Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является изучение денежно-кредитной системы как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- определить сущность денежно-кредитной системы и ее цели;
- рассмотреть механизм функционирования денежно-кредитной системы;
- выявить воздействие денежно-кредитной системы на реальный сектор экономики;
- определить направления по совершенствованию денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение
3
1.
Сущность, цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы

5
1.1
Сущность денежно-кредитной системы государства
5
1.2
Цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы
9
1.3
Типы денежных систем
11
2.
Национальный банк РБ и его роль в формировании денежно-кредитной системы страны

13
3.
Денежно-кредитная система страны и ее воздействие на реальный сектор экономики

16
3.1
Теоретическая основа трансмиссии
16
3.2
Воздействие на реальный сектор экономики денежно-кредитной системы

17
4.
Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта

22
4.1
Процесс становления денежно-кредитной политики в РБ
22
4.2
Основные направления по совершенствованию денежно-кредитной системы страны

23
4.3
Основные показатели эффективности проведения ДКП за 2009 – 2011 гг.
27

Заключение
32

Список используемых источников
34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Канал процентных ставок, или процентный канал, указанный еще в работах Дж. М. Кейнса, традиционно считается главным каналом трансмиссионного механизма и описывает влияние центрального банка на экономику через регулирование процентных ставок (рис.3.2).

Экономика находится в равновесном состоянии . Увеличение центральным банком предложения денег приводит к установлению нового равновесия с более низкой процентной ставкой. Это провоцирует рост инвестиций, что увеличивает совокупный спрос и, соответственно, выпуск продукции.

 

Рис. 3.2. Влияние увеличения денежного предложения на объем инвестиций

 

Так работает процентный канал: увеличение денежной массы -снижение процентной ставки – рост инвестиций в экономику – увеличение совокупного спроса и производства [10, c.324].

Однако на практике множество конкретных условий влияют на денежную трансмиссию. Среди них можно назвать:

- степень чувствительности  размера инвестиций к процентной  ставке (графически это угол наклона IS), сложившийся под влиянием различных  факторов в данной стране;

- наличие рисков инфляции, провоцируемых проведением экспансионистской  денежно-кредитной политики;

- возможность попадания  в «ловушку ликвидности», когда  увеличение денежной массы не  ведет к росту выпуска продукции. Экономика в этом случае находится  на кейнсианском, вертикальном участке AS;

- различие мотивов субъектов, предъявляющих спрос на деньги. Субъекты рыночной экономики  не всегда стремятся осуществлять  инвестиции или вкладывать деньги  в финансовые активы для получения  прибыли (спекулятивный мотив), им также нужны денежные средства для совершения текущих сделок (транзакционный мотив). Кроме того, субъектами может двигать мотив предосторожности, предполагающий хранение суммы денег для непредвиденных обстоятельств в будущем. В двух последних случаях изменение процентной ставки никак не влияет на выпуск продукции. Склонность субъектов к тому или иному мотиву определяется его личными ощущениями, степенью доверия к государству.

С каналом процентной ставки тесно связан кредитный канал, который работает благодаря тому, что с расширением денежного предложения центральным банком в первую очередь увеличивается объем избыточных резервов коммерческих банков. Соответственно, с ростом объема ликвидных средств коммерческие банки расширяют предложение кредитных ресурсов. Данный механизм наиболее вероятен в экономике, в которой банки являются основным источником заемных средств для фирм.

Схема функционирования канала банковского кредитования может быть представлена таким образом: увеличение денежной массы – увеличение избыточных резервов коммерческих банков – расширение банковского кредитования – рост инвестиций в экономику – увеличение совокупного спроса и производства [10, c.341].

На практике реакция банков на изменение процентной ставки не столь однозначна. Они увеличивают кредитование домашних хозяйств только в случае уверенности их кредитоспособности, что определяется стабильностью работы всей национальной экономики.

Существует и ряд других путей, посредством которых денежно-кредитная политика может влиять на цены и объем производства. В частности, канал валютного курса отражает воздействие монетарной политики на совокупный спрос и производство через изменение курса национальной валюты. Чем выше реальный валютный курс, тем быстрее происходит падение чистого экспорта. Поскольку «чистый экспорт является неотъемлемой составляющей валового внутреннего продукта, то уменьшение первого неминуемо ведет к сокращению второго (при условии, что другие компоненты ВВП не изменяются)» [14, 112]. Схема функционирования данного канала такова: увеличение денежной массы – понижение внутренней процентной ставки – снижение обменного курса национальной валюты – рост чистого экспорта – увеличение совокупного спроса и производства. Однако на практике государство воздействует на экспорт прямыми и косвенными методами в зависимости от сложившейся экономической обстановки в стране, и не всегда колебания валютного курса оказывают решающее воздействие на объем экспорта.

