Место и роль государственных торговых организаций в развитии обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и прогнозирование государственной торговли в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить государственные торговые предприятия и их роль в экономике.
2. Проанализировать результаты работы государственного торгового предприятия УП «Универмаг Беларусь».
3. Изучить основные направления развития УП «Универмаг Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

УП несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Финансовый год УП «Универмаг Беларусь» соответствует календарному.

Чистая прибыль УП «Универмаг Беларусь» поступает в его распоряжение и направляется на формирование фондов УП «Универмаг Беларусь», в том числе резервного.

Площадь базы УП «Универмаг Беларусь» составляет 7 563,98 квадратных метра.

Руководство УП «Универмаг Беларусь» осуществляет директор. В подчинении у которого находится шесть заместителей. Основными отделами УП «Универмаг Беларусь» являются: коммерческий отдел, склады, 2 товарных отдела, отдел организации торговли, экономический отдел, отдел хозяйственного обеспечения.

Большое внимание на УП «Универмаг Беларусь» уделяется кадровому составу, рациональной организационной структуре управления, развитию персонала, этике менеджмента, социальному обеспечению работников.

Работа кадровой службы предприятия осуществляется в соответствии с «Программой по реализации кадровой политики в УП «Универмаг Беларусь». Важнейшей задачей и основной целью всей этой работы остаётся всемерное содействие развитию и формированию в структурных подразделений универмага успешно и стабильно работающих коллективов.

Формой регулирования трудовых отношений на предприятии выступает коллективный договор, заключенный между профсоюзным комитетом УП «Универмаг Беларусь», представляющим интересы членов профсоюза (работников) в лице председателя профсоюзного комитета и УП «Универмаг Беларусь» в лице генерального директора.

 

 

 

2.2 Оценка эффективности деятельности УП «Универмаг Беларусь»

 

Об основных результатах деятельности предприятия за отчетный год можно судить по финансовым показателям.

Динамика основных показателей хозяйственной деятельности приведена таблица 2.1.

 

Таблица 2.1 - Основные показатели экономической деятельности УП «Универмаг Беларусь», млн. р.

Показатели

Период

Отклонение, +/-

Темп изменения, %

 

2010 год

2011 год

 

 

1

2

3

4

5

Выручка        от        реализации товаров, работ, услуг     

92145

106735

+14590

115,8

Себестоимость реализованных товаров

60674

69652

+8978

114,8

Доходы от реализации товаров

в % к товарообороту

16736

18,1

19159

17,9

+2423

-0,2

114,5

98,9

Расходы на реализацию товаров

в % к товарообороту

14697

15,9

16792

15,7

+2095

-0,2

114,2

98,7

Прибыль от реализации товаров

в % к товарообороту

2042

2,2

2367

2,2

+325

-

115,9

100

Сальдо внереализационных операций

-1280

-1404

+124

-

Операционные доходы за минусом расходов

160

23

-137

14,4

Прибыль за отчетный период

в % к товарообороту

922

1,0

1194

1,1

+272

+0,1

129,5

110

Чистая прибыль

73

83

+10

113,7

Среднесписочная численность, чел

1072

1075

+3

100,2

Розничный    товарооборот    на одного работника

85,9

99,3

+13,4

115,6

Прибыль на одного работника

0,8

1,1

+0,3

137,5

Рентабельность товарооборота, %

1,0

1,1

+0,1

113,7


 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Из приведенных данных видно, что общий объем товарооборота в действующих ценах в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,8%, а розничный товарооборот в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрос на 17,1%.

Доходы от реализации товаров в 2010 году составили 17136 млн. р., а в 2011году-19159 млн. р., что на 2423 млн. р. больше.

Расходы на реализацию товаров увеличились в абсолютном размере на 2095 млн. р. а их уровень уменьшился на 0,2%.

Уровень прибыли от реализации остался на прежнем уровне и в 2011 году был равен 2,2%.

Абсолютный размер прибыли за отчетный период  увеличился с 922 млн. р. до 1194 млн. р., ее уровень увеличился с 1% до 1,1%.

В настоящее время руководители всех структурных подразделений универмага, и особенно товарных отделов, в своей работе с кадрами уделяют постоянное внимание именно категории работников со стажем от 1 года до 3.

Возможности для надлежащей организации их профессионального становления имеются на данном предприятии за счёт организации наставничества и внутриорганизационного обучения..

Все работающие в универмаге в настоящее время распределены по следующим профессионально-должностным категориям (табл. 2.2):

 

Таблица 2.2 - Структура персонала УП «Универмаг Беларусь» по  профессионально-должностным категориям

Категория

Количество, чел.

Удел.вес в общем кол-во. %

Руководители

203

17,8

Специалисты

101

8,8

Служащие

28

2,4

Продавцы

523

45,7

Кладовщики

110

9,6

Грузчики

24

2,1

Уборщики

64

5,6

Другие категории

91

8,0


 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Среди работников универмага по состоянию на 01.01.2009г. мужчины составляли 13,7%, женщины – 86,3% .

На предприятии установлена рабочая неделя продолжительностью 40 часов для работников с нормальными условиями труда. С учетом действующих норм трудового законодательства установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 21 календарный день.

