Методы решения проблем теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и обобщение проблем теневой экономики в России и основные методы их решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и функции теневой экономики;
- определить причины существования теневой экономики;
- рассмотреть методы решения проблем теневой экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность теневой экономики 5
1.1. Понятие и функции теневой экономики 5
1.2. Причины существования теневой экономики 7
Глава 2. Методы решения проблем теневой экономики 11
Заключение 16
Список использованных источников и литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Макроэкономика.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Влияние теневых отношений на социально-экономическое развитие России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их исследования, объяснения тенденций и современной классификации явлений теневой экономики.

Особую остроту  в настоящее время приобрела  проблема легализации некриминальной теневой экономики, что определяется совокупностью объективных и субъективных факторов. Во-первых, в условиях перехода к рыночным отношениям доля теневой экономики резко увеличивается. Этому способствует: возрастающая инфляция; возможность получения прибыли хозяйствующими субъектами без самовозрастания стоимости; вовлечение в оборот земли и средств производства; расширение частного сектора в условиях общей либерализации экономики и разгосударствления производства; массовость практики уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов; слабое нормативное и правовое обеспечение государственного регулирования рыночных отношений; рост дифференциации доходов населения, связанное с ней обострение криминогенной ситуации в обществе. Во-вторых, в переходный период государство не располагает, каким бы то ни было, механизмом сужения и легализации теневых процессов. В-третьих, практически не разработана методика качественной и количественной оценки теневых экономических структур, существующая статистическая информация не позволяет в должной мере учесть показатели теневой экономики.

Теневая экономика  как совокупность неучтенных и противоправных видов хозяйственной деятельности включает такие сегменты, как неформальная, криминальная и фиктивная экономика.

Размеры и динамика теневою сектора  экономики зависят от государственного вмешательства в хозяйственные  процессы (уровень налогообложения, эффективность налогового администрирования), от способности государства предоставлять общественные блага (охрана правопорядка, защита собственности, гарантия выполнения контрактов), а также от состояния экономики и общества в целом (теневая экономика разрастается в периоды кризисов и особенно резкого изменения общественных отношений).

Для оценки масштабов теневой экономики  используются следующие основные подходы: монетаристский, «палермо», анализ занятости  и метод технологических коэффициентов.

Целью данной работы является рассмотрение и обобщение проблем теневой экономики в России и основные методы их решений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и функции теневой экономики;

- определить причины существования теневой экономики;

- рассмотреть методы решения проблем теневой экономики.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Глава 1. Понятие и сущность теневой экономики

1.1. Понятие и функции теневой экономики

Теневая экономика — это вся  хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами.

Определяющими признаками теневой  экономики являются уклонение от официальной регистрации сделок и предприятий или умышленное искажение условий их выполнения (функционирования).

В состав теневой экономики входят следующие сегменты.

Неформальная экономика («серый рынок») — в принципе законные экономические  операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами, как, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов.

Криминальная экономика («черный  рынок») — экономическая деятельность, запрещенная законом в любой  экономической системе и в  подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др.

Фиктивная экономика - предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных  связей1.

На рубеже веков теневая экономика  была эквивалентна в развитых странах  в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой — 23, в развивающихся — 39, а по отношению к мировому валовому продукту ее доля составляла около 20%. В отдельных развитых странах масштабы неформального сегмента теневой экономики составляли (% ВВП): в Италии - 27,4, Испании - 23,4. Германии - 15, Японии - и, США - 9.

Удельный вес теневого сектора  в СССР в 1973 г., по оценке, составлял 3-4% ВВП, что в принципе характерно для стран с тоталитарными  режимами. Однако по мере углубления кризиса  этого режима его доля выросла к 1990 г. до 12% ВВП. Переход к рыночной экономике в России, как и в других странах ЦВЕ и СНГ, сопровождался ростом теневого сектора, удельный вес которого, по официальным данным российской статистики, которая исчисляет его только но неформальной экономике, возросло 25% ВВП в 1997 г., но затем наметилась тенденция к его снижению — до 19% в 2001 г. Тем не менее в российской экономике не всегда можно провести ясную разграничительную линию между бизнесом легальным и нелегальным, так как даже многие крупнейшие компании стоят одной ногой в официальной экономике, другой — в неофициальной2.

Теневая некриминальная экономика  выполняет в рыночной и особенно переходной экономике следующие функции:

1.Стабилизирующая:

Неофициальная («серая») экономика  позволяет повысить конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Доходы от теневой деятельности, не облагаемые налогами, позволяют повысить жизненный уровень вовлеченных в нее слоев населения. В переходной экономике России 90-х гг. теневые некриминальные доходы, включая не учитываемую официально заработную плату «в конверте», были, по меньшей мере, сопоставимы по величине с легальной заработной платой. Создавая новые рабочие места и источники доходов, неофициальная экономика выполняет, особенно в условиях экономического кризиса, функцию социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает социальное напряжение в обществе.

