Методы экспертных оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Существенным фактором повышения научного уровня управления является применение при подготовке решений математических методов и моделей. Однако, полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности. В связи с этим все шире используются экспертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений.

Содержание

Введение

1.1 Понятие и сущность экспертного оценивания …………………..5

1.2. Этапы экспертного оценивания ………………………………….10

1.3 Виды экспертных оценок ……………………………………….14

1.4 Обработка результатов опроса экспертов…………………………22

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВый реферат - МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК.docx

— 74.40 Кб (Скачать файл)

         МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине « Экономико-математические методы маркетинговых исследований»

ТЕМА: Методы экспертных оценок

 

 

 

Студентки __4__ курса

специальности (направление)

________МЕНЕДЖМЕНТ________

заочной формы обучения,

группы _____

А.Ю. Володина

Проверил:

 

Тюмень 2014

Регистрационный номер                                                                                                        Дата

________________                                                                                                       ________________201__

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                       Дата

________________                                                                                                         _______________201__

 

Оценка (зачет/незачет)                                                                                                            Дата

________________                                                                                                         _______________201__

Оглавление.

     Введение

 

1.1  Понятие и сущность экспертного оценивания …………………..5

 

1.2. Этапы экспертного оценивания ………………………………….10

 

1.3   Виды экспертных оценок ……………………………………….14

 

1.4 Обработка результатов опроса экспертов…………………………22

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная экономика предъявляет новые, более  высокие  требования  к

управлению. Вопросы совершенствования методов управления приобретают  сейчас очень важное значение, поскольку именно в этой  сфере  имеются  еще  большие резервы роста эффективности народного хозяйства.

      Существенным  фактором повышения научного  уровня  управления  является применение при подготовке решений математических методов и моделей.  Однако, полная  математическая  формализация   технико-экономических   задач   часто неосуществима вследствие их качественной новизны  и  сложности.  В  связи  с этим  все  шире  используются  экспертные  методы,  под  которыми   понимают комплекс  логических  и  математико-статистических   методов   и   процедур, направленных  на  получение  от  специалистов  информации,  необходимой  для подготовки и выбора рациональных решений.

      Экспертные  методы  применяют  сейчас  в   ситуациях,   когда   выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены  на  основе точных  расчетов.  Такие   ситуации   нередко   возникают   при   разработке современных проблем управления общественным производством и,  особенно,  при прогнозировании и долгосрочном планировании. В  последние  годы  экспертные оценки  находят  широкое  применение  в  социально-политическом  и   научно- техническом прогнозировании, в планировании народного  хозяйства,  отраслей, объединений,  в  разработке  крупных  научно-технических,  экономических   и социальных программ, в решении отдельных проблем управления. В  ходе  развития  общественного  производства  возрастают  не  только сложность управления, но и требования к качеству  принимаемых  решений. 

Для того,  чтобы  повысить  обоснованность  решений  и   учесть   многочисленные

факторы, оказывающие влияние  на  их  результаты,  необходим,  разносторонни анализ, основанный как на расчетах, так  и  на  аргументированных  суждениях руководителей и специалистов, знакомых  с  состоянием  дел  и  перспективами развития  в  различных  областях   практической   деятельности.   Применение экспертных  методов  обеспечивает  активное   и   целенаправленное   участие специалистов на всех этапах  принятия  решений,  что  позволяет  существенно повысить их качество и эффективность.

      Целью является  изучение метода экспертных оценок - одного из важнейших этапов принятия грамотных управленческих решений.

      Исходя из поставленной цели, были выявлены следующие задачи:

     1) изучение  роли экспертизы в управлении;

     2) рассмотрение  порядка организации экспертного  оценивания;

     3) изучение  видов шкал и порядка их  использования;

     4) подробное  рассмотрение заключительного этапа экспертного оценивания – обработки экспертных оценок.

      Реферат  состоит  из  введения,  четырёх параграфов ,   заключения   и   списка литературы. В работе рассматривается вопрос  о  необходимости  экспертизы  в управлении,  рассмотрен   метод   экспертных   оценок,   этапы   организации экспертного оценивания.

      Так  как  целью  данной  работы  является   рассмотрение   экспертного

оценивания   в  теоретическом  аспекте,  то   практическое   применение   не

рассматривается.

      В заключении рассматривается роль метода экспертных оценок в  принятии управленческих решений.

 

 

 

    1. Понятие и сущность экспертного оценивания

 

Как будет изменяться экономическая обстановка с течением времени? Что будет с окружающей природной средой через десять лет? Как изменится экологическая обстановка? Будет ли обеспечена экологическая безопасность промышленных производств или же вокруг станет простираться рукотворная пустыня? Достаточно вдуматься в эти постановки естественных вопросов, проанализировать, как десять или тем более двадцать лет назад мы представляли себе сегодняшний день, чтобы понять, что стопроцентно надежных прогнозов просто не может быть. Вместо утверждений с конкретными числами можно ожидать лишь качественных оценок.

Сущность метода экспертных оценок  заключается  в  проведении  экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений  и формальной  обработкой  результатов.  Получаемое  в   результате   обработки обобщенное мнение экспертов принимается как  решение  проблемы.  Комплексное использование интуиции  (неосознанного  мышления),  логического  мышления  и количественных  оценок  с  их  формальной  обработкой   позволяет   получить эффективное решение проблемы. При выполнении своей роли в процессе управления эксперты  производят  две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели,  решения) и производят  измерение  их  характеристик  (вероятности  свершения событий, коэффициенты значимости  целей,  предпочтения  решений).

