Методы начисления амортизации и эффективность их применения в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с принципами бухгалтерского учета стоимость производственных мощностей должна равномерно распределяться в течение предполагаемого срока их эксплуатации путем распределения (списания) на отчетные периоды, в течение которых эти мощности будут иметь производительную полезность (способность).
Цель данной работы включает в себя изучение сущности амортизации основных средств производства, её методов начисления в РБ и других странах, а также условия их применения.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОЗИК ПЕРЕДЕЛАННАЯ нужная.docx

— 94.08 Кб (Скачать файл)

 

При использовании метода уменьшаемого остатка сумма амортизации за первый год эксплуатации тем выше, чем выше применяемый коэффициент ускорения (причем прямо пропорционально его величине): при коэффициенте равным 1,5 – 25%, при 2 – 33,3%, а при 2,5 – 41,7% амортизируемой стоимости объекта. В течение срока полезного использования сумма амортизации постепенно уменьшается.

При использовании нелинейного способа наибольшая сумма амортизационных отчислений приходится на годы начала эксплуатации. За первые два года подлежит списанию более 40% их стоимости, в то время как при линейном способе всего 25%. Однако в последующие годы начисления амортизации ситуация меняется: если при линейном способе годовые амортизационные отчисления остаются на прежнем уровне, то при нелинейном способе они постепенно уменьшаются к концу срока полезного использования.

Таким образом, нелинейный способ позволяет максимально учесть моральный износ, а это важно при приобретении нового подвижного состава, оборудования и т.д.

Кроме того, новые основные средства особенно интенсивно используются в первые годы эксплуатации, когда они еще не требуют ремонта. Следовательно, при данном способе амортизации в значительной мере учитывается и физический износ. В последние годы эксплуатации, когда возникает необходимость увеличить расходы на ремонт, сумма амортизации значительно уменьшается, что положительно сказывается на финансовом состоянии организации.

Однако субъектам хозяйствования, применяющим нелинейный способ начисления амортизации, следует обеспечить высокую производительность транспортных средств, оборудования и т.д. в первые годы их эксплуатации, в противном случае такой способ может привести к образованию убытков.

Таким образом, применение нелинейного способа начисления амортизации позволяет улучшить финансовое состояние предприятия, повышает его конкурентоспособность, создает лучшие условия для быстрого внедрения в производство прогрессивного высокопроизводительного оборудования.

 

 

2.3. Производительный  способ.

 

При использовании производительного способа начисление амортизации производится исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта. Для транспортных средств ресурсом является пробег.

Ресурс каждого объекта устанавливается по решению комиссии при вводе в эксплуатацию объектов основных средств, по которым предполагается начислять амортизацию производительным способом, и определяется на основании технических характеристик, а также технической документации. Период, в течение которого будет пройдено указанное количество километров, принимается за срок полезного использования автомобиля.

При производительном способе амортизация начисляется со дня ввода транспортных средств в эксплуатацию.

Годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается по формуле:

 

 

где – срок полезного использования;

- прогнозируемый объём продукции в натуральном выражении в отчетном периоде (месяц, год);

 - ресурс данного объекта начисления амортизации в течении всего срока эксплуатации.

Рассмотрим Пример 5 на применение производительного способа начисления амортизации.

 

Пример 5.

Условие примера 2.

Срок полезного использования - 8 лет, ресурс - 800000 км.

Амортизация исчисляется производительным способом.

В месяце приобретения пробег автомобиля составил 0 км, сумма амортизации: 200750000*0/800000=0руб.

Во втором месяце эксплуатации пробег - 5250 км, сумма амортизации:

200750000*5250/800000=1317422руб.

В третьем месяце пробег - 3800 км, сумма амортизации:

200750000*3800/800000=953563руб.


