Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и прогнозирование государственной торговли в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить государственные торговые предприятия и их роль в экономике.
2. Проанализировать результаты работы государственного торгового предприятия УП «Универмаг Беларусь».
3. Изучить основные направления развития УП «Универмаг Беларусь».
Из изложенного можно сделать некоторые выводы.
1. В долгосрочной перспективе
проблему государственной
2. Создание и развитие
Вопросы, на которые с использованием базы данных нужно получить ответы, таковы:
- какая доля внутренних и международных рынков контролируется ГТП?
- какова динамика этих долей в определенный период времени?
- какие основные причины обусловливают создание ГТП?
Формы государственного регулирования торговли в Республике Беларусь определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:
- сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;
- лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;
- квотирование поставок товаров;
- формирование товарных ресурсов
Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.
В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены:
- соблюдение равенства прав
субъектов торговли на
- исключение неправомерности
- приоритет экономических
- обеспечение условий для
- ограничение, пресечение и предупреждение
монополистической
Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли. [2]
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью - 260 м2 на 1 тыс. чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания - не менее 15 мест на 1 тыс. чел. Для потребительской кооперации этот норматив установлен в размере не менее 12 мест на 1 тыс. чел.
В современных экономических условиях основными принципами государственного регулирования торговли будут проведение единой торговой политики, координация вопросов развития торговой деятельности и обеспечения равных прав субъектов хозяйствования на осуществление торговли, совершенствование правового регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка, обеспечение в равной степени защиты прав и законных интересов потребителей.
Система государственного регулирования торговли будет направлена на:
- развитие и укрепление
- формирование оптимальной
- формирование товарных
- защиту внутреннего рынка от
необоснованного импорта
- централизацию товарных
- совершенствование порядка и механизмов, лицензирования, кредитования, квотирования с учетом отраслевых особенностей;
- регулирование привлечения
- формирование финансово-
- повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, улучшение качества торгового обслуживания населения, сокращение издержек обращения при реализации товаров;
- поддержку инвестиционной
- эффективный контроль за
Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона РБ «О торговле» от 28. 07. 2003г. №231-3, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года "О защите прав потребителей" от 2002 г., N 10, и других актов законодательства.
Правила торговли - единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание (торгово-производственную деятельность).
Правила торговли подразделяются на правила торговли отдельными видами товаров и правила торговли, осуществляемой в формах, предусмотренных статьей 11 Закона.
К основным полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли относятся:
- принятие в пределах его
компетенции нормативных
- разработка и реализация республиканских долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;
- координация деятельности
- создание и ведение торгового реестра в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
- формирование товарных
- обобщение опыта применения законодательства о торговле, разработка предложений по его совершенствованию;
- осуществление
- применение к субъектам
- осуществление мониторинга
- иные полномочия в
К основным полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли относятся:
- разработка и реализация
- принятие в пределах их
- формирование товарных
- осуществление
- применение к субъектам
- иные полномочия в
Государственными органами в пределах их полномочий в области торговли последовательно и на системной основе проводится работа по:
- созданию условий для
- поддержке инвестиционной
- привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;
- осуществлению программ
- поддержке и развитию
- формированию стабилизационных фондов товаров;
- приватизации объектов
- освоению экономически мало эффективных торговых зон, расположенных в отдельных местах проживания граждан или приложения их труда, труднодоступных населенных пунктах, экологически неблагоприятных районах;
- созданию и развитию отраслевых и территориальных ассоциаций, союзов торговых организаций;
- стимулированию торговли
Государственные органы содействуют субъектам торговли в развитии устойчивой и эффективной системы товародвижения, выполнении работ, оказании услуг потребителям и стимулировании их деятельности.
Таким образом, государственные торговые предприятия играли существенную роль в мировой торговле в течение многих десятилетий. Они признаются правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО и, в частности, положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве законных участников международной торговли. Однако деятельность государственных торговых предприятий вызывает серьезную озабоченность у сторонников либерального международного торгового режима.
Унитарное коммунальное предприятие «Универмаг Беларусь» является одним из крупнейших универмагов г. Минска. Своих первых покупателей универмаг принял 8 июня 1978 года. Само по себе появление такого объекта в столице Беларуси было событием не только республиканского, но и всесоюзного масштаба того времени.
В своей деятельности
Целью деятельности УП «Универмаг Беларусь» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
УП осуществляет следующие виды деятельности:
УП вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке установленном законодательством Республики Беларусь.