Место и роль монополии на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Абсолютная (чистая) монополия – редкое для хозяйственной практики явление. Однако довольно часто приходится сталкиваться с монопольным влиянием, более реальными рыночными структурами монополистической конкуренции и олигополии. В этой связи анализ модели чистой монополии оказывается чрезвычайно полезным в аспекте исследования поведения обладающих рыночной властью организаций и уяснения причин и целей государственного вмешательства в работу рынка.

Содержание

Введение: формирование монополии стр.3

Основная часть: поведение фирм-монополистов на рынке и экономические последствия монополии стр.5

Заключение: необходимость антимонопольного регулирования стр.9

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль монополии на рынке.docx

— 35.44 Кб (Скачать файл)

 

 На первый взгляд  кажется, что кривая предельных  издержек чистой монополии будет  одновременно и ее кривой предложения.  Но это неверно. У чистой  монополии нет кривой предложения.  Причина состоит в том, что  отношение между ценой и предлагаемым  объемом продукции может быть  различным. Цена и предлагаемый  объем зависят от расположения  кривой спроса и, следовательно,  от расположения кривой предельного  дохода. Как и конкурентная фирма,  монополия уравнивает предельный  доход с предельными издержками, но для монополии предельный  доход меньше цены. Поскольку  монополия не уравнивает предельные  издержки с ценой, вполне возможно, что различные условия спроса  приведут к различным максимизирующим  прибыль ценам для того же  объема продукции. Таким образом,  не существует единственной, уникальной  цены, связанной с объемом произведенной  продукции, и поэтому у чистой  монополии нет кривой предложения.

 

 Нужно также подчеркнуть,  что чистая монополия не гарантирует  экономических прибылей. Если ситуация  со спросом и издержками, с  которой сталкивается монополист, не так благоприятна, как показанная  на рис. 2 (более низкий спрос  при относительно высоких издержках), то могут возникнуть убытки  в краткосрочном периоде (рис. 3).

 

^ Экономические последствия  монополии 

 

 Современные экономисты  считают, что распространение  монополии снижает экономическую  эффективность по следующим причинам:

 

^ 1) нерациональное использование  общественных ресурсов; производственная  неэффективность

 

 Следствием свободной  конкуренции по праву можно  считать и производственную эффективность,  и эффективность размещения общественных  ресурсов.

 

 Производственная эффективность  достигается тем, что предприятия,  стремясь удержаться на рынке,  работают при оптимальной норме  выработки, когда удельные издержки  производства – минимальны. Цена  продукта при этом находится  на низшем уровне, согласующемся  со средними валовыми издержками. Эффективность размещения ресурсов  отражается в том, что производство  в условиях конкуренции происходит  до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для  общества) была бы равна предельным  издержкам (менее альтернативной  продукции, от которой отказалось  общество, производя любой данный  товар).

 

 При тех же издержках  фирма, действующая в условиях  чистой монополии, достигнет намного  менее желательных результатов.  Монополисту выгоднее продавать  меньший объем продукции и  назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий  производитель. Это приводит к  тому, что ресурсы общества используются  не в полном объеме, и при  этом часть продукции, необходимая  обществу не производится. Количество  выпускаемой продукции не доходит  до точки, соответствующей минимальным  средним валовым издержкам, вследствие  чего производство осуществляется  не с минимально возможными  при данном уровне технологии  издержками.

 

 Таким образом, ни  производственная эффективность,  ни эффективность размещения  ресурсов недостижимы при монополистических  рынках.

 

^ 2) Неравенство в распределении  дохода 

 

 В большинстве случаев  монополии в бизнесе способствуют  неравенству в распределении  дохода. Пользуясь своей властью  над рынком, монополии назначают  более высокие цены, чем назначила  бы конкурентная фирма, имеющая  те же издержки производства; они также могут наложить на  потребителя «частный налог»  и получить значительную экономическую  прибыль. Эта прибыль монополий  распределяется среди узкого  круга владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся  к группе с высокими доходами. Таким образом. Владельцы монополистических  предприятий обогащаются за счет  остальных слоев общества.

 

 Исключение6 если покупатель продукции монополии богаче, чем ее владельцы, монополия может сократить неравенство доходов. Несомненно, некоторые монополии, производящие продукцию, имеющую международный спрос, такую, как металлы, бананы и кофе, перераспределяют мировой доход, забирая что-то у богатых потребляющих стран для более бедных развивающихся стран. Но, как правило, монополия способствует неравенству распределения доходов.

