Методы оценки ликвидности и платежеспособности предприятии на примере сети магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 01:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в оценке ликвидности предприятия с помощью показателей, которые их характеризуют.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости
2. Привести краткую организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Исток»
3. Оценить ликвидность изучаемой организации
4. Оценить имущественное состояние организации
5. Разработать пути повышения ликвидности организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы оценки ликвидности и платежеспособности предприятии на примере сети магазинов.docx

— 41.88 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение методических подходов, содержащихся в нормативно-законодательных  актах, показало, что анализ финансового  состояния связанный с исследованием  отдельных сторон деятельности предприятия, позволяет диагностировать вероятность  банкротства, возможность предоставления кредита, оценить эффективные направления  формирования финансовой политики предприятия. Однако такой вид анализа является локальным, тематическим. Нормативные  акты не содержат методических подходов для проведения комплексного анализа  финансового состояния предприятий (организаций). Кроме того, по-прежнему остается актуальным вопрос разработки критериев оценки финансового состояния  предприятия в разрезе видов  деятельности, отраслей национальной экономики.

Эффективность управления предприятием, его финансовое состояние в настоящее  время определяется не только ликвидностью, прибыльностью, рентабельностью, но и  увеличения «цены» бизнеса, которая  является объектом преимущественно  стратегического финансового управления. Все вышеуказанное актуализирует  проблему дальнейшего совершенствования  методических подходов к финансовому  анализу предприятий.

 

2.2 Управление платежеспособностью  и ликвидностью

 

Одним из важных условий успешного  управления финансами предприятий  является анализ и диагностика его  финансового состояния и финансовой устойчивости. Главная цель анализа  – своевременно выявлять и устранять  недостатки в финансовой деятельности и находить резервы укрепления финансового  состояния предприятия и его  платежеспособности. С его помощью  вырабатываются стратегия и тактика  развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности  производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его  подразделений.

Результаты финансового  анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

В настоящее время в  России проблема оценки финансового  состояния предприятия является крайне актуальной, причем как для  различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих  субъектов, так и для менеджмента  самого предприятия.

Анализ финансового состояния  предприятия - это расчет, интерпретация  и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны  деятельности организации. Содержанием  анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью  принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления  слабых мест и внутрихозяйственных  резервов.

Анализ представляет собой  комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и  производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия, и указывать возможные  перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной  области хозяйствования.

Объектом финансового  анализа является бухгалтерская  отчетность предприятия. Анализ данных отчетности проводится с целью своевременного выявления и устранения недостатков  финансовой деятельности предприятия  и нахождения резервов улучшения  его финансового состояния.

К основным методам анализа  относятся:

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции  изменения статей баланса или  их групп и на основании этого  исчислить базисные темпы роста.

Вертикальный (структурный) анализ проводится в целях определения  структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных  статей отчетности в общем итоговом показателей (выявление влияния  каждой позиции отчетности на результат  в целом).

Трендовый (динамический) анализ основан на сравнении каждой позиции  отчетности за ряд лет и определения  тренда, т.е. общей тенденции и  прогнозирование на этой основе дальнейшего  развития ситуации. Трендовый анализ может быть построен с помощью  методов статистики (скользящее среднее, полином 1-го или 2-го порядка и т.д.) на основе данных как горизонтального, так и вертикального анализа.

Расчет финансовых коэффициентов  – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями  разных форм отчетности. По результатам  расчета финансовых коэффициентов  производится сравнительный анализ.

 

Таблица № 1: Методы анализа  финансового состояния предприятия.

Методы анализа

Сущность метода

1

Горизонтальный

сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет  выявить тенденции изменения  статей баланса или их групп и  на основании этого исчислить  базисные темпы роста.

2

Вертикальный

анализ проводится в целях определения  структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных  статей отчетности в общем итоговом показателей

3

Трендовый

основан на сравнении каждой позиции  отчетности за ряд лет и определения  тренда, т.е. общей тенденции и  прогнозирование на этой основе дальнейшего  развития ситуации

4

Расчет финансовых коэффициентов

расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями  разных форм отчетности


 

Управление платежеспособностью  проводится как минимум по двум направлениям: повышение платежеспособности и  профилактика (снижение) неплатежей. Платежеспособность предприятия можно повысить, если регулярно проводить различные  мероприятия, которые устраняют  причины и факторы снижения платежеспособности, а также способствующие повышению  ликвидности активов. Это рост удельного  веса оборотных активов в их составе, повышение доли ликвидности оборотных  активов, ускорение оборачиваемости  активов.

Немалое значение имеет финансовый имидж предприятия, который позволяет  использовать в качестве средства расчетов коммерческие (товарные) векселя. Повышая  платежеспособность, предприятие одновременно обеспечивает снижение и профилактику неплатежей. Всегда актуально усиление контроля за платежными потоками.

В этих целях желательно составлять планы поступления и расходования денежных средств, вести платежный  календарь.

В свою очередь, платежный  календарь представляет собой инструмент, который используется в процессе управления денежными потоками компании. Его ценность как инструмента  управления денежными потоками компании заключается в установлении связи  между денежными потоками, конкретными  моментами или периодами времени  и назначением или происхождением денежным сумм.

Основная его задача –  синхронизация дат поступлений  и выплат денежных средств с целью  обеспечения постоянной платежеспособности предприятия.

Управление денежными  потоками компании создает основу для  количественного анализа последствий  принятия сложных управленческих решений  и формального сравнения различных  вариантов решений. Это повышает эффективность как деятельности планово-экономических служб предприятий, так и решений, принимаемых руководством компаний.