2.Дестабилизирующая:

Криминализация хозяйственной  деятельности создает серьезную  угрозу стабильности общества. Массовое уклонение от уплаты налогов порождает хронический бюджетный кризис, что и произошло в России во второй половине 90-х гг. и явилось одной из главных причин финансового кризиса 1998 г. Теневой сектор в своей некриминальной части нередко характеризуется низким техническим уровнем, что ведет к деквалификации занятой в нем рабочей силы (например, когда на ремонтно-строительных работах были заняты высококвалифицированные инженеры и рабочие, чьи специальности не были востребованы в новых условиях)3.

1.2. Причины существования теневой экономики

Основными причинами существования  и роста теневой экономики  являются:

Государственное вмешательство в  экономику. Считается, что удельный вес теневого сектора прямо зависит  от степени государственною  регулирования, тяжести налогового бремени и эффективности налогового администрирования, а также от масштабов коррупции и организованной преступности. Уход в «тень» нередко вызывается громоздким бюрократическим механизмом регистрации бизнеса (так, в конце 90-х гг. для регистрации фирмы в России было необходимо получить согласие 54 инстанций, а в Финляндии - 5). Другой причиной является нежелание или невозможность уплаты чрезмерно высоких, по мнению экономических агентов. Так, в России во второй половине 90-х гг. фирмы при соблюдении законов должны были уплачивать в виде налогов свыше половины вновь созданной стоимости, что для начинающих предпринимателей было особенно нетерпимо в условиях «первоначального накопления капитала». Уклонению от налогов способствовала и слабость налогового администрирования. Фирмы могли получить индивидуальные налоговые льготы или погашать свои обязательства перед государством «по договоренности», т.е. платили столько, сколько считали нужным. Характеризуя причины существования теневой экономики, следует учитывать национальную специфику, например уходящую в далекое прошлое традицию недоверия государству в Италии.

Кризисное или депрессивное состояние  национальной экономики, которое влечет за собой рост безработицы и снижение жизненного уровня широких слоев населения. Часть пострадавшего от кризиса населения пытается заняться малым предпринимательством, но при наличии высоких административных барьеров (установленных властями правил, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения хозяйственной деятельности, например получения лицензии на занятие данным видом бизнеса) и других трансакционных издержек при входе на рынок эти предприниматели вынуждены вступать в теневые отношения, например вести свое дело без официальной регистрации4.

Ломка общественных отношений, особенно переход от одной экономической  системы к другой, ведет к тому, что экономический кризис переплетается  с кризисом социальным и моральным, что ведет к разрастанию криминального  сегмента теневой экономики, что  и происходило в России в 90-е гг. Как показывает опыт ряда стран с переходной экономикой, по мере кристаллизации рыночных отношений и преодоления системного кризиса криминальная составляющая теневой экономики ослабевает.

Для определения масштабов теневой  экономики используются четыре основных подхода:

- монетаристский: исходит из допущения,  что в теневой экономике расчеты  ведутся исключительно наличными,  главным образом крупными купюрами. Поэтому в соответствии с этим  подходом показателями роста  теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М 2 и доли банкноте высоким номиналом в общем объеме денежного обращения. На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991 г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок в целях изъятия таким путем нелегальных капиталов;

- «палермо» (итальянский метод)  основан на сравнении величины  заявленного дохода с объемом  покупок товаров и получения  платных услуг в масштабах  страны или региона, а также  отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.);

- анализ занятости позволяет  предположить, что сохраняющийся  длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе;

- метод технологических коэффициентов  заключается в сопоставлении  данных о динамике потребления  электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии — всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора5.

Поскольку масштабы и структура  теневого сектора во многом зависят  от экономической политики государства, а разрастание этого сектора, несмотря на краткосрочные выгоды, наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров. Важную роль в этом играет вывод из «тени» неформального сегмента теневой экономики. Для этого уплата налогов участниками этого сегмента должна восприниматься ими как получение от государства социально значимых услуг (обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения. Обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности и др. В России в начале 2000-х гг. был проведен ряд реформ в этом направлении: упрошена процедура регистрации новых фирм, снижена ставка налога на прибыль предприятий (с 35 до 24%), введен ряд льгот для малого бизнеса.

 

 

 

 

2. Методы решения проблем теневой экономики

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.

Первый — радикально-либеральный, связанный с целевыми установками  на сверхвысокие темпы первоначального  накопления капитала. Печальные итоги  воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков» - хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.6

Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания.

Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе7. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а -уровень сопротивления властям — как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п. Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики» - хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства8.

Информация о работе Методы решения проблем теневой экономики