Место и роль государственных торговых организаций в развитии обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и прогнозирование государственной торговли в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить государственные торговые предприятия и их роль в экономике.
2. Проанализировать результаты работы государственного торгового предприятия УП «Универмаг Беларусь».
3. Изучить основные направления развития УП «Универмаг Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Из изложенного можно сделать некоторые выводы.

1. В долгосрочной перспективе  проблему государственной торговли  нужно рассматривать в контексте  политики конкуренции и правительственных  закупок. Идентификация и контроль действий ГТП могут быть недостаточными и для того, чтобы предотвратить искажения на внутреннем и иностранном рынках. Применение правил, которые гарантируют, что правительственные агентства будут работать на рынках в условиях справедливой конкуренции, является соответствующей долгосрочной целью для многосторонней торговой системы.

2. Создание и развитие глобальной  базы данных по ГТП могло  бы стать первым шагом к  оценке их важности и влияния  на торговлю сельскохозяйственными  товарами.

Вопросы, на которые с использованием базы данных нужно получить ответы, таковы:

-  какая доля внутренних и международных рынков контролируется ГТП?

- какова динамика этих долей в определенный период времени?

- какие основные причины обусловливают создание ГТП?

 

1.2 Государственное регулирование  торговли в

Республике Беларусь

 

Формы государственного регулирования торговли в Республике Беларусь определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:

- сертификация, техническое нормирование  и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;

- лицензирование торговли в  случаях и в порядке, предусмотренных  законодательством;

- квотирование поставок товаров;

- формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций. [2]

Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.

В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены:

-  соблюдение равенства прав  субъектов торговли на осуществление  торговли;

- исключение неправомерности вмешательства  государственных органов в их  деятельность;

- приоритет экономических методов  государственного регулирования торговли над административными;

- обеспечение условий для реализации  права на свободу выбора торгового  партнера и товара;

- ограничение, пресечение и предупреждение  монополистической деятельности, создание  равных условий для развития  свободной конкуренции; защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей.

Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли. [2]

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью - 260 м2 на 1 тыс. чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания - не менее 15 мест на 1 тыс. чел. Для потребительской кооперации этот норматив установлен в размере не менее 12 мест на 1 тыс. чел.

В современных экономических условиях основными принципами государственного регулирования торговли будут проведение единой торговой политики, координация вопросов развития торговой деятельности и обеспечения равных прав субъектов хозяйствования на осуществление торговли, совершенствование правового регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка, обеспечение в равной степени защиты прав и законных интересов потребителей.

Система государственного регулирования торговли будет направлена на:

- развитие и укрепление нормативной  правовой базы в сфере торговой  деятельности;

- формирование оптимальной конкурентной  среды;

- формирование товарных ресурсов  для внутреннего рынка;

- защиту внутреннего рынка от  необоснованного импорта товаров  и недобросовестной конкуренции;

- централизацию товарных ресурсов, необходимых для обеспечения  государственных нужд;

- совершенствование порядка и  механизмов, лицензирования, кредитования, квотирования с учетом отраслевых особенностей;

- регулирование привлечения иностранных  инвестиций в сферу торговли;

- формирование финансово-торговых  структур, включающих финансово-кредитные  организации и производственно-торговые  объединения;

- повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, улучшение качества торгового обслуживания населения, сокращение издержек обращения при реализации товаров;

- поддержку инвестиционной деятельности в отрасли, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, внедрения новых технологий в торговый процесс и обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий;

- эффективный контроль за осуществлением  торговой деятельности, соблюдением прав и интересов потребителей.

Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона РБ «О торговле» от 28. 07. 2003г. №231-3, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года "О защите прав потребителей"  от 2002 г., N 10, и других актов законодательства.

Правила торговли - единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание (торгово-производственную деятельность).

Правила торговли подразделяются на правила торговли отдельными видами товаров и правила торговли, осуществляемой в формах, предусмотренных статьей 11 Закона.

