Место и роль монополии на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Абсолютная (чистая) монополия – редкое для хозяйственной практики явление. Однако довольно часто приходится сталкиваться с монопольным влиянием, более реальными рыночными структурами монополистической конкуренции и олигополии. В этой связи анализ модели чистой монополии оказывается чрезвычайно полезным в аспекте исследования поведения обладающих рыночной властью организаций и уяснения причин и целей государственного вмешательства в работу рынка.

Содержание

Введение: формирование монополии стр.3

Основная часть: поведение фирм-монополистов на рынке и экономические последствия монополии стр.5

Заключение: необходимость антимонопольного регулирования стр.9

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль монополии на рынке.docx

— 35.44 Кб (Скачать файл)

 

 Косвенное регулирование  цен и прибылей осуществляется  посредством налогообложения либо  продукции, либо прибыли. В  первом случае проблема состоит  в том, что введение налога  приведет к росту издержек  и монополист сократит выпуск  и повысит цену. Поэтому при  введении налога на продукцию  чрезвычайно важно учитывать  степень эластичности спроса. Если  она высока, то рост цены окажется  меньше размера налога, что приведет  к перераспределению части монопольной  прибыли в пользу потребителей. Соответственно, при спросе, имеющем  низкую эластичность, введение налога  на продукцию приведет лишь  к дополнительным потерям совокупного  благосостояния.

 

 Цель косвенного регулирования  прибыли состоит в том, чтобы  изъять у фирмы монопольную  прибыль, оставив ей только  нормальную прибыль. Налогообложение  прибыли вводится только в  случае устойчивого получения  фирмой прибыли, превышающей по  своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождественен налогу с продаж, при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен».

 

 Современное процветание  разного рода монополий, возникновение  транснациональных корпораций свидетельствует  о том, что образование монополий  – закономерный процесс, и  объясняется это тем, что сама  конкуренция – важный элемент  рыночного механизма – порождает  их, ибо каждый конкурент на  рынке мечтает стать монополистом.

 

 

Использованная литература:

 

Борисов Е.Ф. Экономическая  теория. М., 1999

 

Журавлева Г.П. Экономика. М.,2001

 

Collins Словарь по экономике.  С-П., 1998

 

Курс лекций по экономической  теории Русина В. Н.

 

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 2003

 

Сидорович А. В. Курс экономической  теории. М., 2001

 

 

 

Бриллианты корпорации DE BEERS: вечная монополия?

 

 Консолидированные алмазные  копи корпорации DE BEERS в ЮАР является  одной из сильнейших и долгоживущих  монополий в мире, которая уже  в течение 60 лет доминирует  на мировом рынке алмазов.

 

 Корпорация DE BEERS производит 50% всех неразработанных алмазов  мира и покупает для перепродажи  большую долю алмазов, добываемых  в других странах. В результате  она продает свыше 80% алмазов  в мире избранной группе производителей  обработанных алмазов и дилерам.

 

^ Поведение монополии.  Поведение корпорации и его  результаты очень точно представлены  моделью нерегулируемой монополии.  Она продает только то количество  бриллиантов, которое обеспечивает  соответствующую монопольную цену. Эта цена далека от издержек  производства, а прибыль при этом  огромна. В «хорошие» годы прибыль  составляет 60% совокупных доходов,  а норма прибыли на капитал  достигает 30% и более.

 

 Когда спрос падает, корпорация DE BEERS ограничивает продажи,  чтобы поддержать цены. Излишки  произведенной, но не проданной  продукции пополняют растущие  товарные запасы. Когда спрос  велик, корпорация увеличивает  продажи путем уменьшения своих  запасов.

 

 Существует несколько  способов, с помощью которых DE BEERS контролирует производство не  принадлежащих ей добывающих  компаний. Первый способ заключается  в том, что корпорация пытается  убедить независимых производителей, что единый канал или монопольный  маркетинг отвечает их интересам,  так как максимизирует прибыль.  Второй способ состоит в том,  что добывающие компании, которые  не сотрудничают с корпорацией,  скорее всего, обнаружат, что  рынок наводнен взятыми из  запасов алмазами именно того  вида, который производят эти  компании. Отсюда следует падение  цены и упущенная прибыль, что,  вероятнее всего, заставит эти  компании прийти к DE BEERS. В результате  корпорация просто скупит и  отложит в запас алмазы, произведенные  независимыми производителями, так  чтобы их дополнительное предложение  не наносило урон положению  на рынке, ею установленному.

 

^ Угрозы и проблемы. Однако  даже такая живучая монополия,  как DE BEERS, сталкивается с угрозами  и проблемами. Одна из важнейших  проблем состоит в том, что  открытие новых месторождений  алмазов приводит к их попаданию  на мировой рынок в обход  корпорации. Например, «дикая» разведка  и торговля алмазами в Анголе  привели к тому, что она стала  тратить около 300 млн. дол. в год, чтобы не допустить их на рынок. Недавнее открытие потенциально больших месторождений алмазов на северо-западе Канады также представляет угрозу. Кроме того, Россия, хотя и заключила соглашение с DE BEERS, ежегодно продает алмазов на 500 млн. дол. (около ¼ ее годового производства). Когда же будут пущены в эксплуатацию алмазные рудники в Сибири, угроза алмазному рынку со стороны России возрастет. Общие запасы алмазов в России, оцениваемые в 4-8 млрд. дол., также являются потенциальным источником не контролируемого корпорацией предложения.

 

 В настоящее время  запасы алмазов DE BEERS оцениваются  в 5 млрд. дол., то есть составляет более чем годовой объем продаж. Наблюдателей интересует, достигнет ли критической точки и как скоро способность этой монополии поглощать будущее неконтролируемое производство.

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка этого документа  будет первой.

Ваша оценка:


Информация о работе Место и роль монополии на рынке