Методы стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что в системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование – способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование.

Содержание

Введение…..……………………………………………………………. 3
1. Система показателей стратегического планирования ….………. 5
2. Методика стратегического планирования…………………………. 11
3. Методы стратегического планирования…………………………. 12
4. Заключение………………………………………………………… 18
Список используемой литературы..……………………………........ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контролинг.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Забайкальский Государственный  Университет

(ЗабГУ)

Кафедра строительства

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Планирование и контроллинг

на тему: «Методы стратегического  планирования»

 

 

 

 

                                                                 

 

 

                                                                Выполнил: студент гр. ЭУНз-08

                                                                                  Большакова И.П.

                                                               Проверил: ст. преподаватель

                                                                                Степанова И.А.

 

 

 

 

 

Чита 2013

Оглавление

 

Введение…..…………………………………………………………….

3

1. Система показателей стратегического планирования ….……….

5

2. Методика стратегического планирования………………………….

11

3. Методы стратегического планирования………………………….

12

         4. Заключение…………………………………………………………

18

          Список используемой литературы..……………………………........

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена  тем, что в системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование – способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование.

В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и возможных сроков их решения план может иметь различные формы. В соответствии с этим планирование подразделяют на:

Долгосрочное, рассчитанное на срок от 5 до 15 лет и предусматривающее  формирование перспективных целей  предприятия, направленных на наилучшее  использование его ресурсов, на основе долгосрочных прогнозов;

Среднесрочное, сроком от 1 года до 5 лет. Среднесрочные планы  по сравнению с долгосрочными  более подробны, содержат большое  число количественных показателей, и в них делается упор на распределение ресурсов. Объектами такого планирования являются производственные мощности предприятия, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, научные исследования и разработки и т.д.;

Краткосрочное, или текущее, - рассчитано на срок до одного года.

В последние годы особенно возросла роль стратегического планирования, целью которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде.

Благодаря стратегическому  планированию предприятие может  с необходимой точностью оценить  свои потенциальные возможности, разработать  соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразделению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, так как оно  использует не традиционный подход “из  прошлого в будущее”, а предполагает направление анализа и принятие управленческих решений “из будущего в настоящее”. Это и вызывает основные трудности: как планировать “от базы”, знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, знают немногие.

Огромный вклад в  становление и развитие стратегического  планирования внесли Ф. Абраме, И. Ансофф, М. Портер, Г. Хамел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикланд. Именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования. В области методологии стратегического планирования особое место занимают прикладные разработки таких фирм – лидеров консалтингового бизнеса, как прикладные разработки Consulting Group, McKinsey, Artur D. Little.

Цель реферата: проанализировать методы стратегического планирования.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть систему стратегического планирования.
  2. исследовать методы стратегического планирования.

Методы исследования: анализ научной литературы, синтез, сравнение.

Реферат структурно представлен введением, 3 параграфами, заключением , списком использованных источников.

 

 

 

1. Система показателей стратегического планирования

Разработка всех видов  управленческих решений в форме  прогнозов, стратегических программ и  планов невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования.

Под показателем в  современном учете и статистике понимается количественно качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причем качественная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная – его размер, абсолютную или относительную величину. Применительно к стратегическому планированию, под показателем следует понимать меру (количественную и качественную) планового здания, придающую его количественную или качественную определенность.

Современная система  показателей в целом позволяет  характеризовать содержание основных социально-экономических процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и используется в их государственном регулировании. В связи с данным обстоятельством, учетом особенностей различных уровней регулирования и планирования различают несколько систем показателей:

-Систему показателей  планирования  в целом. Она  включает в себя кроме показателей  федеральных программ, комплексных  социально-экономических прогнозов,  показатели системы национальных  счетов, государственного бюджета,  сводного финансового плана страны;

- Систему показателей,  используемых в процессе разработки  рабочими органами государственной  власти, комплексных прогнозов социально-экономического  развития страны, федеральных стратегических  программ, государственного бюджета;

- Систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных программ и местных бюджетов;

- Систему показателей  развития отдельной отрасли;

- Систему показателей  прогнозов, стратегических программ  и планов развития коммерческих  организаций и их ассоциаций (объединений).