 

^ 3) Высокий уровень производственных  издержек

 

 Согласно традиционной  теории предложения, все фирмы  всегда действуют в соответствии  со своими кривыми минимально  возможных издержек. Монополист, в  отсутствие какого-либо конкурентного  давления, побуждающего минимизировать  издержки, может производить любой  данный объем выпуска с издержками  на единицу продукции, превышающими  минимально возможные, т. е.  быть более чувствительным, чем  конкурирующие производители, к  такому явлению, как X-неэффективность. X-неэффективность имеет место  тогда, когда фактические издержки для любого объема производства оказываются больше минимально возможных . Это происходит, например, из-за несовершенств в организации труда (ограничительной трудовой практики, включающей избыток рабочей силы, демаркационные границы), неэффективного использования ресурсов, возникающего в результате бюрократического произвола, а также из-за недостатка стимулов у рабочих в достижении максимальных объемов выпуска.. Монополисты защищены от конкурентных сил и обладают изолированным рыночным положением, что и способствует возникновению Х-неэффективности, которая может составлять 5% и более издержек монополистов (но только 3% издержек олигополистической отрасли среднего размера).

 

 Монополист может пойти  на значительные расходы, чтобы  получить или сохранить монопольные  привилегии, гарантируемые государством. Эти расходы представляют собой  расходы на рекламу, связи с  общественными организациями, легальные  платежи и деятельность по  связям с аппаратом управления, которые ничего не добавляют  к объему продукции фирмы, но, безусловно, увеличивают ее издержки. Называемые в экономической литературе  издержками «погони за прибылью»,  они могут привести к значительным  потерям эффективности.

 

^ 4) отсутствие стимула  к НТП

 

 Конкурентные фирмы  имеют стимулы к внедрению  наиболее эффективных технологий  производства, поскольку это необходимо  для их выживания. Но их неспособность  поддерживать получение сверхприбыли  ограничивает как ресурсы, так  и инициативу, необходимые для  развития новых технологий. Чистый  монополист, напротив, получая сверхприбыли, имеет больше финансовых ресурсов  для технического прогресса, но  у него уже есть все основания  для удовлетворенности существующим  положением. Монополисту зачастую  весьма выгодно отказываться  от технологических усовершенствований  и в области техники, и в  области продукции, с тем чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование. Новые и усовершенствованные техника и продукты могут быть скрыты монополистами, чтобы избежать любых потерь, вызванных неожиданным моральным износом уже действующих машин и оборудования. И даже когда новая техника с опозданием внедряется в производство, сопровождающие этот процесс сокращения издержек будут доставаться монополистам как приросты прибылей и только частично – потребителям в форме более низких цен и возросшего объема продукции.

 

 Сторонники этой точки  зрения указывают, что в ряде  отраслей, близких к монополии,  например сталелитейной или алюминиевой,  заинтересованность в НИОКР всегда  была минимальной. Улучшения,  которые все же были осуществлены, пришли в значительной степени  извне или от более мелких  фирм, которые составляют «конкурентную  окраину».

 

 Существуют два важнейших  контраргумента. Во-первых, технический  прогресс является средством  снижения удельных издержек и,  следовательно, увеличения прибылей; эти прибыли не имеют переходного характера вследствие существования барьеров для вхождения в отрасль. Во-вторых, техническое превосходство само по себе может быть одним из монополистических барьеров входа; таким образом, монополист должен обладать устойчивостью и преуспевать в области технического прогресса, чтобы поддерживать свое доминирующее положение.

 

 Другая точка зрения  на проблемы монополии и эффективности  представлена позицией Дж. Гэлбрейта  и Й. Шумпетера. Не отрицая  негативные стороны монополии  (например, более высокие цены  на продукцию), они выделяют и  ее преимущество с точки зрения  научно-технического прогресса.  Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

 

1) Свободная конкуренция  требует от каждого производителя  использования наиболее эффективной  техники и технологии из уже  существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагаются достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в НТП.

 

2) Высокие барьеры для  входа новых фирм в отрасль,  дают монополиям и олигополиям  уверенность в том, что экономическая  прибыль, которая является результатом  использования в производстве  научно-технических достижений, сохранится  долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

 

3) Получение монопольной  прибыли за счет более высоких  цен является стимулом инновационной  деятельности. Если бы вслед за  каждым нововведением, снижающим  издержки, следовало понижение цен,  то причин для развития инновационных  процессов не существовало бы.