Формирование  объектов  осуществляется  экспертами  на  основе   логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания  и  опыт  эксперта. Измерение  характеристик  объектов  требует  от  экспертов   знания   теории измерений.

  Характерными  особенностями  метода  экспертных   оценок   как   научного инструмента решения сложных  не формализуемых  проблем  являются,  во-первых,

научно  обоснованная  организация   проведения   всех   этапов   экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов,  и,  во- вторых, применение количественных методов, как  при  организации  экспертизы, так и  при  оценке  суждений  экспертов  и  формальной  групповой  обработке результатов.  Эти  две  особенности  отличают  метод  экспертных  оценок  от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой  в  различных  сферах человеческой деятельности.  Экспертные коллективные оценки широко  использовались  в  государственном масштабе для решения сложных проблем управления народным  хозяйством  уже  в первые годы Советской власти.  В  1918  году при  Высшем  совете  народного хозяйства был создан Совет  экспертов,  задачей  которого  являлось  решение наиболее сложных  проблем  реорганизации  народного  хозяйства  страны.  При составлении  пятилетних   планов   развития  народного   хозяйства   страны систематически   использовались    экспертные   оценки    широкого    круга специалистов.

  В настоящее время  в нашей стране и за  рубежом  метод  экспертных  оценок широко применяется  для  решения  важных  проблем  различного  характера.  В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные  или временные экспертные комиссии,  формирующие  решения  по  различным  сложным неформализуемым проблемам. Все множество плохо формализуемых проблем условно можно разделить на  два класса. К первому классу относятся проблемы,  в  отношении которых  имеется достаточный  информационный  потенциал,  позволяющий  успешно   решать   эти проблемы.  Основные  трудности  в  решении  проблем   первого   класса   при экспертной оценке заключаются  в  реализации существующего  информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур  опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом  методы опроса  и  обработки  основываются  на  использовании  принципа   «хорошего»

измерителя. Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:

  1) эксперт является  хранилищем большого объема  рационально  обработанной

информации, и поэтому он может  рассматриваться  как  качественный  источник

информации;

  2) групповое мнение  экспертов близко к истинному  решению проблемы.

  Если эти гипотезы  верны, то для построения процедур опроса  и  алгоритмов обработки можно использовать результаты теории  измерений  и  математической статистики.

  Ко второму классу  относятся проблемы, в отношении  которых  информационный потенциал знаний недостаточен для  уверенности  в  справедливости  указанных гипотез.  При  решении  проблем  из  этого  класса  экспертов   уже   нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень  осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение  методов  осреднения, справедливых для «хороших измерителей», в данном  случае  может  привести  к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта,  сильно  отличающееся  от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с  этим  для проблем  второго  класса  в   основном   должна   применяться   качественная обработка.

  Область применения  метода экспертных  оценок  весьма  широка.  Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:

  1)  составление  перечня  возможных  событий  в  различных  областях  за определенный промежуток времени;

  2)  определение   наиболее   вероятных   интервалов   времени   свершения совокупности событий;

  3) определение целей  и задач управления с  упорядочением  их  по  степени важности;

  4) определение альтернативных (вариантов  решения  задачи  с  оценкой  их предпочтения;

  5) альтернативное распределение  ресурсов для решения задач с  оценкой  их предпочтительности;

  6) альтернативные варианты  принятия решений  в  определенной  ситуации  с оценкой их предпочтительности.

  Для решения перечисленных  типовых задач  в  настоящее  время  применяются различные  разновидности  метода  экспертных оценок.   К   основным   видам относятся: анкетирование  и  интервьюирование;  мозговой  штурм;  дискуссия; совещание; оперативная игра; сценарий.

  Каждый   из   этих   видов   экспертного  оценивания   обладает   своими преимуществами   и   недостатками,   определяющими   рациональную    область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное  применение нескольких видов экспертизы.

  Анкетирование и сценарий  предполагают  индивидуальную  работу  эксперта.

Интервьюирование может осуществляться как индивидуально,  так  и  с  группой экспертов.  Остальные  виды  экспертизы  предполагают  коллективное  участие экспертов, в работе. Независимо от индивидуального  или  группового  участия экспертов  в  работе  целесообразно   получать   информацию   от   множества экспертов.  Это  позволяет  получить  на  основе  обработки   данных   более достоверные результаты, а также  новую  информацию  о  зависимости  явлений, событий,  фактов,  суждений  экспертов,  не  содержащуюся  в  явном  виде  в высказываниях экспертов.

     При использовании  метода экспертных оценок  возникают  свои  проблемы.

Основными из них являются: подбор экспертов,  проведение  опроса  экспертов,

обработка результатов опроса, организация процедур экспертизы.

Экспертное оценивание - процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Эксперты (от латинского "expertus" - опытный) - это лица, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению.

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов.

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Экспертные оценки часто используются при выборе, например: одного варианта технического устройства для запуска в серию из нескольких образцов, группы космонавтов из многих претендентов, набора проектов научно-исследовательских работ для финансирования из массы заявок, получателей экологических кредитов из многих желающих.

Информация о работе Методы экспертных оценок