К основным полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли относятся:

- принятие в пределах его  компетенции нормативных правовых  актов, регулирующих отношения в  области торговли;

- разработка и реализация республиканских долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;

- координация деятельности республиканских  органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных  органов в области торговли;

- создание и ведение торгового  реестра в порядке, определяемом  Советом Министров Республики  Беларусь;

- формирование товарных ресурсов, обеспечение проведения закупочных  и товарных интервенций;

- обобщение опыта применения  законодательства о торговле, разработка предложений по его совершенствованию;

- осуществление государственного  контроля в области торговли;

- применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства  Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

- осуществление мониторинга конъюнктуры  внутренней и внешней торговли, распространение полученной информации  среди заинтересованных субъектов  торговли;

- иные полномочия в соответствии  с законодательством.

К основным полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли относятся:

- разработка и реализация программ  развития торговли на территории  соответствующих административно-территориальных  единиц;

- принятие в пределах их компетенции  нормативных правовых актов, регулирующих  отношения в области торговли  на территории соответствующих  административно-территориальных единиц;

- формирование товарных ресурсов  для административно-территориальных  единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;

- осуществление государственного  контроля в области торговли;

- применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства  Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях  и порядке, установленных законодательными актами;

- иные полномочия в соответствии  с законодательством.

Государственными органами в пределах их полномочий в области торговли последовательно и на системной основе проводится работа по:

- созданию условий для эффективной  деятельности субъектов торговли;

- поддержке инвестиционной деятельности, включая приобретение новой торговой  техники и оборудования, осуществление  и внедрение научных исследований, а также внедрение новых технологических  процессов;

- привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;

- осуществлению программ демонополизации  торговли;

- поддержке и развитию предпринимательства;

- формированию стабилизационных  фондов товаров;

- приватизации объектов торговли;

- освоению экономически мало  эффективных торговых зон, расположенных  в отдельных местах проживания  граждан или приложения их  труда, труднодоступных населенных  пунктах, экологически неблагоприятных  районах;

- созданию и развитию отраслевых и территориальных ассоциаций, союзов торговых организаций;

- стимулированию торговли посредством  размещения государственных заказов, субсидирования и иного экономического  стимулирования в соответствии  с законодательством.

Государственные органы содействуют субъектам торговли в развитии устойчивой и эффективной системы товародвижения, выполнении работ, оказании услуг потребителям и стимулировании их деятельности.

Таким образом, государственные торговые предприятия играли существенную роль в мировой торговле в течение многих десятилетий. Они признаются правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО и, в частности, положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве законных участников международной торговли. Однако деятельность государственных торговых предприятий вызывает серьезную озабоченность у сторонников либерального международного торгового режима.

 

2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УП «УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ»

 

2.1 Организационно - экономическая характеристика УП «Универмаг Беларусь»

 

Унитарное коммунальное предприятие «Универмаг Беларусь» является одним из крупнейших универмагов г. Минска. Своих первых покупателей универмаг принял 8 июня 1978 года. Само по себе появление такого объекта в столице Беларуси было событием не только республиканского, но и всесоюзного масштаба того времени.

 В своей деятельности предприятие  УП «Универмаг Беларусь» подведомственно  Главному управлению потребительского  рынка Мингорисполкома. Имущество  предприятия находится в коммунальной собственности г. Минска, право собственника, которого осуществляет Минский городской совет депутатов в лице минского городского исполнительного комитета. Форма собственности предприятия – государственная.

Целью деятельности УП «Универмаг Беларусь» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.

УП осуществляет следующие виды деятельности:

  • оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации;
  • розничная торговля косметическими товарами и туалетными принадлежностями;
  • розничная торговля через палатки, ларьки, киоски;
  • розничная торговля на рынках;
  • прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
  • хранение и складирование;
  • эксплуатация и сдача внаем собственного имущества;
  • прочая коммерческая деятельность.

УП вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке установленном законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Место и роль государственных торговых организаций в развитии обслуживания населения