Методы борьбы с инфляцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является неизбежным спутником рыночной экономики любой страны. Поэтому в данной курсовой работе ставится цель всесторонне рассмотреть теорию инфляции и ее эволюцию. Цель работы достигается решением следующих задач:
1) Охарактеризовать понятие «инфляция».
2) Рассмотреть виды, причины, особенности и последствия инфляционных процессов для экономики страны.
3) Рассмотреть особенности инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………. 3
1 ИНФЛЯЦИЯКАК СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ………………... 4
1.1Понятие инфляция и её виды………………………………………………………………. 4
1.2Особенности современной инфляции ,её измерения и последствия… 7
2 ОСОБЕННОСТИИНФЛЯЦИИ В РОССИИ…………………………………………………. 12
2.1 Эволюция инфляции в России……………………………………………………………. 12
2.2 Современная инфляция в мировой экономике………………………………… 20
2.3 Проблема снижения темпа инфляции……………………………………………… 24
3 МЕТОДЫБОРЬБЫС ИНФЛЯЦИЕЙ……………………………………………………….. 27
3.1Основные проблемы антиинфляционной политики ……………………….. 27
3.2 Прогноз инфляции на ближайший годы и антиинфляционные меры по снижению её темпов ……………………………………………………………………………… 28
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 37
Список использованной литературы………………………………………………………. 41

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 87.85 Кб (Скачать файл)

Если небольшие ее темпы  содействуют росту цен и нормы  прибыли, являясь таким образом фактором временного оживления конъюнктуры, то по мере ее углубления инфляция превращается в серьезное препятствие, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция (не говоря уже о гиперинфляции) дезорганизует  хозяйство, наносит серьезный ущерб  даже монополиям, затрудняет проведение экономической политики. Неправомерный  рост цен усиливает дисбаланс  между отраслями экономики, нарушает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке.

Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая  этот процесс в лавинообразный, обостряет  товарный голод, подрывает стимулы  к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной  системы. Кроме того, обесценивает сбережения населения, потери несут банки и  учреждения, предоставляющие кредит.

Помимо экономических  последствий инфляция имеет и  социальные. Она ведет в перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др.

Инфляция оказывает также  серьезное влияние на занятость  населения. Это влияние наглядно описывается модельно "инфляция спроса", предложенной в 1958г. английским экономистом А. Филлипсом.

Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956г.г. он показал  кривую, отражающую обратную зависимость, между уровнем ставок заработной платы и уровнем и уровнем  безработицы (рис.1). При этом было установлено, что увеличение безработицы в  Англии свыше 2.5-3% приводило к резкому  замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и  заработной платы. Таким образом уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.

Теоретическую базу под расчеты  А. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определения стабильности цен.

Практика показывает, что  кривая Филипса применима для  экономической ситуации в краткосрочный  период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень  безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств  важно выделить политику стимулирования спроса. Стремление правительства снизить  уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда  у населения удается создать  так называемые "ложные ожидания". К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают  предложение труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филипса, рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы.

Однако, как только люди начинают замечать. Что реальная заработная плата все уменьшается (в отличие  от номинальной), то никто больше не будет увеличивать предложение труда.

Особое внимание на эти  взаимосвязи обратил еще в 60-е  г.г. американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем "накачивания спроса" инфляционными мероприятиями.

Таким образом, когда население  преодолеет свои ложные ожидания, тогда  инфляция будет сопровождаться уменьшением  предложения труда, т.е. растущей безработицей.

Считается также, что кривая Филипса применима лишь для анализа  в условиях умеренной инфляции с  постоянным темпом. При неожиданных  экономических потрясениях, темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.

На смену модели Филипса  пришла теория естественного уровня безработицы. Суть этой теории заключается  в том, что в долгосрочном плане  умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка, с учетом инфляции о потребностях в различных профессиях.

Однако экономическая  политика, направленная на обеспечение  естественного уровня безработицы  и снижение темпов инфляции до умеренных  и стабильных, не всегда достигает  намеченных целей. При достижении естественного  уровня безработицы инфляция какое-то время продолжает развиваться по инерции, темпы ее не могут сократиться. Кроме того, следует отметить, что  естественный уровень безработицы  во многих странах в последние  десятилетия возрастал.[4.Стр.8-12; 12.http://www.gks.ru]

 

2.3 Проблема снижения  темпа инфляции

Проблема снижения темпа  инфляции является наиболее актуальной в Российской экономике. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, необходимость дальнейшего снижения темпа инфляции, который значительно  выше, чем в ряде зарубежных стран, все же остается.

Многие специалисты, ученые и практики, выделяют следующие проблемы снижения темпа инфляции в России и предлагают пути их решения:

1. Одной из главных  проблем снижения темпа инфляции  в российской экономике является  зависимость внутренних цен на  энергоносители от мировых цен  на нефть. В России формирование  стабилизационного фонда создало  мотивацию поощрения экспорта  вместо заботы о внутренних  ценах на энергоносители и  о потребителях, поэтому можно  сказать, что само российское  законодательство способствует  связи роста внутренних цен  с мировыми.

