Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель работы - комплексное исследование методов анализа регионального экономического развития РФ, выявление проблем и путей их решения.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- рассмотреть теоретические основы поставленной проблемы (схема функционирования экономики региона, основные макроэкономические показатели, использующиеся при анализе регионального развития).
- проанализировать региональное экономическое развитие РФ с помощью различных методов.
- выявить проблемы методов регионального анализа .
- предложить пути решения поставленных проблем.
Введение……………………………………………………………………….....6
Глава I. Теоретическо – методологические основы анализа регионального экономического развития……………………………………7
1.2. Схема функционирования экономики региона………………………......7
1.2. Статистическая и нормативная база регионального анализа…………..10
1.3. Оценка открытости экономики региона…………………………………12
1.4. Индикаторы социально-экономического развития регионов…………..14
Глава II. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики РФ……………………………………………………..16
2.1. Характеристика взаимосвязей регионов с помощью ВРП……………….16
2.2. Кластеризация регионов РФ……………………………………………….18
2.3. Анализ территориальной структуры экономики РФ……………………..21
2.2. Проблемы анализа экономического развития регионов и пути решения.22
Глава III. Прогноз ВРП Владимирской области до 2015г………………...26
3.1. Краткая характеристика экономики Владимирской области…………….26
3.2. Прогноз ВРП Владимирской области до 2015года……………………….28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………
Структура региона может рассматриваться с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и т.д. Полиструктурность, т.е. множественность структурной организации, является качественным свойством региона. Даже если мы концентрируем внимание только на экономике, необходимо учитывать ее связи с другими региональными подсистемами. Схема функционирования региона должна включать, как минимум, три взаимосвязанных блока: "экономика", "население", "природная среда".
Схема, изображенная на рис.1, объединяет ряд воспроизводственных процессов, осуществляющихся в регионе: воспроизводство регионального продукта, капитала, природных ресурсов и т.д. Она охватывает также движение материальных и финансовых потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, домашними хозяйствами, государственными учреждениями.1
Рис.1. Схема регионального
экономического механизм.
Значительная часть финансовых потоков проходит через региональный и местные бюджеты и внебюджетные фонды. Так, доходы бюджета субъекта Федерации складываются из налогов (собственных и регулирующих), полу-чаемых от предприятий, используемых природных ресурсов и населения, а Также из поступлений от федерального бюджета (субвенций, трансфертов и т-п.). Источниками формирования внебюджетных фондов являются заемные средства, социальные сборы (страховые и т.п.), добровольные взносы, поступления из федеральных внебюджетных фондов и др. Доходы регионального и местных бюджетов и внебюджетных фондов направляются на финансирование социальной сферы (особенно образования, здравоохранения, социального обеспечения, ЖКХ), финансовую поддержку производства (главным образом предприятий, находящихся полностью или частично в региональной и муниципальной собственности), инвестиции и региональное хозяйство, охрану окружающей среды.
Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические связи с федеральными регулирующими системами (федеральным центром), с другими регионами и внешним миром (рис.2).
Рис 2. Экономические отношения регионов в национальной и мировой экономике.
Отношения между регионами и внешним миром являются преимущественно торговыми, хотя в последнее время регионы становятся непосредственными участниками межрегионального и международного рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг. Федеральный центр выступает непосредственным участником отношений с регионами, главным образом в финансовой сфере: в форме межбюджетных трансфертов, прямых расходов федерального бюджета на территориях регионов, предоставления регионам целевых кредитов, покупки-продажи федеральных региональных ценных бумаг и т.п.
Регулирование таких финансовых взаимоотношений (особенно межбюджетных) является одним из главных направлений государственной региональной экономической политики.
1.2.Статистическая и нормативная база регионального анализа.
Рассмотрим организационную структуру государственной статистики в Российской Федерации. На первый взгляд она полностью отвечает интересам анализа региональной экономики. Первичные статистические данные, получаемые от предприятий, организаций, населения, обобщаются в статистических комитетах субъектов федерации, а затем окончательно сводятся в Государственном комитете по статистике России.
Повышение роли регионов —
субъектов Российской Федерации
в экономической жизни
Первый том сборника содержит унифицированные социально-экономические показатели по каждому субъекту федерации: 71 показатель, не считая производных, полученных исходя из основных показателей (таких еще 8). В этом томе представлены такие синтетические показатели, как валовой региональный продукт, численность населения, в том числе трудоспособного, численность занятых и безработных, среднедушевой доход, объемы производства продукции промышленности и сельского хозяйства, объем подрядных работ в строительстве, объем грузооборота транспорта, розничный товарооборот, индекс розничных цен, инвестиции в основной капитал, доходы и расходы бюджета. Кроме того, приводятся данные о структуре промышленного производства в разрезе 10 отраслей.
Второй том статистического сборника включает 23 перечисленных ниже раздела, в которых приводятся соответствующие показатели по всем субъектам федерации с 1985 г. (в скобках — число таблиц в каждом разделе);
Главным методологическим направлением совершенствования региональной статистики является создание системы региональных счетов (СРС), совместимой с системой национальных счетов (СНС).
Российская статистика в основном завершила переход на международный стандарт СНС (версия 1993 г.), и теперь предстоит осуществить следующий важный, нетрудный этап — распространить принципы СНС на региональный уровень. В принципе необходимо строить для регионов счета, входящие в настоящее время в СНС:
• счет товаров и услуг;
• счет производства;
• счет образования доходов;
• счет распределения первичных доходов;
• счет вторичного распределения доходов;
• счет используемого располагаемого дохода;
• счет операций с капиталом.
Госкомстат России с 1994 г. ведет расчеты ряда основных показателей указанных счетов по субъектам федерации. Среди этих показателей — выпуски товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость (по крупным отраслям и в целом), валовой региональный продукт, основные виды доходов, расходы на конечное потребление, инвестиции в основной капитал. Особую ценность представляют расчеты валового регионального продукта (ВРП), определяемого по так называемому производственному методу как разность между суммой выпусков и суммой промежуточного потребления. В будущем состав этих показателей будет расширяться, что позволит строить региональные счета, соответствующие счетам СНС.
Разработка важнейших региональных социально-экономических показателей (индикаторов) и на их основе — СРС встречает несколько принципиальных трудностей.
1. Распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике в целом (оборона, центральное управление, денежная эмиссия и т.п.) или же не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.). В отношении расчета главных региональных индикаторов Госкомстат России решает данную задачу достаточно успешно.
2. Разделение экономических
субъектов, действующих на
3. Наиболее слабый участок
региональной статистики —
Развитие работ по построению СРС предполагает постепенное преодоление отмеченных трудностей и недостатков региональной статистики.
На методологической и
информационной базе СНС строятся сводные
балансы, характеризующие взаимосвязи
между элементами экономики региона:
материальные балансы, балансы основного
капитала, трудовых и природных ресурсов,
финансовый баланс и наиболее общие
балансы — межотраслевой баланс
производства и распределения продукции,
межотраслевой материально-
1.3. Оценка открытости экономики региона.
Степень общей открытости экономики обычно характеризуется отношением объема товарообмена (межрегионального и внешнеэкономического) к произведенному ВРП.
Для анализа открытости экономики
по отдельным отраслям и товарным
группам применяются
Информация о работе Методы анализа регионального экономического развития РФ