 

Для расчета амортизации производительным способом нужны данные о пробеге автомобиля за календарный месяц. Учет работы транспортного средства ведется на основании путевых листов установленных форм (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2000 №31 "Об утверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению"), в которых помимо прочего отражается фактический пробег автомобиля. Однако при наличии большого автопарка учет пробега по каждому автомобилю для исчисления амортизации целесообразно вести в специальном журнале, форму которого организация может разработать и утвердить самостоятельно (ст.10 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 №3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").

При производительном способе размер амортизационных отчислений прямо пропорционален их пробегу, что позволяет наиболее тесно увязать физический износ с суммой амортизационных отчислений. Однако такой способ не в полной мере учитывает степень морального износа.

Положительной стороной производительного способа является то, что колебания объемов производства и неустойчивость спроса на продукцию (работы, услуги) не сказываются на сумме амортизации, включаемой в себестоимость единицы этой продукции (работ, услуг).

 

 

Раздел 3. Основные направления совершенствования методов начисления амортизации в Республике Беларусь.

 

Амортизационная политика является одной из основных составляющих экономической политики организации и оказывает непосредственное влияние на динамику ее развития. Выбор стратегии амортизационной политики во многом определяет качественные и количественные параметры финансово-экономической деятельности организаций, такие, как себестоимость и цена продукции, выручка от реализации и сумма налога на недвижимость, темп роста обновления основных средств и степень их изношенности и др.

Амортизация – один из важнейших и наиболее доступных источников накопления, необходимых для обеспечения процесса воспроизводства основных средств, поскольку формирует ту часть стоимости продукции, которая возмещает их потребление в процессе производства. Поэтому определение оптимальных методов начисления амортизации является одной из актуальных задач в современных условиях.

Любая амортизационная стратегия хозяйствующего субъекта должна быть направлена на максимизацию денежного потока от его производственной деятельности. В связи с развивающимися мировыми кризисными тенденциями организациям следует пересмотреть содержание амортизационной политики, где сегодня наиболее популярным является линейный способ начисления амортизации. В основу амортизационной политики должны быть положены цели, которые преследует организации на том или ином этапе ее хозяйственной деятельности.

Из анализа ситуации по амортизации в РБ следует, что одной из ключевых проблем формирования и использования амортизационного фонда в Республике Беларусь является его инфляционная незащищенность, поскольку целевое использование амортизации посредством ее накопления ведет к замораживанию этих средств и их обесценению. Чтобы снизить финансовые потери, предприятия и организации вынуждены прерывать требующийся процесс накопления амортизации и включать ее в текущий оборот, пополнять ею оборотные средства, то есть направлять ее на использование не по прямому назначению. Целевое же использование амортизации через стадию накопления ведет к инфляционному обесценению и утрате ее как финансового ресурса воспроизводства.

Решение задачи по защите амортизационного фонда от инфляционных потерь требует осуществления целого комплекса мер, выходящих за рамки протекания амортизационного процесса, ограниченного переносом изношенных основных средств на издержки производства. На уровне предприятия могут быть задействованы следующие меры по решению указанной задачи:

  • элиминирование стадии накопления амортизации и образования амортизационного фонда;
  • индексация начисленной и накопленной амортизации (амортизационного фонда) в соответствии с протекающими темпами инфляции;
  • направление амортизации на пополнение оборотных средств и ее нецелевое использование (например, на финансирование торгово-посреднической деятельности).

Однако осуществление указанных защитных мер чревато негативными последствиями для процесса воспроизводства. Таким образом, накопление амортизационного фонда ведет к его утрате, а отсутствие накопления – к потере эффективности обновления основных средств. Выходом из этого может быть только введение эффективной системы защиты амортизационного фонда от инфляции, в противном случае проводимая амортизационная политика не достигнет своих целей.

Именно воспроизводство, осуществляемое на новой технологической основе, оказывается более эффективным и должно располагать достаточными финансовыми ресурсами для покрытия всех затрат на свое осуществление. Собственно говоря, так и происходит в случаях создания нового или же технологического обновления действующего производства путем долгосрочного кредитования.