Можно сделать вывод, что при анализе денежной трансмиссии необходимо ориентироваться на множество параметров, среди которых: сложившийся инвестиционный климат в стране, уровень развития банковской системы, личные предпочтения и ожидания субъектов экономики, степень независимости Центрального Банка при принятии решений относительно проведения денежно-кредитной политики. Таким образом, функционирование трансмиссионного механизма невозможно рассматривать отдельно, без учета условий, сложившихся в конкретной экономической системе.

 Анализ показал, что деловая активность субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь теснейшим образом связана с эффективностью функционирования денежно-кредитной системы. Для стимулирования развития реального сектора национальной экономики предприятиям различных форм собственности должны быть созданы макроэкономические условия, позволяющие эффективно функционировать и получать прибыль, достаточную для удовлетворения собственных потребностей и нужд государственного бюджета. Реальность создания благоприятных макроэкономических условий зависит от реформирования денежно-кредитного механизма в соответствии с потребностями переходной экономики на основе эффективного регулирования размера денежной массы[8, c.443].

Необходимо также усилить стимулирующее воздействие на реальный сектор экономики учетной ставки Национального банка РБ и активно использовать ее для регулирования скорости оборота денежной массы и повышения коэффициента монетизации валового внутреннего продукта. С этой целью необходимо вывести эту ставку на положительный уровень по отношению не к официальным, а реальным темпам инфляции. При наличии трудностей в исчислении таких темпов можно руководствоваться динамикой курса белорусского рубля на межбанковском рынке за достаточно длительный промежуток времени. Необходимо также развивать и диверсифицировать инструменты финансового рынка с установлением их доходности в зависимости от степени ликвидности: чем менее ликвиден финансовый инструмент, тем большей доходностью он должен обладать. Расширять денежную массу целесообразно только за счет новых платежных средств, которые будут меньше давить на рынок и сдерживать темпы инфляции[ 23, c.644].

В состав денежных агрегатов следует включить государственные ценные бумаги и прежде всего государственные краткосрочные обязательства. При этом следует учитывать “пирамидальный” характер этих обязательств, то есть однажды покупатели могут потерять доверие к этой форме заимствования средств, бюджет окажется не в состоянии погасить их все возрастающую сумму, что приведет к серьезному финансовому кризису в стране. Необходимо отказаться от практики скупки Национальным банком РБ государственных ценных бумаг на первичном рынке. Такой способ финансирования дефицита бюджета нельзя назвать неинфляционным. Не случайно в Европейском Сообществе центральным банкам не разрешены прямое кредитование правительства и покупка государственных ценных бумаг на первичном рынке. Это означает по сути дела накачку экономики “пустыми” деньгами, которую не могут позволить себе страны, осуществляющие достаточно жесткую денежно-кредитную политику[ 11, c.8-11].

Другой чрезвычайно важной мерой усиления влияния денежно-кредитной системы на развитие реального сектора является использование централизованных льготных кредитов только на цели радикального изменения структуры промышленного производства, но не на жилищное строительство и не на текущую поддержку сельскохозяйственных производителей. Если Национальный банк и правительство решаются на дополнительную денежную эмиссию, то вызываемая этим фактором дополнительная инфляция должна компенсироваться хотя бы надеждой на преобразование реального сектора белорусской экономики в высокоэффективный по мировым стандартам сегмент международного разделения труда.

 

 

 

 

 

4 Меры по совершенствованию  денежно-кредитной системы страны  с учетом мирового опыта

 

4.1  Проблемы денежно-кредитной системы в РБ

 

В ближайшем десятилетии в Белоруссии должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики. Следует остановиться на некоторых проблемах денежно-кредитной политики по подробней [9, c.14-15]. Итак:

1. В настоящее время  РБ как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.

2. В настоящее время белорусская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Национальный Банк вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом. В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Национальным Банком иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. Тем не менее в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики.

3. В последние годы  наблюдается ослабление краткосрочной  взаимосвязи между денежными  агрегатами и индексом потребительских  цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Национального Банка . Тем не менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Национального Банка и последующий мониторинг ее показателей.

4. Зависимость белорусской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Национального Банка страны действиями Правительства РБ в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.

 

4.2 Основные направления по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта

 

Денежно–кредитная политика Республики Беларусь в 2011-2015 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы[3].

 Социально–экономическое  развитие страны в 2011-2015 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития[4].

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011-2012 год рост реального валового внутреннего продукта (далее — ВВП) составит 109 — 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения — 108 — 109,5 процента, инвестиций в основной капитал — 116 — 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 — 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 — 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 — 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.

 В 2011-2015 гг. денежно–кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетная цель денежно–кредитной политики — обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики [3].

Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно–кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.

Информация о работе Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта