Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:49, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что в системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование – способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование.
Введение…..……………………………………………………………. 3
1. Система показателей стратегического планирования ….………. 5
2. Методика стратегического планирования…………………………. 11
3. Методы стратегического планирования…………………………. 12
4. Заключение………………………………………………………… 18
Список используемой литературы..……………………………........ 19
Следует иметь ввиду, что деление показателей, используемых в стратегическом планировании на качественные и количественные в известной мере носит условный характер, так как качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные – качественную характеристику.
Показатели прогнозов, стратегических программ и планов рассматриваются как в абсолютном, так и в относительном выражении. Абсолютные показатели выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явление. Относительные же – характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.
Среди показателей стратегических программ и планов различают: утверждаемые, расчетные и информационные (справочные) показатели. Утверждаемые показатели являются обязательными для исполнения. Это показатели: государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, объема производства фирмы, важнейших видов ее продукции, уровень издержек производства, производительность труда и т.д., Количество утверждаемых показателей в рыночном хозяйстве сокращается при переходе от планов коммерческих организаций, к планам субъектов федерации и страны в целом. К расчетным показателям относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели – это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», «на 100000 населения», «доля» и т.д. Они позволяют сравнить уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов), фирм, отраслей и т.д.
2. Методика стратегического планирования
Важной составной частью
методологии стратегического
Методика стратегического планирования - это совокупность методов, приемов разработки, обоснование и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей, и их взаимной увязки. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показатели прогнозов, стратегических программ и планов.
Составление различных плановых документов предполагает выявление и решение многообразных экономических, социальных, научно-технических и других проблем. Проблемы стратегического планирования (проблема – греч. – задача, задание) – теоретические и практические вопросы, требующие разрешения; различие между фактическим и желательным состоянием объекта планирования.
Проблемы различают по характеру их структурности, то есть по степени развитости связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и следствиями. Выделяют четыре класса проблем:
3. Методы стратегического планирования
В связи с различиями
в структурности проблем
Экспертные (оценочные) или эвристические методы. Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыты специалистов-экспертов, интуиции. Конкретными формами их использования являются:
а) массовая оценка – выяснение мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы планирования в ходе социологических исследований;
б) организация систематической работы экспертов (экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству при Минэкономики и Минсотрудничестве РФ, научные Советы институтов при Минэкономики РФ и т.д.). Лица, привлекаемые в качестве экспертов являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знаний обладающие большим профессиональным и практическим опытом;
в) организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности, широко известны такие методы организации работы экспертов, как: «Мозговая атака», «Дельфи», «Паттери» и другие.
Экспертные методы используются преимущественно при решении неструктурированных и слабо - структурированных – проблем.
Методы социально-
При анализе используются такие рабочие методы, как сравнение выборочное изучение работы крупных объектов стратегического планирования, группировки, цепные постановки, исчисление балансовых разниц, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции, метод главных компонент и т.д. Методы социально-экономического анализа используются при решении проблем всех классов.
Методы прямых инженерно- экономических расчетов. Проектировки роста производства на предприятиях, обосновываются детальными инженерно – экономическими расчетами потребностей рынка на данном виде продукции и возможностей ее производства. На предприятиях промышленности такие расчеты охватывают, улучшение использования производственных мощностей, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов (персонала); снижение себестоимости продукции и т.д.
Особое место среди
инженерно-экономических
Инженерно- экономические расчеты часто базируются на системе норм.
При этом используются следующие группы:
Методы инженерно-
Балансовый метод. Под балансовым методом в стратегическом планированием понимается совокупность приемов , используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов добиться баланса (равновесия) между показателями.
Балансовый метод является важным инструментом анализа и прогнозирования развития национальной экономики. С его помощью можно выявить направления движения материальных и финансовых потоков в стране, определить материально-вещественные и стоимостные пропорции в экономике, смоделировать на будущее их количественные параметры, получить представление о состоянии равновесия социально-экономической системы, рассчитать необходимый прирост различных факторов производства для создания материальной основы удовлетворения общественных потребностей, потребностей рынка в материальных благах и услугах.
Балансы, используемые на уровне фирмы, позволяют судить и о ее наличных производственных мощностях, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать производство продукции фирмы в маркетинговом мониторинге; получить четкое представление о ресурсах фонда времени работы оборудования и производственных мощностей и его использовании в производстве, а также о фонде рабочего времени персонала, его структуры и направлениях экономии; подготовить плановый бюджет фирмы, решить другие, стоящие перед ней задачи.
Ошибочно смешивать «балансовый метод» с разработкой только одних балансов. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используется как балансовый метод, так и все другие методы стратегического планирования. Балансовый метод широко используется при решении проблем всех типов структурированности.
Экономико-математические методы и модели.
Экономико-математические
методы представляют собой специфические
приемы анализа социально-
Экономико-математические методы и модели применимы для решения хорошо структурированных и реструктурированных проблем. С помощью линейного программирования успешно решаются задачи производственного планирования: составление – оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах, оптимальной загрузки оборудования.
Особую группу составляют
задачи рационального раскроя
Большие возможности имеет применение линейного программирования при планировании сельскохозяйственного производства – для решения задач распределения посевных площадей между различными культурами, рационального планирования севооборотов, расчета оптимального сочетания отраслей сельскохозяйственного производства, определение наилучшей структуры стада, наиболее эффективных рационов кормления скота и т.д.
Подавляющее большинство зависимостей в экономике носит нелинейный характер. Поэтому получили свое развитее и другие виды программирования: нелинейное (численное, параметрическое), динамическое, стохастическое.
Метод системного анализа и синтеза. Специфика анализа и синтеза, как метода стратегического планирования состоит в расчленении, разложении экономических систем и протекающих в них процессов на их составные части и на этой основе определение ведущих звеньев, «узких мест», ключевых проблем перспективного развития.
Решение комплексных проблем, связанных с разработкой стратегических планов развития производственных систем на различных уровнях, обеспечивается перспективным комплексным анализом.
Повышение комплексности
анализа связано с его
На основе анализа состояния организации (рассматриваемой, как результат и как деятельность, проведение которой направлено на повышение эффективности производственных систем) определяются исходные позиции нового плана.
Комплексный анализ не отделим от синтеза проблем, стоящим перед перспективным развитием. Анализ и синтез представляют единое методологическое целое. Метод системного анализа и синтеза может использоваться при решении всех проблем стратегического планирования.
Заключение
Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному планированию и заняло лидирующее место в планирующей деятельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объемным, включая в себя на ряду с основными элементами внутренней среды организации внешние аспекты: социальные факторы, вкусы и потребности покупателей, действие конкурентов и т.д. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного – в его вариативности, разработке альтернативных версий развития будущего предприятия.