Следовательно, воспроизводство может осуществляться за счет двух финансовых источников: издержек текущего производства и авансируемых затрат на само воспроизводство. В условиях существующего сложного финансового положения предприятий рассчитывать на первый источник покрытия затрат на воспроизводство не приходится. Какие бы методы ускоренной амортизации не предлагались, денег от этого у них не прибавится. Поэтому следует ориентироваться, главным образом, на второй источник. В трансформации финансовых затрат на воспроизводство с одной производственной стадии на другую и заключается новый методологический подход и основополагающий принцип проведения амортизационной политики.

Наиболее радикальным средством элиминирования стадии накопления и вместе с тем достижения комплексного технологического обновления производства могла бы стать централизация амортизационного фонда на более высоком организационном уровне управления, например на уровне министерств, концернов, финансовых промышленных групп и других интегрированных структур. Сконцентрированные на этом уровне амортизационные отчисления всех интегрированных предприятий могли бы ежегодно запускаться на технологическое обновление одного из них, а в последующем второго, третьего и по цепочке далее.

Следовательно, проведение эффективной амортизационной политики предполагает централизацию финансовых ресурсов воспроизводства на уровне корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп и других интегрированных корпоративных структур, позволяющих вести поэтапное обновление производства входящих в их состав предприятий. Эффективная амортизация требует надлежащей корпоратизации. Это представляет также возможность индексации средств, направляемых предприятиями на создание корпоративных фондов воспроизводства, финансовым источником которой станет выручка от реализации продукции, выпускаемой технологически обновленным производством, цены на которую будут учитывать происходящую инфляцию. Следовательно, защита (индексация) финансовых ресурсов воспроизводства будет происходить за счет самого воспроизводства (обновленного производства). Вместе с тем индексация накапливаемой амортизации предприятий в корпоративном амортизационном фонде явилась бы для предприятий хорошим стимулом для передачи ее в этот фонд.

Амортизационная политика Республики Беларусь собой сложную иерархическую структуру, включающую совокупность возможных правил, нормативов, способов, методов начисления амортизации и других экономических и административных инструментов, которая позволяет действенно управлять процессом воспроизводства амортизируемого имущества.

Амортизационная политика, являясь составной частью экономической политики государства, выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране, и как элемент управления экономикой служит одним из серьезных факторов стимулирования деловой активности субъектов хозяйствования.

При осуществлении эффективной амортизационной политики предприятием идет процесс обновления основного капитала и повышается технический уровень производства. Все это, в свою очередь, создает достаточные предпосылки для снижения себестоимости продукции и максимизации прибыли, которые являются основными показателями устойчивой деятельности организации.

В настоящее время амортизационная политика в Республике Беларусь не до конца направлена на эффективное воспроизводство основного капитала и нужное стимулирование активной инвестиционной деятельности в национальной экономике. Однако для частичного решения данной задачи в настоящее время принята новая амортизационная политика, которая должна оживить обновление производственных основных фондов. В рамках новой амортизационной политики были внесены изменения:

  • разрешён метод ускоренной амортизации;
  • утверждены нормативные сроки полезного использования для различных видов основных средств;
  • предприятия сами могут регулировать интенсивность списания стоимости основных средств в рамках срока их полезного использования, т.е. проводить свою собственную отдельную амортизационную политику.

Таким образом, амортизационная политика на нынешнем этапе развития рыночной экономики должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение количества ремонтируемых объектов, а также на эффективное использование предприятием основных производственных фондов (своевременный ввод в действие основных средств, повышение коэффициента сменности его работы, рациональная организация труда и т.д.).

 

 

Заключение

 

В данной контрольной работе были рассмотрены основные понятия и сущность амортизации основных средств, а также методы начисления амортизации на подвижной состав автотранспортного предприятия в Республике Беларусь и зарубежных странах.

Информация о работе Методы начисления амортизации и эффективность их применения в странах с развитой рыночной экономикой