Используемая в стратегическом планировании система показателей  должна отвечать определенным требованиям. К важнейшим их них обычно относят:

  1. Единство и обязательность показателей для данного уровня планирования. Данная задача решается путем разработки перечня как утверждаемых, так и используемых для расчетов показателей.
  2. Показатели должны обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться  (укрупняться и разукрупняться), быть сопоставимыми.
  3. Показатели, используемые в стратегическом планировании должны иметь четкую меру, то есть быть определенными, измеряемыми.
  4. В целом система показателей должна обеспечивать комплексную характеристику всех аспектов функционирования планируемых объектов.
  5. Система показателей должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.
  6. Показатели стратегических программ и планов должны содержать указания на конкретных исполнителей плановых заданий, т.е быть адресными.
  7. Показатели, используемые в стратегическом планировании, должны ориентировать соответствующие объекты – планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности.
  8. Число показателей, содержащихся в прогнозах, стратегических программах и планах всех уровней и временных горизонтов должно быть численно ограниченным

В зависимости от связи  с объектами стратегического  планирования и содержанием меры, показатели могут быть классифицированы. Различают следующие группы показателей:

а) конечные и промежуточные;

б) натуральные и стоимостные;

в) количественные и качественные;

г) объемные и сетевые;

д) абсолютные и относительные;

е) утверждаемые, расчетные и информационные( справочные).

Деление показателей, используемых в стратегическом планировании на конечные и промежуточные, связано с особенностями удовлетворения потребностей общества на различных уровнях управления и планирования. Поэтому конечные результаты и показатели их выражающие, в зависимости от уровней их рассмотрения имеют определенное содержание и границы. Так, на уровне первичного звена национальной экономики конечные результаты (общественные потребительные стоимости) представляют собой блага, удовлетворяющие потребности товаропроизводителей, физических лиц в средствах производства и предметах потребления; на втором уровне – это блага, удовлетворяющие производственные и непроизводственные потребности субъектов федерации (регионов) и отраслевых систем разной степени мощности и сложности; на третьем – блага, удовлетворяющие потребности общества в целом.

Таким образом, под конечными показателями на микроуровне понимают показатели, характеризующие объемы продукции, выходящие за пределы коммерческой организации, не идущими на цели внутреннего потребления у отдельных хозяйствующих субъектов. На микроуровне под конечными показателями имеют ввиду такие, которые характеризуют продукцию (услуги), используемую для удовлетворения нужд производственного и непроизводственного накопления, для личного и общественного непроизводственного потребления, возмещения выбытия и капитального ремонта элементов основного капитала и на экспорт ( за вычетом импорта).

В свою очередь, под промежуточными показателями, понимают такие, которые  характеризуют продукцию, необходимую  для изготовления конечной, или же продукт, предназначенный для дальнейшей его переработки в производстве.

Натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели характеризуют  вещественную сторону производства. Они дают возможность установить прямое соответствие между объемом  производства продукции в ее конкретно-вещественной форме и объемом потребностей в этой продукции, измеряются в единицах, которые связаны с характером продукции. Однако сфера применения натуральных показателей в чистом виде относительно ограничена, поскольку они характеризуют лишь частные связи и пропорции в национальной экономике. Для расширения сферы их использования, разрабатывают условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения данного вида продуктов к единому измерителю при помощи переводных коэффициентов. Общей основой для установки условно-натуральных показателей выбирается какое-либо решающее потребительское свойство продукции или работ, имеющие наибольшее экономическое значение. Например, все виды топлива в условном исчислении измеряются при помощи переводных коэффициентов, отражающих потребность в топливе для получения 7000 ккал (1 т угля равна 1 ед.; нефти – 1,5 ед.).

Стоимостные показатели. В рыночном хозяйстве чрезвычайно велика роль стоимостных показателей. С их помощью  выражаются совокупные результаты воспроизводственного процессе (производство валового внутреннего продукта, валового национального продукта, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, стоимость основного капитала и его потребления, заработная плата по экономике в целом, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д.). Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, определить направления в развитии различных отраслей, регионов, темпов их роста, структуру национальной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста. С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы.

На микроуровне стоимостные  показатели позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, росту производительности труда, повышения рентабельности и т.д.

Стоимостные и натуральные показатели выступают в форме колличественных и качественных. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными или сетевыми. Объемные показатели отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда в рублях на 1 работника и т.д. Сетевые – выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры. Это: количество школ, больниц, учреждений культуры и т.д., а также контингенты врачей, учителей, школьников, студентов и т.д. Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, степени их коэффициентов, т.е. издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т.д. Качественные показатели делятся на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Технико-экономические показатели охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования основных и оборотных фондов. К ним относятся, например, такие как: съем стали с 1 м2 пода печи, время оборота вагона, расход металла на 1 машину и т.д. Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов. Они являются важнейшими синтетическими показателями, отражающими в обобщенном виде качество работы коммерческих организаций и отраслей национальной экономики. К числу экономических показателей относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдача и т.д.  

Информация о работе Методы стратегического планирования