вопрос - насколько хотят иностранные предприниматели вкладывать свои деньги в Казахстан.

 

Заключение

 

Во всех странах мира на социально-экономическое развитие регионов оказывают влияние различия в географическом положении, природно-климатических условиях, демографической ситуации, истории развития и другие факторы.

Каждое государство  стремится улучшать жизненный уровень  в отсталых регионах, то есть проводить  региональную политику, направленную на выравнивание условий и возможностей для их социально-экономического развития, и тем самым способствовать повышению уровня и качества человеческого потенциала.

Региональная политика в развитых странах – основное средство государственного регулирования развития социально – экономических процессов в проблемных регионах для устранения социальной и экономической напряженности.

Современное состояние  развития регионов в Казахстане отражает основные особенности переходного  периода.

Свидетельством отсутствия эффективной политики территориального развития и проблемой, препятствующей общеэкономическому развитию, выступает резкая дифференциация регионов по развитию, несмотря на унитарный принцип государства, подразумевающий более жесткий механизм перераспределения доходов и расходов между бюджетами областей по сравнению с федеративным государством. Причем в течение последних нескольких лет тенденция эта имела место к углублению.

Развивающаяся система  регулирования регионального развития и региональной политики становится важнейшим фактором успеха всего процесса устойчивого развития республики.

Сегодня необходимо срочно упорядочить государственное регулирование  территориального развития. Результатом  этого упорядочения, основанного  на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система экономического и организационно –правового механизма , способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах Казахстана, ее регионов, ее народа.

Целью региональной политики нашего государства является эффективное  использование потенциала ресурсов, природных и человеческих, устранение неприемлемых различий в экономическом  благосостоянии регионов.

Информация о работе Межрегиональные различия экономики РК