Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:29, контрольная работа
Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.
Экономика — это система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.
Введение 2
1. Экономические функции государства 3
2. Методы государственного регулирования экономики 7
3. Причины государственного регулирования рыночной экономики 13
4. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики 18
Заключение 20
Список литературы 22
В соответствии с исследованиями отечественных специалистов, у русских людей устойчива социально закрепленная привычка коллективизма как нормы поведения; свойственно бегство от личного выбора в критических ситуациях и повышенная зависимость от лидеров; характерен страх перед неопределенностью, в том числе и той, которая порождается экономическими преобразованиями; русских людей отличает консерватизм и склонность к сохранению социально-психологических стереотипов. Сегодня все больше экономисток склоняются к тому, чтобы сочетать зарубежные экономические модели с ценностями и культурой, свойственной русскому народу.
Экономические системы и государство
В хозяйственной жизни, как и во всех остальных сферах человеческой деятельности, необходимо соблюдение определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков хозяйствующих субъектов не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логичную совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в процессе исторического развития, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с генеральной идеей экономической системы.
Одним из главных условий
функционирования социально-экономического
строя является понимание, общественное
признание этих правил и их обязательное
соблюдение. Наиболее устойчив экономический
строй, хозяйственный механизм которого
самовоспроизводится и при помо
Необходимость обеспечения рамочных условий
Реальный экономический строй существует всегда на определенной территории в государственных границах, при наличии центральных и местных властей, призванных обеспечивать территориальную целостность страны, поддерживать внутренний порядок, формулировать правила, определяющие характер и механизм существования и развития строя, способствовать соблюдению этих правил. Функции государства по созданию и поддержанию рамочных условий нормальной жизни населения и функционированию экономики иногда называют полицейскими или функциями ночного сторожа.
Социально-экономические системы в значительной степени отличаются друг от друга. Однако есть два структурных признака, которые в основном их определяют: способ координации хозяйственных интересов и действий и основные формы собственности.
Координация хозяйственной деятельности
В любом народном хозяйстве, основанном на разделении труда, необходимо согласование многообразных решений и действий хозяйственных субъектов. Надо, чтобы согласовывались между собой планы производителей, чтобы они координировались с интересами потребителей, собственников капитала, наемных рабочих и служащих.
Координация — это механизм принудительного воздействия социально-экономической системы на образ действий хозяйственных субъектов в соответствии с приоритетными целями этой системы. При социализме это принудительное воздействие осуществляет государственный и партийный аппарат преимущественно административными средствами.
В рыночном хозяйстве
воздействие на решения и поступки
осуществляется через информацию и
мотивацию (экономическую
Обеспечение информацией
Информация представляет собой необходимую основу рационального хозяйственного поведения. Производители должны иметь представление, сколько и каких товаров и услуг можно предложить на рынке. Им необходимы данные об интересах и пожеланиях потребителей, о наличии средств производства (сырья, капитала, рабочей силы и т.д.), научных достижениях в области техники, технологии и управления, внешних рынках.
Потребителям нужна информация о качестве и свойствах товаров, где и по каким ценам, на каких условиях можно приобрести нужные товары и услуги.
Государственным органам власти нужно иметь сведения о состоянии и перспективах народного хозяйства, ожидаемых доходах и необходимых расходах бюджета, численности безработных, положении в отдельных районах и отраслях, состоянии и перспективах внешнеэкономических связей страны. Без информации предприниматели, частные хозяйственные единицы (семьи) и органы государственного управления беспомощны.
Чрезвычайно важным источником
информации в централизованно управляемой
экономике (плановом хозяйстве) являются
государственные планы —
В рыночном хозяйстве предприятия вынуждены сами добывать необходимую для принятия решений информацию и нести соответствующие расходы. Важными информационными показателями для предприятий являются данные о состоянии рынка в текущий момент и в перспективе, ожидаемый объем продаж, оборота, прибыли, уровень цен, заработной платы, процентной ставки, налогов и т.п. Для семей принципиально важными являются перспективы занятости, уровень заработной платы и социальных пособий, цен, налогов, инфляции.
Итак, задача любого хозяйственного строя — максимально обеспечить систему достоверной, оперативно функционирующей и общедоступной информацией. Огромную роль в решении этой задачи играет государство.
Во-первых, государственные органы выступают как организаторы и распространители информации. Они создают единую статистическую систему в стране, финансируют работу научных центров, разрабатывающих прогнозы, издают информационные материалы, в частности статистические ежемесячные бюллетени и ежегодники.
Во-вторых, государственные инстанции определяют ряд важнейших информационных показателей — уровень налогов и таможенных пошлин, во многих странах тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, железнодорожные перевозки, учетную ставку и т.д. Сведения об этих показателях, их изменениях своевременно доводятся до общественности. Если бы государство не выполняло функции по сбору и распространению информации, принятие хозяйственных решений на всех уровнях ответственности было бы затруднено. Однако государство при рыночной экономике ни в коем случае не располагает монополией на информацию.
Мотивация
Для функционирования народного хозяйства в целом и отдельных его частей (вплоть до предприятий) информации самой по себе недостаточно. Необходимы санкции, которые поощряли бы «правильный» с точки зрения механизма воспроизводства существующего социально-экономического строя образ действий и наказывали бы (штрафами) за «неправильный».
В рыночной экономике главенствующее место занимают материальные (финансовые) поощрения и наказания (повышение или понижение дохода, прибыль или убыток вплоть до разорения). Однако применяются и другие средства мотивационного воздействия — административные меры, судебное преследование, политическое давление, общественное мнение, позиция церкви. Все эти меры в совокупности образуют систему мотивации для обеспечения функционирования хозяйственного строя, как правила игры.
Средства информации постоянно должны сообщать хозяйственным субъектам об изменениях в системе мотивации. Мотивация, как мы выяснили, может быть положительной (поощрения) и отрицательной (наказания, штрафы). На практике термин «мотивация» употребляется чаще всего в смысле поощрения, а термин «санкции» — как наказание.
И в материальной, и в нематериальной мотивации роль государства существенна. Каждый общественно-экономический строй имеет свои системы информации и мотивации, потому что без них невозможно воспроизводство и само существование строя.
Государство в координации хозяйственной деятельности
Координация хозяйственной
деятельности — первый определяющий
признак социально-
Идеи в принципе неуправляемого народного хозяйства, неограниченной хозяйственной анархии в масштабах страны никогда в истории человечества, даже в периоды политических потрясений, не несли с собой ничего, кроме разрушения производительных сил, деградации экономики и общественного порядка.
Общественно-экономические системы отличаются не тем, управляют в них народным хозяйством или нет, а тем, каким образом управляют. Координация отдельных планов хозяйственных субъектов может осуществляться централизованным образом, когда органы государственной власти разрабатывают детальный обязательный генеральный план. В рыночном хозяйстве принятие решений, планирование осуществляются хозяйственными субъектами, т.е. децентрализовано, а согласование и координация происходят через рыночный механизм. При этом государство играет важную роль в обеспечении участников рынка информацией и в мотивации их деятельности.
Типы координации
Централизованно управляемую экономику часто называют плановым хозяйством. Однако в рыночной экономике серьезная хозяйственная деятельность также предполагает планирование. Планы являются неотъемлемым элементом любого типа организации народного хозяйства. Разница не в том, хорошие эти планы или нет, выполняются ли они, а в том, на какой мотивации они основаны и как координируются.
Необходимость включения
государства в регулирование
экономики вызвана многими
К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:
Заключение
Государственное регулирование - это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.