Методы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:29, контрольная работа

Краткое описание

Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.
Экономика — это система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.

Содержание

Введение 2
1. Экономические функции государства 3
2. Методы государственного регулирования экономики 7
3. Причины государственного регулирования рыночной экономики 13
4. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики 18
Заключение 20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Мой.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

 

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственное регулирование  экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.

Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в  экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:

• информационную поддержку  участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной  экономики и ее перспективах развития;

• обоснование важнейших  моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;

• выполнение мероприятий  развития государственного сектора  экономики — важнейшего инструмента  воздействия государства на экономику  страны.

Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.

Экономика — это система  рационального и эффективного использования  ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.

 

  1. Экономические функции государства

Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Основные функции:

а)  Правовое обеспечение функционирования экономической сферы:

- защита прав субъектов экономики законодательно;

- правовое обеспечение  прав собственности;

- противодействие неограниченной власти монополий (антимонопольное законодательство);

- защита прав потребителя;

- защита интеллектуальной  собственности;

- разработка и применение  принудительных мер к нарушителям  (уголовное право). 
б)  Определение приоритетов и целей экономического развития страны – разработка и осуществление экономической политики государства (задачи, ресурсы, цели, результаты).

в)  Производство общественных товаров (оборонного назначения, дороги, услуги пожарных, борьба с паводками и др.) – товары и услуги, которыми пользуется все общество:

- бюджетная и налоговая  политика;

- организация финансирования  данного производства.

г)  Минимизация трансакционных (организационно-договорные) издержек (издержки не связанные с материальным производством) –  это затраты времени, усилий и денег на поиск поставщика ресурсов, или услуг, заключение с ним соглашения, контроль за выполнением сделки:

- оказание помощи субъектам  экономики на международной арене;

- взятие производства  с высокими трансакционными издержками в свои руки; 
- выполнение посреднических функций в договорных процессах.

д)  Компенсация внешних издержек (экстерналий) - это издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющимися участниками сделки  (напр., загрязнение окружающей среды, прокладка дороги к заводу через деревню):

- установление норм  и запретов на отрицательные  экстерналии;

- организация контроля  за отрицательными внешними эффектами;

- принятие администр.  мер по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналии (административное законодательство, спец. контролирующие гос.органы);

- образование рынка  прав на причинение отрицательных  экстерналий (продажа лицензий  на нанесение ущерба, напр., на  загрязнение вод, на сброс отходов  и др.);

- использование налоговой  системы для борьбы с отрицательными  экстерналиями. 
е) стабилизация макроэкономических колебания (циклов).

ж) регулирование социальных отношений, вызванных экономическими эффектами. 
Государственное регулирование экономики становится эффективным, если оно придерживается трех важнейших принципов:

- в процессе регулирования  исключаются действия, нарушающие  нормальные рыночные связи;

- государство воздействует  на хозяйственный механизм экономическими  методами и средствами;

- государство осуществляет постоянный контроль за эффективностью своих действий. 
Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Она осуществляется:

- административно-правовыми методами – прямое регулирование (воздействие) экономики;

- экономическими методами – косвенное регулирование (воздействие) экономики.

Основными элементами экономической  политики государства являются:

- научный анализ социально – экономического развития страны (региона);

- выявление узловых  проблем экономического развития;

- разработка и структуризация  системы целей экономической  политики в текущем и длительном  сроке;

- создание адекватной  целям политики институциональной  структуры;

- процедура разработки и реализации экономической политики;

- организация государственного  регулирования экономики;

- анализ состояния  и последствий проводимой экономической  государственной политики.

Инструменты экономической  политики:

- монетарный (рефинансирование, операции на рынке ценных бумаг, минимальные размеры);

- фискальный (налоговая система, инвестиции);

- финансово-бюджетный  (политика доходов и расходов – опр. приоритетов);

- внешнеэкономический  (обменный курс валюты, экспортно – импортные цены).

 

  1. Методы государственного регулирования экономики

Необходимость   осуществления   экономических  функций предполагает наличие у государства определенного инструментария. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государственного вмешательства в экономическую жизнь общества, т. е. о способах государственного регулирования экономики.

В условиях рынка государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Методы прямого  регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования.

Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

Исходя из организационно-институциональных  особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру,  создать для частного сектора  -   домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей.

Система законодательных  норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти.

 Административные  меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике.

Экономические инструменты  государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т. п.

 Для достижения  этих целей используют бюджетно-налоговую  политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия.

Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено  на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих  странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

Достижение целей экономической  политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику. 

Рыночная система предъявляет  определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в экономической сфере. Хотя рыночная система немыслима без вмешательства государства, однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Поэтому:

1. Исключаются любые  действия государства, разрывающие  рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, купоны), всеобщий административный контроль над ценами.

2. Влиять на рынок  можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на административные методы управления экономикой, то оно способно разрушить рыночный механизм.

3. Экономические регуляторы  не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.

4. Государство должно постоянно контролировать приносимые экономическими регуляторами положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

5. Необходимо учитывать  национальную специфику, которая  ощутимо сказывается на экономической деятельности.

Истории экономики известны случаи провала экономических преобразований, когда они не дали того эффекта, который  от них 
ожидался, или дали слишком незначительный эффект не потому, что были плохо продуманы или неверно проводились в 
жизнь, а потому, что не были учтены национальные особенности. В качестве примера можно привести тот факт, что отечественные экономические реформаторы явно недооценивали психологическую реакцию населения на реформы. Сегодня многие аналитики при рассмотрении причин тяжелого хода реформ и ряда экономических провалов в нашей стране отмечают среди прочего и русскую национальную специфику. Русские люди не склонны к принятию рыночных ценностей и сохраняют антирыночную ментальность.

Информация о работе Методы государственного регулирования