Специалистами предлагается не допускать рост внутренних цен  на сырье и энергоносители вслед  за мировыми ценами путем использования  экспортных пошлин и налогов.

2. Особо выделен фактор  формирования инфляции издержек  – рост цен на продукцию  естественных монополий и тарифов  на услуги ЖКХ. Так в 2005 году  при росте потребительских цен  на 10,9% цены на платные услуги  населению, где значительную роль  играют тарифы естественных монополий  и услуги ЖКХ, выросли в среднем  на 35%. Такая ситуация вызывает, как  следствие, инфляцию издержек  и блокирует развитие отраслей, не связанных с топливно-энергитическим комплексом.

Кроме того, следует отметить, что снижение ставок НДС и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и  поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.

В качестве мер борьбы с  инфляцией издержек можно использовать: применение антимонопольных мер  против естественных монополий и  ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.

3. Ухудшение качества  эмиссии денег в связи с  преобладанием валютного и снижением  кредитного компонента. В настоящее  время активно используется валютный  канал денежной эмиссии, в то  время как кредит расценивается  как инфляционный фактор. Но, хотя  отмечается возможность инфляционного  воздействия кредита при его  неумелом использовании, многими  специалистами выдвигается положение  о его антиинфляционной природе.  Кредит увеличивает денежную  массу лишь в пределах уже  эмитированных денег. При краткосрочном  кредитовании деньги следуют  за движением товара, не создавая  инфляционного избытка денежной  массы, а производство новых  товаров нейтрализует отрицательный эффект кактивных операций банков превышают сроки их пассивных операций, а банковская ликвидность ухудшается. Кредит в товарной форме не затрагивает денежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитного характера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы

денежного обращения в  стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии  денег, в настоящее время валютного  канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабами денежного  обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных  ситуациях, когда, собственно, и демонстрируют  свою низкую дееспособность. Также  подвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.

Специалистами разработаны  предложения для решения этой проблемы: разработать программу  развития кредита в рамках единого  монетарного плана с целью  его позитивного влияния на экономический  рост и денежное обращение; создать  полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для  обсуждения главных направлений  развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.

4. Ещё одной не менее  важной проблемой, влияющей на  инфляцию, является изъятие средств в стабилизационный фонд, что в свою очередь снижает рост ВВП и тем самым подхлестывает инфляцию. Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6% при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие  инфляционные ожидания хозяйствующих  субъектов и населения.

В качестве решения данных проблем предлагается: активное участие  государства в экономике, как  в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической  активности в сферах, связанных с  высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный  инвестиционный потенциал в интересах  повышения конкурентоспособности  экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия  российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме  того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует  сказать, что это далеко не исчерпывающий  их список. При подведении итога  вышесказанного следует добавить, что одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого развития экономики.[6.Стр.221-223]

 

ГЛАВА III.МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ.

3.1Основные проблемы  антиинфляционной политики 

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, т.е.  активное маневрирование государственными  расходами и налогами в целях  воздействия на платежеспособный  спрос.

При инфляционном спросе государство  может уменьшить его путем  ограничения своих расходов и  повышения налогов. Однако такие  действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают  в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить  инфляцию, к тому же большие бюджетные  дефициты не позволяют маневрировать  расходами и налогами.

2. Второй подход – это  гибкое денежно-кредитное регулирование,  которое осуществляется формально  неподконтрольным правительству  Центральным банком страны. Банк  изменяет количество денег в  обращении и ставку ссудного  процента. Денежно-кредитная политика  используется как средство для  кратковременного воздействия на  экономику. Иными словами, государство  должно проводить антиинфляционные  мероприятия для ограничения  спроса, поскольку стимулирование  экономического роста и искусственное  поддержание заработной платы  путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к  потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов  общества, борьба с инфляцией может  привести к значительным потерям  в народном хозяйстве. По некоторым  подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

Начиная с 60-х годов правительства  многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.[ 9.http://www.bankmib.ru/1074]

 

3.2 Прогноз инфляции на  ближайший годы и антиинфляционные  меры по снижению её темпов

Целевые параметры инфляции на ближайшие  годы установлены в следующих  пределах: в 2006 году – 9%, в 2007 году – 6,5 – 8%, 2008 году – 4,5 – 6%, 2009 году – 4 – 5,5% (см. табл. 1.2). Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется  посредством Стабилизационного  фонда, но и факторы структурного характера.

Во-первых, это незавершенность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а  также опережающий инфляцию рост регулируемых тарифов на электроэнергию и газ.

Информация о работе Методы борьбы с инфляцией