 

4) Монополия стимулирует  конкуренцию, так как монопольно  высокие прибыли являются крайне  привлекательными для других  фирм и поддерживают стремление  последних войти в отрасль.

 

5) В отдельных случаях  монополия способствует снижению  издержек и реализации эффекта  масштаба. Конкуренция в таких  отраслях привела бы к росту  средних затрат и снижению  эффективности.

 

 

^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ  АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 Принимая во внимание  вышеизложенные экономические последствия  монополии, невозможно прийти  к окончательному выводу, становится  ли она источником негативных  явлений или приносит обществу  благо. Отрицательной ее стороной  является то, что она вызывает  неэффективное размещение ресурсов, замедляет технический прогресс, способствует неравенству доходов  и создает политическую опасность.  Те, кто защищает промышленную  концентрацию, утверждают, что она  проистекает из лучшей работы  и эффекта масштаба; ей противостоят  конкуренция внутри отрасли, иностранная  и потенциальная конкуренция;  она создает необходимые средства  и стимулы для технического  прогресса. Но уже в конце  ХIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения, что и стало причиной проведения многими правовыми и демократическими государствами антимонопольной политики. Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера.

 

^ Законодательные меры  регулирования деятельности монополий  - это правовые нормы, направленные  на предотвращение монопольных  проявлений на рынках, а также  недобросовестной конкуренции. Чаще  всего законодательные меры предполагают  запрещение договоров о ценах  и разделе рынков, регулирование  набора предоставляемых потребителю  услуг, установление контроля за слияниями, за соглашениями об использовании продукции, запреты на установление розничных цен, запреты соглашений о предоставлении исключительных прав. Направленность действия данных мер связана с а) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным, и б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.

 

 В 90-х годах в России  сделаны первые шаги по разработке  и применению антимонопольного  законодательства. Кроме того, в  новом Уголовном кодексе к  преступлениям отнесены монополистические  действия и ограничения конкуренции.  Речь идет о монополистических  действиях, которые совершены  путем установления монопольно  высоких или монопольно низких  цен. Уголовно наказуемым признано  также ограничение конкуренции  путем раздела рынка, ограничение  доступа на рынок, устранение  с него других субъектов экономической  деятельности, установление или  поддержание единых цен (УК  РФ, статья 178). К числу преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (статья 1790; незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).

 

^ Экономические меры регулирования  деятельности монополий - это  набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются  возможности реализации рыночной  власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей.

 

 Прямое регулирование  обычно реализуется в форме  установления «потолка цен», т.  е. верхнего или нижнего предела  цены, и предельного уровня нормы  прибыли. Целью установления «потолка  цен» является увеличение выпуска  при более низкой цене. Однако  подобное реагирование фирмы  на введение «потолка цены»  будет наблюдаться лишь при  условии приемлемого для фирмы  уровня такого «потолка», что  составляет главную проблему  при использовании этого метода  регулирования. «Потолок» должен  быть таким, чтобы, с одной  стороны, лишить продавца монопольной  прибыли, а с другой – обеспечить  фирме покрытие оперативных расходов  и получение справедливого дохода  на инвестированный капитал. Наиболее  часто применение регулирования  цен имеет место при естественной  монополии, хотя все же сталкивается  с рядом проблем. Значительную  сложность представляет само  определение уровня средних издержек  с точки зрения обоснованности  включения в издержки тех или  иных видов затрат. Другая проблема  связана с тем, что регулирование  цен может способствовать росту  Х-неэффективности. Так, субсидируемые  фирмы, зная, что их расходы  будут компенсированы, утрачивают  стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых  цен», осуществляемом чаще всего  по принципу «издержки плюс»,  фирмы прямо заинтересованы в  увеличении издержек, так как  это приводит к увеличению  совокупной прибыли. Если же  в качестве базы установления  «справедливой цены» будут взяты  ее капитальные активы, то в  этом случае фирма будет стремиться  к необоснованному замещению  труда капиталом, что приведет  к той же Х-неэффективности,  только в виде неэффективного  распределения ресурсов внутри  фирмы. Не следует упускать  из виду и тот момент, что  установление «потолков цен»  чревато возникновением дефицита  продукции.

Информация о работе Место и роль монополии на рынке