Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и перспективы управления государственным долгом Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому в данной работе необходимо рассмотреть теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды, а также особенности бюджетного дефицита в Республики Беларусь.
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег.

Содержание

Введение
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: понятие, сущность
Понятие и виды бюджетного дефицита
Концепции регулирования бюджетного дефицита: кейнсианский и неоклассический подходы.
Сущность и виды государственного долга
2. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь: динамика, состояние
2.1 Анализ структуры, динамики и показателей экономической безопасности внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь
3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и перспективы управления государственным долгом Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая кристина флеш.docx

— 36.02 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            

1 Бюджетный дефицит и государственный долг: понятие, сущность

    1. Понятие и виды бюджетного дефицита
    2. Концепции регулирования бюджетного дефицита: кейнсианский и неоклассический подходы.
    3. Сущность и виды государственного долга

2. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь: динамика, состояние

2.1 Анализ структуры, динамики и показателей экономической безопасности внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь

3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и перспективы управления государственным долгом Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления, раскрытие понятия государственного долга, анализ его динамики и возможные способы управления этими показателями.

Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ. Также при Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет (от английского budget - сумка) -ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги,государственный кредит, государственные расходы) в их действии.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет - часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание).

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит, - превышение расходов над доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства развитых стран.

Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому в данной работе необходимо рассмотреть теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды, а также особенности бюджетного дефицита в Республики Беларусь.

Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег.

Долговое финансирование бюджетных дефицитов порождает государственный долг, который определяется как сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

В написании данной работы была использована современная экономическая литература, статьи периодической печати и материал, опубликованный в Internet.

 

1 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫ ДОЛГ:ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода".

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета, превышение доходов над расходами - профицит бюджета.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом".

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превысили доходы. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Если обозначить государственные расходы буквой G, налоги и прочие сборы - буквой T, то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.

Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете.

Одна из основных проблем в данной области - эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Признание эффективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.

Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово - хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно - финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

Различным стратегиям бюджетно-налоговой политики соответствуют различные типы бюджетных дефицитов или излишков. Изменение величины сальдо государственного бюджета может происходить как на основе действия так называемых "встроенных стабилизаторов" экономики (циклический дефицит), так и при проведении дискреционной бюджетно-налоговой политики (структурный дефицит).

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.

Структурный дефицит государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Характеризуя виды бюджетных дефицитов, стоит упомянуть, что в теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате увеличения государственных расходов при снижении налогов, второй - в связи с сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности.

В экономической литературе можно встретить следующие понятия:

    1. операционный дефицит, который представляет собой общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга;
    2. первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
    3. квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

К квазибюджетным расходам относятся, например, финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным Банком; расходы, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

Таким образом, скрытый дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетногодефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, а так же в рамках "жесткого" курса на ежегодно сбалансированный бюджет.

 

1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита: кейнсианский и неоклассический подходы

 

В работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.) Дж. М. Кейнс предложил идею и методы государственного регулирования экономики, обосновал основные принципы формирования и организации системы информации, необходимой для анализа рыночных отношений. Тем самым он сформулировал основные принципы будущей системы национального учета и теории управления информацией для объективного отражения процессов и явлений. Он убедительно доказал, что без учета и измерений невозможно управление и регулирование социально-экономических процессов. Дж. М. Кейнс убедительно доказал, что:

  1. рынок не является саморегулирующей системой, способной к бесконечному процветанию;
  2. рынок не может создать равновесие в экономике без вмешательства государства;
  3. рынок не имеет механизма процентной ставки, цен и доходов;
  4. олигархи не будут инвестировать свои средства на государственные нужды и проблемы населения;
  5. деньги — второстепенный фактор, главное — рост потребления и сбережения, только из них возникают инвестиции для расширения производства и увеличения доходов населения.

Ранее были рассмотрены два противоположных подхода — кейнсианцев и неоклассиков — к объяснению кривой совокупного предложения. Поскольку объем производства зависит от величины рабочей силы, т.е. от того, сколько людей задействовано в производственном процессе, можно говорить о двух подходах к рассмотрению проблемы занятости и безработицы.

Кейнсианцы исходят из того, что в экономике существует много неиспользуемых мощностей, поэтому увеличение объема национального производства сократит безработицу. Для увеличения производства необходимо стимулировать совокупный спрос.

Это можно сделать следующими методами:

    1. за счет государственных расходов на организацию общественных работ и закупку товаров и услуг у частного сектора;
    2. за счет удешевления кредита (снижения ставки процента), стимулирующего инвестиционный спрос.

Информация о работе Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и перспективы управления государственным долгом Республики Беларусь