Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 13:43, курсовая работа
В соответствии с принципами бухгалтерского учета стоимость производственных мощностей должна равномерно распределяться в течение предполагаемого срока их эксплуатации путем распределения (списания) на отчетные периоды, в течение которых эти мощности будут иметь производительную полезность (способность).
Цель данной работы включает в себя изучение сущности амортизации основных средств производства, её методов начисления в РБ и других странах, а также условия их применения.
Срок полезного использования устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между границами диапазонов (с точностью до двух знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к настоящей Инструкции (см. Приложение 1).На транспортные средства - от 0,5 до 1,5 нормативного срока службы. Организация самостоятельно выбирает любое значение в пределах границ диапазона.
При его установлении учитываются физический и моральный износ, а также ограничения в использовании объекта (в том числе срок лизинга, иного возмездного или безвозмездного пользования).
При линейном и нелинейном способах начисления амортизации срок полезного использования является ключевым показателем, от которого зависит эффективность амортизации, поэтому важно установить его оптимальную величину.
Рассмотрим Пример 1 об определении срока полезного использования:
Методика построения норм амортизационных отчислений на подвижной состав автомобильного транспорта существенно отличается от методики построения норм амортизационных отчислений на другие виды средств труда. Отличие состоит в том, что в основу исчисления норм амортизационных отчислений положен пробег автомобилей, а не срок службы. Это относится ко всем группам подвижного состава, за исключением грузовых автомобилей малой грузоподъёмности (до 2 тонн), автобусов особого малого класса (вместительностью менее 15 пассажиров), легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) и специальных автомобилей.
Норма амортизации – доля (в процентах) амортизируемой стоимости объекта, подлежащая включению с установленной периодичностью в себестоимость производимой продукции на протяжении срока полезного использования в соответствии с определенными способами и методами начисления амортизации.
Нормы амортизационных отчислений на полное восстановление по основной группе подвижного состава автомобилей определяются в процентах от балансовой стоимости на 1000 км пробега:
где БС – балансовая стоимость;
ЛС – ликвидационная стоимость;
Lа – нормативный амортизационный пробег автомобилей.
Для другой группы автомобилей – грузовые малой грузоподъёмности, автобусы особо малого класса, легковых (кроме автомобилей-такси) и специальные – нормы амортизационных отчислений на полное восстановление устанавливаются в процентах от балансовой стоимости из расчёта на год независимо от пробега автомобилей:
где Т – экономически целесообразный срок службы основных производительных фондов.
Нормы амортизационных отчислений на капитальный ремонт для большинства автомобилей устанавливаются в процентах от балансовой стоимости автомобилей, отнесённой на 1000 км пробега:
где Р – затраты на капитальных ремонт на весь срок службы основных производственных фондов;
М – затраты на модернизацию за весь срок службы основных производственных фондов.
Для отдельных групп подвижного состава автомобильного транспорта:
К амортизируемым относятся:
Объектами начисления амортизации не являются следующие группы и виды основных средств:
Годовая норма амортизационных отчислений каждого из объектов основных средств и нематериальных активов, не используемых в предпринимательской деятельности, рассчитывается как величина, обратная нормативному сроку службы объекта.
Месячная норма (сумма) амортизации при линейном и нелинейном способах ее начисления составляет 1/12 ее годовой нормы (суммы) с месяца начала начисления амортизации, за исключением объектов, эксплуатация которых носит сезонный характер.
Посредством начисления амортизации погашается стоимость объектов основных средств. Поэтому один из ключевых аспектов при рационализации затрат на основные средства - выбор способа амортизации активов. Следует также учитывать, что амортизация служит источником пополнения оборотных средств.
Таким образом, амортизация основных средств является важной составляющей затрат организации, оказывающей существенное влияние на формирование ее финансового результата и информации об имущественном положении.
В мировой практике амортизационные отчисления являются основным источником финансирования обновления основных производственных фондов, как это и должно быть.
Амортизационная политика предприятия – это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса формирования, распределения и использования средств, признанных как амортизационные суммы в составе всех финансовых ресурсов предприятия, для обеспечения стабильной прибыли путем обновления и поддержки основных фондов в ограничениях действующего законодательства и общегосударственной амортизационной политики.
Наиболее распространённые методы начисления амортизации за рубежом:
Однако наиболее часто применяющиеся на практике являются линейный метод и метод ускоренной амортизации.
Методы ускоренной амортизации применяются для амортизации основного капитала в капиталистических странах. Они позволяют списывать уже к первой половине срока службы машины около 3/4 её стоимости. Это обстоятельство ведет к быстрому накоплению у предприятия амортизационного фонда, что способствует ускорению оборачиваемости основных фондов.
В Австрии и Португалии разрешается использовать только линейный метод начисления. В Люксембурге амортизационные отчисления не начисляются по активам, имеющим неопределенный срок эксплуатации.
