Методы решения проблем теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и обобщение проблем теневой экономики в России и основные методы их решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и функции теневой экономики;
- определить причины существования теневой экономики;
- рассмотреть методы решения проблем теневой экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность теневой экономики 5
1.1. Понятие и функции теневой экономики 5
1.2. Причины существования теневой экономики 7
Глава 2. Методы решения проблем теневой экономики 11
Заключение 16
Список использованных источников и литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Макроэкономика.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Предприниматели рассматриваемой  категории постоянно находятся  под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик» - хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление «спать спокойно»9.

Однако это лишь морально-психологическая  сторона дела. А есть и чисто  экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая  сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики» - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.

Наиболее активными критиками  идеи легализации «теневого» капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся «теневая» сфера в большей или меньшей степени криминализирована. Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «не пойман — не вор».

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности - неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:

- Следует всячески стимулировать  безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы  на банковский счет и не  обезналичивающим их, можно учитывать  половину уплаченного ими НДС.  Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

- Необходимо запретить бесконтрольное  представление и привлечение  кредитов, отчуждение собственности  и принятия на себя обязательств  неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

- Важно децентрализовать, укрепить  судебную и правоохранительные  органы, закрепив за соответствующими  институтами часть налоговых  доходов;

Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет10.

Реализация предполагаемых мер  приведет к снижению объема кредитных  и фондовых операций при обеспечении  их эффективности и надежности. Многократно  возрастут масштабы безналичных  расчетов - это для финансовой элиты. Государство получит прирост  бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение  инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической  политике, суть которого — во всемерном  поощрении отечественного товаропроизводителя. В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов11.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая  система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем, прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.

Мировым экономическим сообществом  признано, что одной из самых больших  угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и "отмывания" денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой ценой привлечь клиентов.

Цивилизованные банковские сообщества понимают необходимость налаживания  контактов с контролирующими  органами в интересах, как собственной  безопасности, так и безопасности всей экономической системы.

Заключение

История теневой экономической  деятельности — это, прежде всего, элемент  истории товарно-денежных отношений. Натурально-хозяйственная жизнедеятельность  практически не порождает теневой  экономики как специфического экономического института, поскольку натуральное производство, как правило, жестко локализовано, не мобильно и потому не может быть укрыто от государственного или иного контроля. Домашнее производство, которое всегда натурально, казалось бы, не подтверждает этого вывода, однако государство практически никогда и не стремится контролировать этот сектор экономики, поэтому относить его к теневой экономики можно лишь со значительной долей условности. В целом, однако, теневая экономика есть феномен именно товарного, а не натурального хозяйства. История теневой экономической деятельности отражает общие закономерности исторической эволюции социально-экономических систем. Отметим лишь две подобные универсальные закономерности. Во-первых, происходит постепенная «деколлективизация» субъектов — если на ранних этапах истории теневая деятельность осуществляется, как правило, коллективно, то с течением времени она индивидуализируется. Во-вторых, наблюдается постепенная урбанизация теневой экономики — она смещается из сферы сельской в сферу городской экономики.

Теневая экономика всегда является признаком не совершенства правового  государства. История любой страны дает много примеров того, как законы, существующие на протяжении какого-то периода, в определенный момент времени  «официального всеобщего прозрения» кардинально пересматриваются, и то, что еще вчера могло караться самым жестоким образом, сегодня начинает восприниматься как норма. Таким образом, с одной стороны, существуют нормы общечеловеческой морали (хотя они также могут значительно отличаться для отдельных человеческих сообществ) как неписаные законы, вырабатываемые данным сообществом в качестве вечных истин («не убий», «не укради», например), с другой - есть законы, написанные конкретными людьми. A priori нередко предполагается, что законы, «писаные людьми», должны отражать суть неписаных законов общечеловеческой морали с целью регулирования взаимодействия в конкретных сферах деятельности. Однако в реальной жизни создание законов происходит под влиянием конкретных «групп давления», выразители интересов которых могут просто совершать ошибки или их нравственные ценности могут быть деформированными и входить в конфликт с «вечными ценностями», антинравственный характер, закладывая прочную основу для их двусмысленного толкования;

Теневая экономика зависит от предшествующего развития (культурного, экономического, правового) и состояния экономики на данный момент. Проявляется в том, что уже сложившиеся теневые институты и структура экономики, политическая система и социальная структура делают развитие по прежней траектории наиболее вероятным. Иными словами, теневая экономика постепенно создает внешнюю экономическую, институциональную, социальную среду, которая благоприятствует ей и стимулирует дальнейшее развитие.

Теневая экономика, по определению, не обеспечивает профессиональной и социальной защищенности населения, как официальная экономика. В теневой экономике отсутствуют издержки и на долгосрочное воспроизводство труда - на защиту материнства, на образование и на пенсии. Большинство занятых в теневой экономике не имеют альтернатив трудоустройства.

В результате всех произошедших трансформаций  на современном этапе в российском обществе образовались две основные формы проявления теневой экономики  крупная спекулятивная и низовая  общинная (соответственно распределению частной собственности). К первой форме можно отнести всех олигархов владеющих огромными капиталами, которые либо «крутятся» в спекулятивно - финансовой сфере внутри страны, либо вообще уходят за границу. Ко второй форме теневой экономике можно отнести все малые предприятия, индивидуальных частных предпринимателей и все население в целом. Экономические и социальные результаты последней российской экономической революции оказались разрушительными для общества и государства, до предела заострив проблемы теневой экономики, проблемы выживания. Это заставляет вновь возвращаться к вопросам о необходимости столь радикальных реформ и причинах столь высоких издержек.

Согласно экономической теории в таком случае теневой экономикой будет являться неконтролируемый обществом сектор общественного хозяйства в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, услуг, а также предпринимательских способностей.

Проблема теневой экономической  деятельности многоаспектна, так как в нее включено практически все трудоспособное население России. Она воспроизводится специфической субкультурой, проявляется в разных вариантах (неформальные, неконтрактные и другие аналогичные отношения) и имеет свои субъективные «опоры» практически среди всех социально-демографических и профессиональных групп. В силу этого она проявляет способность функционировать независимо потому, что предпринимает или не предпринимает государство.

На современном этапе наиболее эффективным способом легализации  теневой экономической деятельности может стать фискальный механизм.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2012. - 496 с.
  2. Барсукова С. Теневая экономика: специфика фаз в условиях раздатка / С. Барсукова // Вопросы экономики. - 2012. - № 12. - С.133-145.
  3. Белов Е.А. Особенности определения теневой занятости населения в рамках различных предметных подходов / Е.А. Белов // Соц.-гуман. знания. - 2012. - № 6. - С.137-149.
  4. Бобырев В.В. Теневая экономика: деятельность международных и правоохранительных организаций / В.В. Бобырев. – М.: Высшее Образование и Наука, 2012. - 122 с.
  5. Глушков В.В. Классификация теневой экономической деятельности / В.В. Глушков // Нац. проекты. - 2010. - № 12. - С.130-135.
  6. Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов / Н.М. Голованов, В.Е. Перекислов, В.А. Фадеев. – СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
  7. Латов Ю.В. Теневая экономика. Учебное пособие для вузов / Ю.В. Латов, С.Н. Ковалев. – М.: Норма, 2012. - 336 с.
  8. Макаров Д.Г. Теневая экономика и уголовный закон / Д.Г. Макаров. – М.: Юрлитинформ, 2010. - 216 с.
  9. Мещеряков А.А. Основные направления совершенствования противодействия легализации доходов в системе экономической безопасности предприятия / А.А. Мещеряков // Аспирант и соискатель. - 2010. - № 6. - С.16-19.
  10. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению / под ред. Н. Карпычевой. – М.: Финансы и статистика, 2011. - 272 с.
  11. Попов Ю.Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства / Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов. – М.: Дело, 2013. - 240 с.
  12. Русанов Г.А. Теневая экономика как негативный фактор трансформации экономической модели в России / Г.А. Русанов // Рос. юстиция. - 2012. - № 2. - С.58-60.
  13. Теневая экономика / под ред. Н. Эриашвили, Н. Артемьева. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. - 448 с.
  14. Тимофеев Л.М. Теневые экономические системы современной России. Теория - анализ – модели / Л.М. Тимофеев. – М.: Издательский центр РГГУ, 2011. - 328 с.
  15. Шестаков А.В. Теневая экономика. Учебное пособие / А.В. Шестаков. – М.: Дашков и Ко, 2012. - 152 с.

 

 

1 Барсукова С. Теневая экономика: специфика фаз в условиях раздатка // Вопросы экономики. - 2012. - № 12. - С.133.

2 Барсукова С. Теневая экономика: специфика фаз в условиях раздатка // Вопросы экономики. - 2012. - № 12. - С.134.

3 Барсукова С. Теневая экономика: специфика фаз в условиях раздатка // Вопросы экономики. - 2012. - № 12. - С.135.

4 Глушков В.В. Классификация теневой экономической деятельности // Нац. проекты. - 2010. - № 12. - С.130.

5 Глушков В.В. Классификация теневой экономической деятельности // Нац. проекты. - 2010. - № 12. - С.132.

6 Мещеряков А.А. Основные направления совершенствования противодействия легализации доходов в системе экономической безопасности предприятия // Аспирант и соискатель. - 2010. - № 6. - С.16.

7 Мещеряков А.А. Основные направления совершенствования противодействия легализации доходов в системе экономической безопасности предприятия // Аспирант и соискатель. - 2010. - № 6. - С.17.

8 Русанов Г.А. Теневая экономика как негативный фактор трансформации экономической модели в России // Рос. юстиция. - 2012. - № 2. - С.58.

9 Русанов Г.А. Теневая экономика как негативный фактор трансформации экономической модели в России // Рос. юстиция. - 2012. - № 2. - С.59.

10 Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2012. - С. 112.

11 Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2012. - С. 113.


Информация о работе Методы решения проблем теневой экономики