Формами предотвращения неплатежей покупателей являются авансовые  платежи, предоплата, использование  аккредитивов, различных видов поручительства со стороны финансово благонадежных  структур (устойчивых банков, крупных  страховых, финансовых, инвестиционных компаний, органов власти и др.), а  также осуществление сделок с  залогом.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных сложных  условиях мирового финансового кризиса, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать  состояние своего предприятия, состояние  потенциальных конкурентов и  уметь адаптироваться в условиях быстроизменяющейся внешней среды.

Рассматривая финансовое состояния предприятия, можно обнаружить следующие проблемы:

низкая финансовая устойчивость. Грозит проблемами в погашении обязательств в будущем, зависимостью предприятия  перед кредиторами, что это означает потерю самостоятельности.;

низкая платежеспособность. Это означает, что у предприятия  в ближайшее время может не хватить или уже не хватает  средств для того, чтобы своевременно расплатиться по своим обязательствам, с кредиторами, персоналом предприятия. Вовремя произвести оплату налогов  и сборов. Проблемы с погашением обязательств означают снижение коэффициента ликвидности. Коэффициент общей  ликвидности помогает оценить потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов.

недостаточное удовлетворение интересов собственника. Данная проблема связана с "низкой рентабельностью  собственного капитала". Это означает, что собственник получает доходы, значительно меньшие вложенных  средств. О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал  скажет снижение показателей рентабельности.

Управление ликвидностью - это деятельность предприятия, банка  по обеспечению такого размещения средств, чтобы в любой момент имелась  возможность расплатиться по обязательствам (в короткий период времени превратить активы в денежные средства). Существует ряд методов управления ликвидностью:

1) общий метод распределения  средств, заключающийся в распределении  привлеченных и собственных средств  по каналам размещения из единого  фонда в соответствии с потребностями  и интуицией;

2) метод распределения  активов (конверсии средств), заключающийся  в размещении активов в соответствии  со сроками пассивов (например, срочные  вклады до одного года направляются  на предоставление кредитов до  одного года);

3) метод научного управления, использующий аппарат линейного  программирования для оптимизации  распределения средств.

 

2.3 Пути повышения ликвидности  и платежеспособности

 

Вопросы оценки финансовой устойчивости в условиях резко обострившегося кризиса неплатежей выходят на одно из первых мест в области управления финансами российских предприятий. Однако, традиционные методы оценки зачастую не дают точной и адекватной картины  состояния финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Одним из направлений решения  данной проблемы может стать использование  системы показателей денежного  потока, к которой все чаще прибегают  российские финансовые менеджеры.

В процессе принятия решений  руководству предприятия необходимо помнить следующее:

• ликвидность и платежеспособность являются важнейшими характеристиками ритмичности и устойчивости текущей  деятельности предприятия;

• любые текущие операции незамедлительно сказываются на уровне платежеспособности и ликвидности;

• решения, принятые в соответствии с выбранной политикой управления оборотными активами и источниками  их покрытия, непосредственно воздействуют на платежеспособность.

Политика управления оборотными активами предприятия должна преследовать основную цель – обеспечение баланса:

• между затратами на поддержание  оборотных активов в сумме, составе  и структуре, гарантирующей от сбоев  в технологическом процессе;

• доходами от бесперебойной  работы предприятия;

• потерями, связанными с  риском утраты ликвидности;

• доходами от вовлечения в  хозяйственный оборот оборотных  средств.

При этом платежеспособность предприятия, как говорилось выше, определяется структурой и качественным составом оборотных активов, а также скоростью  их оборота и ее соответствием  скорости оборота краткосрочных  обязательств.

Текущая деятельность может  финансироваться за счет:

• увеличения собственного оборотного капитала (т. е. направления  части прибыли на пополнение оборотных  средств);

• привлечения долгосрочных и краткосрочных источников финансирования.

Если предположить, что  текущая деятельность предприятия  финансируется в основном за счет источников краткосрочного финансирования, то источниками поступления дополнительных средств могут являться:

• займы и кредиты;

• кредиторская задолженность  поставщикам;

• задолженность перед  персоналом.

Таким образом, если у предприятия  замедляется скорость оборота оборотных  активов, а руководство не принимает  мер по привлечению дополнительного  финансирования, оно может стать  неплатежеспособным, даже если его  деятельность является прибыльной.

При принятии решения о  привлечении дополнительного финансирования необходимо учитывать, что каждый источник денежных средств имеет свою стоимость. Причем кредиторскую задолженность  часто рассматривают как бесплатный источник финансирования, но это не всегда верно. Так, поставщики сырья  могут предоставлять различные  скидки в зависимости от условий  поставки (размера партии, условий  оплаты и т. д.). В случае отказа от таких скидок кредиторская задолженность  может стать достаточно дорогим  источником финансирования деятельности предприятия.

Если на предприятии существует тенденция к увеличению операционного  цикла, необходимо предусмотреть меры по стабилизации финансового состояния (например, сокращение сроков хранения запасов и товарно-материальных ценностей; совершенствование системы  взаиморасчетов с покупателями; оперативную  работу с дебиторами, задерживающими оплату, и др.). При этом следует  учитывать ограниченную возможность  привлечения отдельных источников средств собственного и заемного капитала, а также рост затрат на привлечение дополнительных источников финансирования.

Информация о работе Методы оценки ликвидности и платежеспособности предприятии на примере сети магазинов