В Бельгии Закон допускает следующие методы амортизации: линейный, уменьшаемого остатка, удвоенных амортизационных отчислений, ускоренной амортизации по определенным активам (например, энергосберегающие инвестиции). Ускоренную амортизацию можно применять только в соответствии с положениями налогового законодательства.
В законодательстве Германии не предусмотрено конкретных единых методов амортизации. На практике чаще всего применяются линейный метод и метод уменьшения остатка. Сроки службы активов, как правило, устанавливаются по специальным отраслевым налоговым таблицам.
В Дании амортизационные ставки существуют в отдельности для финансового и налогового учета. Обычно здесь используют прямолинейный метод (здания и сооружения - 50-100 лет; основные производственные средства - начиная с 3-х лет). Практика капитализации финансовых расходов на создание собственных активов на протяжении периода, когда они становятся пригодными к использованию, в Дании законом разрешается, однако широкого признания не приобрела.
В Нидерландах и Испании нормы амортизации не совпадают с нормами, предусмотренными налоговым законодательством.
В учете Польши амортизация начисляется по определенной схеме с использованием срока и коэффициентов для конкретных групп основных средств. Величина начисленного износа может колебаться в зависимости от количества рабочих изменений, уровня технологического и экономического прогресса, производственных мощностей, срока эксплуатации, предварительно установленной ликвидационной стоимости, коэффициентов износа в соответствии с налоговым законодательством.
В России метод ускоренной амортизации разрешен к использованию уже в течение нескольких лет и заключается в увеличении линейной нормы амортизационных отчислений. По сути, в этом случае лишь сокращается срок списания. Например, линейная норма равна 10 %, т.е. актив будет списан в течение 10 лет; при увеличении нормы в два раза сохранится принцип равномерной амортизации, но период списания сократится до пяти лет.
Во Франции используется преимущественно прямолинейный метод, но ликвидационная стоимость при этом не указывается. Коммерческая амортизация по индивидуальным счетам во Франции включается в результат по обычным операциям, тогда как дополнительные суммы амортизации в целях налогообложения включаются в состав экстраординарных операций. Наиболее распространенный срок обесценивания составляет 20-30 лет для зданий и сооружений, 10 лет - для основных производственных средств и оборудования и 5 лет - для транспортных средств. С 1960 г. во Франции разрешено использовать метод ускоренного списания стоимости. Вместе с тем также применяется метод ускоренной амортизации, но не ко всем видам основного капитала, а только к наиболее важным с точки зрения экономической политики государства. Режим ускоренного списания распространяется, в частности, на оборудование, обеспечивающее решение проблем энергосбережения, экологии, информатики и др.
80-е годы в США была
разработана и, начиная с 1987 года,
разрешена к применению так
называемая Модифицированная
Эта система имеет целью стимулировать ускорение оборота и возмещение средств, вложенных предпринимателями в основные средства, за счет уменьшения суммы, с которой взыскиваются федеральные налоги. Поэтому Модифицированная система используется, главным образом, только в целях налогообложения. Эта система, как правило, не применяется для отражения стоимости долгосрочно используемых активов в балансе, так как предусмотренные ею сроки возмещения затрат обычно не совпадают с фактическими сроками эксплуатации объектов.
В то же время в американской учетной практике применяется многовариантность выбора метода определения величины износа, причем выбор такого метода и срок полезного функционирования амортизируемого актива осуществляет само руководство предприятия, т.е. решение принимается на основании профессионального суждения бухгалтера о данном вопросе.
Также в США допускается начисление амортизации отдельно для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения. Таким образом, здесь существует система ускоренного возмещения издержек, согласно которой для расчета прибыли, подлежащей налогообложению, фирмы и компании используют, подлежащей налогообложению, фирмы и компании используют методы ускоренной амортизации независимо от того, какой метод использован в бухгалтерском учете. Однако из используемых 600 крупными компаниями США методов начисления амортизации 94% применяют линейный метод, 13% - метод ускоренной амортизации, 10% - нелинейный метод.
За рубежом расчет амортизации трактуется как процесс систематического распределения первоначальной стоимости активов на затраты по периодам эксплуатации, а не как измерение их текущей рыночной стоимости на дату составления баланса. Фактическая рыночная стоимость активов может существенно отличаться в ту или иную сторону от отражаемой в балансе учетной (остаточной) стоимости.
В большинстве стран наблюдается следующий подход отображения в учете выбытия основных средств: списывается начальная стоимость и накопленный износ основных средств, которые выбывают, при этом учитываются любые доходы и расходы от выбытия. Эти операции оформляются сложной проводкой, составным элементом которой является запись по дебету или кредиту соответствующих счетов: убытка или прибыли от выбытия. Такие прибыли или убытки классифицируются в отчете о прибыли и убытках как случайные, за исключением возникающих в результате ликвидации основных средств вследствие чрезвычайных событий. Обязательно осуществляется доначисление износа на объект основных средств, которые выбыли на протяжении года, а износ начисляется в конце года (корректирующая проводка).