Вопросы применения форм, систем и размеров труда, материального стимулирования, выплат вознаграждений, доплат, надбавок и индексации заработной платы рассматривает и утверждает директор в УП «Универмаг Беларусь» предварительно согласовав их с профсоюзным комитетом в УП «Универмаг Беларусь». Оплата труда производится в пределах средств, заработанных трудовым коллективом. При расчете окладов работников общества пользуются Единой тарифной сеткой РБ.

Тарификация работ и присвоение разрядов рабочим, специалистам осуществляется по Единому тарифно-квалификационному справочнику должностей, осуществляет индексацию заработной платы исходя из публикуемого Правительством индекса цен (при наличии средств). Руководство УП «Универмаг Беларусь» периодически повышает зарплату работникам предприятия, увязывая ее с ростом товарооборота, прибыли, качеством обслуживания. Оплата труда работника в УП «Универмаг Беларусь» определяется его личным трудовым вкладом и предельными размерами не ограничивается. В  УП «Универмаг Беларусь» премирует работников за текущие результаты работы, вознаграждает по итогам работы за год, поощряет за высокие достижения и выполнения отдельных заданий. За работу в  выходные и праздничные дни установлена доплата.

Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Результаты данного анализа представим в таблице 2.3.

        Таблица 2.3 - Товарный баланс по УП «Универмаг Беларусь»

Показатель

За 2010 год

За

2011 год

Отклонение (+, -)

Повлияло на динамику товарооборота

Товарные запасы на начало года

8736

7212

-1524

-1524

Поступление товаров

93040

107784

+14744

+14744

Прочее выбытие товаров

2419

2479

+60

- 60

Товарные запасы на конец года

7212

5782

-1430

+1430

Розничная реализация товаров

92145

106735

+14590

+ 14590

прочее выбытие товаров в % к объёму их поступления

2,6

2,3

-0,3


 

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Таким образом, по сравнению с 2010 годом объём товарооборота увеличился за счёт роста поступления товара (+14744 млн.р.) и снижения товарных запасов на конец года (+1430 млн.р.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате снижения товарных запасов на начало года (-1524 млн.р.) и роста прочего выбытия товаров (+60 млн.р.).

Динамика прибыли УП «Универмаг «Беларусь» приведена таблица 2.4.

 

Таблица 2.4 - Основные показатели прибыли УП «Универмаг Беларусь», млн. р.

Показатели

Период

Отклонение,

+/-

Темп изменения, %

 

2010 год

2011 год

 

 

1

2

3

4

5

Выручка        от        реализации товаров, работ, услуг     

92145

106735

+14590

115,8

Себестоимость реализованных товаров

60674

69652

+8978

114,8

Доходы от реализации товаров

в % к товарообороту

16736

18,1

19159

17,9

+2423

-0,2

114,5

98,9

Расходы на реализацию товаров

в % к товарообороту

14697

15,9

16792

15,7

+2095

-0,2

114,2

98,7

Прибыль от реализации товаров

в % к товарообороту

2042

2,2

2367

2,2

+325

-

115,9

100

Сальдо внереализационных операций

-1280

-1404

+124

-

Операционные доходы за минусом расходов

160

23

-137

14,4

Прибыль за отчетный период

в % к товарообороту

922

1,0

1194

1,1

+272

+0,1

129,5

110

Чистая прибыль

73

83

+10

113,7

Рентабельность товарооборота, %

1,0

1,1

+0,1

113,7


 

Из приведенных данных видно, что уровень прибыли от реализации остался на прежнем уровне и в 2011 году был равен 2,2%.

Абсолютный размер прибыли за отчетный период  увеличился с 922 млн. р. до 1194 млн. р., ее уровень увеличился с 1% до 1,1%.

Проиллюстрируем данные изменения на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Динамика структуры прибыли

 

Таблица 2.5 - Анализ структуры прибыли УП «Универмаг Беларусь», млн. р.

№ пп

Наименование показателей

 

За отчетный период

За соответствующий период прошлого года

абсолютное значение, млн. руб.

удельный вес, %

абсолютное значение, млн. руб.

удельный вес, %

1

2

 

3

4

5

6

1

Прибыль (убыток) отчетного периода (Ф2 стр.200)

 

                     1 194

100,0

                      922

100,0

1.1

прибыль (убыток) от реализации (Ф2 стр.060)

 

                     2 367

198,2

                   2 042

221,5

1.2

прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов  
(Ф2 стр.120)

                        231

19,3

                      160

17,4

1.3

прибыль (убыток) от внереализационных доходов и  
расходов (Ф2 стр.160)

                    -1 404

-117,6

                  -1 280

-138,8

2

Налоги, сборы, платежи из прибыли (Ф2 стр.210)

 

                     1 024

85,8

                      850

92,2

3

Прочие расходы и платежи из прибыли (Ф2 стр.220)

 

                         87

7,3

                         -1

-0,1

4

Резервные фонды (Ф3 стр.021 гр.4)

 

                          -  

0,0

                      200

21,7

5

Распределенная прибыль (Ф3 стр.061)

 

                          -  

0,0

                   1 120

121,5

6

Нераспределенная прибыль (Ф3 стр.066)

 

                         90

7,5

                          3

0,3

Информация о работе Место и роль государственных торговых организаций в развитии обслуживания населения